Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 октября 2018 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Егоров А.А. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИХОДСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ Г. КАЗАНИ В 1860-Х – 1870-Х ГОДАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ИЗВЕСТИЙ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ») // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(69). URL: https://sibac.info/archive/social/10(69).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИХОДСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ Г. КАЗАНИ В 1860-Х – 1870-Х ГОДАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ «ИЗВЕСТИЙ ПО КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ»)

Егоров Антон Алексеевич

студент 4 курса, кафедра отечественной истории КПФУ,

РФ, г. Казань

Мустафина Гульшат Мударисовна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент КПФУ,

РФ, г. Казань

В работе на основе материалов «Известий по Казанской епархии» рассматривается проблема оказания церковью и государством финансовой поддержки священнослужителям Казани в 1860-х-1870-х годах. Проанализированы жизненные ситуации представителей духовенства, в которых им оказывалась церковно-государственная помощь, и виды этой помощи. Автор пришел к выводу, что священнослужители Казани могли рассчитывать на поддержку в целом ряде случаев, начиная от необходимости дорожных расходов и заканчивая тяжелым материальным положением.

Ключевые слова: Казань, Русская церковь, священнослужители, епархия, эмеритальная касса, пенсии, пособия, сборы.

 

Статья посвящена теме церковно-государственной финансовой поддержки приходских священнослужителей г. Казани в 1860-х – 1870-х годах. Актуальность данной темы обусловлена тем, что оказание материальной помощи священникам и диаконам – это аспект социальной истории, которая в настоящее время является развивающимся направлением отечественной исторической науки, а также значимостью региональных исследований церковной истории во второй половине XIX в. Проблемы церковной истории на уровне отдельных епархий на сегодняшний день нуждаются в дальнейшей разработке. Целью данного исследования является определение источников и видов церковно-государственной финансовой поддержки, оказываемой казанским священнослужителям. Автор ставит перед собой следующие задачи: анализ указов Святейшего Синода и прочих источников, публиковавшихся в «Известиях по Казанской епархии» и регламентирующих оказание финансовой помощи представителям духовенства, анализ иных материалов «Известий по Казанской епархии» за исследуемый период, выявление ситуаций, в которых священники и диаконы получали материальную поддержку. В данном исследовании использовались общенаучные методы анализа, синтеза, классификации, индукции.

Как видно из рассмотренных материалов, с целью покрытия расходов, связанных с разъездами по служебной необходимости, духовенству выдавались средства на проезд – так называемые прогонные деньги. Согласно положению Святейшего Синода от 1867 г. священнослужителям и причетникам, отправляющимся на служение из внутренних губерний (в том числе Казанской) в станицы Кубанского и Терского казачьих войск, должны были выдаваться «прогоны, путевое довольствие по 30 копеек в сутки и на первоначальное обзаведение по 285 руб. 71 копеек каждому (все на сумму самих войск)» [1, с.48]. Другим указом Святейшего Синода от того же года священникам и лицам, желающим принять священнический сан, которые отправляются в Оренбургскую епархию, должны были выдавать «двойные прогоны до места назначения, и, сверх того, по сто пятидесяти рублей на подъем и обзаведение» [2, с. 4] из церковных средств.

В 1866 г. те священники Российской империи, которые прослужили более 35 лет и были выведены за штат причта, получили право на пенсию, составлявшую 70 рублей в год [8, с. 116]. Однако священнослужители, лишенные сана или запрещенные в служении, теряли право на пенсию как для себя, так и для своих детей. Указом Святейшего Синода от 1868 г. право на получение пенсий и единовременных пособий приобретали законоучители Казанского училища девиц духовного звания. Преподавать Закон Божий было разрешено только священникам, поэтому данная мера носила сословный характер. В 1878 г. Синодом было установлено, что диаконы пенсионного возраста, прослужившие на епархиальной службе в течение 35 лет, должны ежегодно получать по 65 руб. из пенсионного фонда духовного ведомства [6, с. 137], а в 1879 г. Высочайшим указом были увеличены пенсии священникам и протодиаконам кафедральных соборов, прослужившим в течение 35 лет, до 130 руб. в год [7, с. 57]. Некоторые приходские священнослужители из белого духовенства, достигшие пенсионного возраста, содержались в богадельнях Приказов Общественного Призрения и обеспечивались из сумм Казанского епархиального попечительства. С переходом в 1870 г. этих богаделен под юрисдикцию земских учреждений духовенство обеспечивалось за счет земств.

Казанские священники, оказавшиеся в монастыре или архиерейском доме для несения епитимии, обеспечивались штатным жалованием и половиной дохода от места своего служения (остальную половину получали служащие за состоящих под епитимией). Если священник был временно отстранен от служения, состоя под следствием или судом, он имел право на половину штатного жалованья и половину доходов, а служащие за подследственного или подсудимого получали остальную половину доходов. Таким образом, даже лишенный возможности служить за церковные или государственные преступления (либо подозреваемый в совершении последних) священнослужитель не оставался без материальной поддержки церкви, в том числе имея право на половину дохода от места служения.

