Статья опубликована в рамках: LXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 июня 2019 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФУТУРОЛОГИЯ И АНТИУТОПИЯ КАК ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА.
Размышления о будущем общества и мира через призму философских вопросов очень популярно в современной массовой культуре, породив тем самым два термина- футуризм- размышление о будущем и построения его модели по множеству сценариев и антиутопия- популярный жанр литературы и кинематографа, который берет за основу за основу модели мира и основы сюжета самые мрачные сценарии футурологии, тем самым поднимая философский вопрос в массовой культуре. В пример приведены два романа писателей начала двадцатого века как размышления о развитии общества и отдельного человека как личности в нем.
Мысли о будущем и развитии общества не дают покоя людям с древних веков.
За все время, что существует общество, оно неоднократно хотело заглянуть за временной горизонт, узнав тем самым свое будущее. Многие мыслители прошлого выстраивали системы того, как будет развиваться человек, его взгляды, поиск ответов на вопросы бытья и задаваемых ему загадок нового времени, а также как будет изменятся мир вокруг-духовный и материальный. Все это объединяет один термин - футурология.
Вопросы будущего интересовали многих - религиозных пророков и мудрецов древности, наследников эленской культуры древних греков и римлян, средневековых ученых и прозаиков, но большей рассвет свой эти размышления получили развитие в XIX и XX веке.
Обусловлено это тем, что на рубеже «нового времени» развитое человечество совершило большой скачок, как в промышленности, экономике, медицине, науке так и в культуре и ее новых составляющих. Но какова роль философии в размышлениях и построении прогнозов на будущее? Как раз-таки она является основой всего, каркасам на котором держится идея того или иного размышления. Двадцатый Век является кульминацией множества идей, он дает толчок множеству проявлений поисков нужных ответов человеку. В основном эту роль литература, дающая новую пищу для жанра- антиутопия и новый вид искусств - кинематограф, создающий больше возможности передачи замысла.
Роман американского писателя Олдаса Хаксли «О Дивный Новый Мир» поднимает перед нами вопрос выбора и личной свободы которых лишены люди далекого будущего, где любые проявления свободомыслия и эмоций вне рамок, являются запретом в «людском обществе» а само общество регулируется рукотворной кастовой системой, с самого рождения. Мир, в котором происходит действие сюжета полностью подвергся глобализации, а суть жизни мирового сообщества является потребление.
В другой всемирно известной антиутопии автора Джорджа Оруэлла «1984» также поднимается вопрос свободы личности и мысли в обществе, где мысль - запрет. Но в отличии от произведения Хаксли в этом мире общество рассматривается в определенном государстве, полностью погруженное в пропаганду и диктатуру. Сама основа его держится на подмене фактов и информации, тем самым заставляя обычного человека зайти в тупик, так как любые воспоминания, которые были у него не имели места быть в мире, в котором вся информация постоянно корректировалась.
Если рассматривать оба примера, то их схожесть явно заметна. С одной стороны, это отпечаток времени, оба написаны в первой половине двадцатого века, а с другой стороны поднимается вопрос о том, не приведет ли блага общества и желание обезопасить людей в полное разрушения свободной мысли каждого его члена. Конечно, главный вопрос любого подобного произведения - останется ли человек-человеком в нашем понимании этого вопроса. Будит ли он-свободен? Может ли запрет на свободу быть благом? Ведь по большему счету философский взгляд в футурологии это в какой-то степени прогноз, основой для которого служит время зарождения той или иной идеи. На этот самый фундамент накладывается множество факторов, идей, эмоций, и еще множество элементов и не всегда этот прогноз может быть верным, но многое в связи с прогрессом и развитием общества воплощается в реалиях нашей жизни.
Хаксли, спустя более четверти века пишет «Возвращение в Дивный Новый Мир», которое по существу является рассуждением о воплощении идей и сравнением с вопросами, поднятыми им ранее. В них с философской точкой зрения приводятся примеры того, что мировое общество, несмотря на внушительный прогресс, свободу и потенциал развития, начнет страдать от перенаселенности, которая в свою очередь может привести к социальным проблемам. Глобализация как фактор проблемы всего мирового сообщества, которая также с одной стороны является естественным процессом, но в той же степени по прогнозам автора принесет больше бед для всех. Таким образом, Хаксли, рассуждает о воплощении идей решения проблем описанные в его романе конца 1940 года двадцатого века с помощью селекции, диктатуры, деления людей на касты и тотального контроля всего земного шара.
У Оруэлла, идея романа заключается в том, что в будущем, общество можно контролировать изоляцией и информацией, правильная подача которой является основой сдерживания негативных факторов социума. Так же кастовый контроль и пропаганда как основа мира и порядка.
Оба автора, приведенные в пример, развивают ту или иную идею в сюжет, тем самым проецируя свою действительность и окружение в будущее, тем самым размышляя о дальнейших преобразованиях в мире.
Не стоит забывать о романе «Мы» Евгения Замятина, вышедший в начале двадцатого века, в революционной России и который в свою очередь оказал большое влияние на Оруэлла и Хаксли.
«Мы» строится по такому же принципу, как и многие антиутопии. Здесь есть и общество под контролем государства, имена людей полностью превращены в цифровой код. Борьба с человеческой фантазией и самовыражением-как причинами бунтов и протестов, отделения человека от природы «зеленой стеной».
Особенность данного произведения является время и место, в котором он написан, так-как идеи и концепции являются аллюзией на коммунизм и гражданские войны в России начала двадцатого века. Размышления о том, что тоталитарный режим ведет общество в тупик основывалось на событиях происходившим в мире в период жизни авторов и отложившие отпечаток в творчестве авторов. У Оруэлла это вторая мировая война и пример того, как могло бы строится одно из закрытых государств, у Замятина период революционных событий и идей и философских взглядов, которые тогда начали формировать общественную мысль.
Несмотря на давность периода публикаций романов, можно легко найти схожесть реальной современной жизни и порой фантастической реальности, приведенной в романе. Глобализация и разрушения вековых границ и объединения народов, способы контроля мыслей и подача информации. С точки зрения философии, весь сюжет строится на безальтернативной основе, так как герою, как человеку, вышедшему из-под контроля, не удается что-либо изменить или же он служит зародышем новых идей в тоталитарном обществе. С другой стороны имеет ли герой права на перелом строя? Ведь общество по сути своей не считает себя угнетенным? Сложно представить, что оно хочет полностью находится под контролем, а каждый его член хочет быть обезличен, но каждый из авторов приводит свой пример подчинения и лояльности к тому, что будет происходить с людьми в будущем.
Современное общество во многих чертах начинает быть похоже на общество из книг. Фантастические устройства, которые век назад считались чем-то нереалистичным, спустя менее столетия обрели аналоги, которые не заменимы в нашей повседневной жизни. Количество информации, ее объем и способ ее упрощенного поглощения, а так-же ресурсов, товаров и пищи становится более похоже на общество потребления будущего предсказанным Хаксли. В зависимости от того, какой путь захочет то или иное общество, даст ли оно выбор и свободу каждому своему члену и оставит ли она личность как основу человека, зависит то, по какому сценарию пойдет его история.
Во многом, главная задача мыслителя, как философа, это воплощение своих размышлений на примерах того, что может сложится. Размышления о прогрессе, о развитии общества и человека, его личности и свободы мысли, общества и его отношения к каждому из его членов. Таким образом философия и ее основы в вопросах бытья становятся фундаментом для передачи размышлений писателя, литературным языком и сюжетом, тем самым в более простой форме передавая информацию читателю, давая ему пищу для размышлений.
Список литературы:
- Джордж Оруэлл 1984. -Г. Москва: АСТ, 2013.-320 с.
- Замятин Евгений Иванович Мы. -Г. Москва: АСТ, 2018.-320 с.
- Олдос Леонард Хаксли Возвращение в дивный новый мир. -Г. Москва: АСТ, 2018.-192 с.
- Олдос Леонард Хаксли О дивный новый мир. -Г. Москва: АСТ, 2017.-352 с.
дипломов
Оставить комментарий