Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 марта 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Федоров С.А. ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ, И ИХ КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(74). URL: https://sibac.info/archive/social/3(74).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ, И ИХ КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Федоров Сергей Александрович

магистрант 2 курса, ИСТиД (филиал)СКФУ

РФ, г. Пятигорск

Все авторы или же правообладатели исключительных прав на любое произведение, согласно законодательству, имеют право распоряжаться ими на договорных началах. Чтобы сделать выводы о системе договоров в сфере авторского права следует рассмотреть их основные виды.

Первым из рассматриваемых договоров станет договор авторского заказа. Этот документ активно применяется на практике между издательствами и авторами. Он популярен как в России, так и за рубежом. В нашей системе законодательства его принципы отражены в 1288 статье Гражданского Кодекса РФ. Согласно ней, автор должен по заказу другой стороны в установленные сроки создать произведение, отвечающее установленным параметрам заказчика. В обязанность автора вменяется передача некоего материального носителя произведения. Исходя из содержания договора, принято выделять следующие подвиды договора авторского заказа:

  1. Договор авторского заказа с передачей заказчику в собственность материального носителя.
  2. Договор, который предусматривает передачу произведения во временное пользование.
  3. Договор, согласно которому заказчик получает исключительное право на создаваемое автором произведение.
  4. Смешанный договор.

Договора авторского заказа имеет следующие свойства. Он- возмездный, двусторонний, консенсуальный. Существенные условия договора, это его предмет и срок исполнения. Если срок не установлен, то такой договор не может быть признан заключенным. Также в статье 1289 ГК РФ устанавливаются требования по срокам выполнения заказа, однако, если в договоре не определен льготный период для автора при наличии у него уважительной причины для нарушения сроков предоставления, то ему может быть в соответствии с законодательством предоставлен льготный период в объеме четверти срока договорах [1].

Одним из довольно часто применяемых по статистике договоров является договор об отчуждении исключительного права на произведение. Его основная суть в том, что автор или же иной правообладатель имеет право передать принадлежащее ему исключительное право на произведение на возмездной либо безвозмездной основе приобретателю этого права. Исходя из формулировок, закрепленных в статье 1285 ГК РФ, данный документ должен быть зафиксирован в письменном виде. Свойства договора, которые установлены законом, позволяют говорить, что он двухсторонний и консенсуальный. Следует также учесть, что данный вид договора в современном Российском законодательстве отрегулирован крайне скупо. Если рассматривать по всем его параметрам, то можно обнаружить, что кроме формулировке передачи прав, никакой другой в статье вовсе нет и защита заключается лишь в праве автора отказаться от его исполнения, если его права были нарушены каким-то образом [2].

В современном авторском праве применяется также лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Основные требования к этому договору отражены в статье 1286 ГК РФ. К договору в соответствии с законодательством применяется основное требование в виде заключения его в письменном виде с отражением возмездного, либо безвозмездного характера. В случае возмещения автору или правообладателю затрат за использование принадлежащего ему произведения в договоре рекомендовано прописать размер вознаграждения способ выплаты, который может быть единовременным, либо делиться на несколько траншей, также следует учесть методику расчета выплат. Существует еще несколько параметров лицензионного договора на которые следует обратить внимание. Это в первую очередь то, что получивший от автора или правообладателя права на использование произведения обязан высылать в установленные договором сроки отчеты об использовании. В течение всего установленного договором срока лицензиат должен воздерживаться от несанкционированных договором способов использования произведения. Статья 1288 ГК РФ не допускает применение данного договора в отношении несозданных или же незаконченных произведений. Для этого служит другой договор, договор авторского заказа [3].

Теперь следует перейти к особой форме договора, которая применяется в современном авторском праве. Речь пойдет об издательском лицензионном договоре. Его появлению предшествовало появление частных литературных и музыкальных издательств, картинных галерей и других негосударственных организаций, связанных с культурой. Данный договор передает права на использование произведения от автора к издателю. Издатель должен начать свою работу не позднее срока, который был указан в договоре. Для заключения данного договора следует учесть, что издательскую деятельность в соответствии с законодательством имеет право осуществлять исключительно юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, который в своей деятельности должен учитывать постановление правительства РФ от 16 июля 2009 года за № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", которое рекомендует во соблюдение закона уведомлять соответствующие органы государственной власти о начале издательской деятельности. Если в договоре не установлен срок, то следует учитывать, что могут возникнуть ситуации, в которых может произойти разрыв договора без возмещения убытков.

Также следует выделить системы так называемых вспомогательных договоров, которые в современном авторском праве имеют немаловажное значение. В их задачи входит регламентирование таких объектов авторского прав как произведения в составе более сложных объектов. К таким объектам современная наука относит аудиовизуальные произведения. Чаще всего в подобном случае работает договор об отчуждении авторских прав, но иногда договором предусматривается лицензионное пользование [4].

Еще одним из видов договоров является договор на постановку, а именно разрешение автора или правообладателя использовать данное произведение во время постановки на сцене. Такой договор заключается в отношении произведений драматического, музыкально-драматического, хореографического, музыкального произведения. У данного договора есть свои специфические требования, одним из них, к примеру, является привлечении автора к работе над постановкой, то есть к взаимодействию автора с режиссером. За автором оставляется право, состоящее возможности убрать свое имя из титров, тогда в качестве обязательного компонента записывается словосочетание «по мотивам произведения автора».

Немаловажным подвидом договоров является также сценарный договор, который по своим основным параметрам достаточно близок к постановочному и отделился от него совсем недавно. Сама по себе суть данного договора заключается в том, что сценарный договор – это, по сути, договор авторского заказа, заключаемый с автором для написания полноценного сценария. Но данный вид договора имеет один недостаток, который заключается в том, что по мотивам авторского сценария режиссер пишет свое произведение, представляющее собой сильно видоизмененный авторский сценарий, что для не которых авторов становится самым большим разочарованием.

Самым специфичным же из всех видов договоров является договор о депонировании рукописи. Его суть заключается в регулировании вопросов, связанных с размещением рукописей в специальном информационном органе. Как правило, таким образом, размещают исключительно рукописи научного характера, которые имеют интерес для узкого круга авторов. Позднее, размещенные, таким образом, произведения печатаются по специальному запросу в малом количестве.

Совокупность договоров в авторском праве многообразна. Вся система договоров зависит исключительно от сути произведения и способов его использования.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими [Электронный ресурс]: постатейный комментарий к главам 69–71 / Б. М. Гонгало, В. О. Калятин, М. Я. Кириллова [и др.]; под ред. П. В. Крашенинников. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2014. — 510 c. — 978-5-8354-1061-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29137.html (дата обращения 16.03.2019)
  2. Право интеллектуальной собственности. Том 2. Авторское право [Электронный ресурс]: учебник / Е. С. Гринь, В. О. Калятин, С. В. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Новоселова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Статут, 2017. — 368 c. — 978-5-8354-1350-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72392.html (дата обращения 16.03.2019)
  3. Лебедь, В. В. Произведения искусства в авторском праве [Электронный ресурс]: монография / В. В. Лебедь. — Электрон. текстовые данные. — М.: Книгодел, 2011. — 112 c. — 978-5-9659-0070-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3775.html (дата обращения 16.03.2019)
  4. Самсонова, Л. В. Авторские права на литературные произведения [Электронный ресурс]: монография / Л. В. Самсонова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский новый университет, 2011. — 280 c. — 978-5-89789-060-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21258.html (дата обращения 16.03.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.