В 1877 г. в Казанской епархии было принято решение о создании епархиальной эмеритальной кассы, средства которой служили для материального вспомоществования священно- и церковнослужителям, а также их семьям. До этого, еще в 1860-х годах возникает Казанское епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Его средства складывались из билетов государственного банка, общественного банка г. Казани, из церковных кружек, пожертвований от церквей и т.д. В Казанское епархиальное попечительство мог пожертвовать средства и глава епархии: так, архиепископ Антоний «препроводил в попечительство тридцать (30) руб. серебром» [3, с. 158].

Открытие приходских попечительств стало возможным после утверждения 2 августа 1864 г. «Положения о приходских попечительствах при православных церквях» [10, с. 177]. Эти учреждения, которые основывались при храмах г. Казани в 1860-е – 1870-е годы, занимались нуждами конкретного прихода, в том числе оказывая помощь священнослужителям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Так, в 1867 г. открывается приходское попечительство при Казанской Покровской церкви. В речи, произнесенной на церемонии открытия, отмечалось тяжелое положение одного из приходских священников, оказавшегося в ситуации, когда «в занимаемом им помещении находится в попечении до пяти семейств…, где есть лица и старые и юные, вдовствующие и сироты бесприютные и немощные <….>. Надобно только удивляться, как Провидение помогает ему пропитывать и содержать столь разнородное и многолюдное и столь нуждающееся семейство…» [4, с. 220]. В целом отмечалось, что средства, получаемые священниками за совершение богослужений и треб, вряд ли можно считать достаточными для обеспечения семей священнослужителей, так как «все подобные даяния совершенно произвольны и случайны и потому иногда они могут быть, а в иное время могут и не быть; а это почти то же, что в иное время они должны оставаться без средств к жизни» [4, с. 220]. Надо сказать, что материальное положение церковно-и священнослужителей Русской церкви ими самими оценивалось как крайне неудовлетворительное, что следует из результатов всероссийского опроса 1863 г. [9, с. 23], и хотя священники и диаконы Казани как губернского центра являлись более обеспеченными по сравнению с провинциальными священнослужителями, часть из них испытывала материальные затруднения. Исходя из всего вышесказанного, нужно отметить большую значимость открытия приходских попечительств, которые оказывали материальную поддержку представителям духовенства на местном уровне.

Священнослужители, чье имущество пострадало от пожара, могли рассчитывать на государственную материальную поддержку наряду с погорельцами других сословий в размере «десятой части убытков в движимом имуществе» [7, с. 57], но при условии, что урон от пожара был крайне значителен. Что касается церковной поддержки, то размер убытков, от которого зависит оказание помощи, официально не устанавливался, но при значительном ущербе объявлялся сбор пожертвований в пользу погорельцев.

Таким образом, казанские священнослужители во множестве случаев получали материальную помощь со стороны как Казанской епархии, так и государства. Источниками этой помощи внутри Русской церкви становились не только епархиальные органы, но и благотворители,  совершающие пожертвования. Казанским священникам и диаконам оказывалась поддержка в ситуациях бедности, проживания в богадельне (до 1871 г. оно обеспечивалось церковью, после чего богадельни были переданы в ведение земств), несения епитимии, когда священники были отстранены от служения на приходе. В случае необходимости служебных поездок священнослужители получали средства на дорожные расходы. Представители духовенства были в некоторой степени застрахованы на случай пожара, наносящего значительный урон имуществу. Священнослужителям назначались пенсии: например, после 35 лет службы. Кроме того, казанские иереи и диаконы могли рассчитывать на помощь приходских попечительств, члены которых занимались проблемами конкретного храма и чаще всего были осведомлены о трудных жизненных обстоятельствах клириков.

 

Список литературы:

  1. Известия по Казанской епархии. 1867. № 2.
  2. Известия по Казанской епархии. 1867. № 4.
  3. Известия по Казанской епархии. 1867. № 5.
  4. Известия по Казанской епархии. 1867. № 7.
  5. Известия по Казанской епархии. 1871. № 16.
  6. Известия по Казанской епархии. 1878. № 6.
  7. Известия по Казанской епархии. 1879. № 3.
  8. Блакитный М.М. Материалы журнала «Черниговские епархиальные известия» о пенсионном обеспечении духовенства Черниговской епархии (80-е гг. XIX в. – нач. XX в.) // Научные ведомости БелГУ. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2014. – № 15(186), вып. 31 – С.116-122.
  9. Иконников С.А. Учреждение эмеритальных касс в епархиях Центрального Черноземья во второй половине XIX в.: к истории вопроса. // Манускрипт. – 2018. – № 6(92) – С.22-26.
  10. Смирнов С.А. Деятельность приходских попечительств по улучшению материального обеспечения приходского духовенства (на материалах Костромской епархии). // Вестник КГУ. – 2012. – №. 2. С. 176–179.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий