Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Царегородцева А.А. О ВЗГЛЯДЕ ВОЛЬТЕРА НА ПРОБЛЕМУ ЗНАЧИМОСТИ РЕЛИГИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(79). URL: https://sibac.info/archive/social/8(79).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

О ВЗГЛЯДЕ ВОЛЬТЕРА НА ПРОБЛЕМУ ЗНАЧИМОСТИ РЕЛИГИИ

Царегородцева Анна Александровна

студент 3 курса, лечебно-профилактического факультета Уральского государственного медицинского университета,

РФ, г. Екатеринбург

 

Шеметов Георгий Андреевич

научный руководитель,

ассистент кафедры философии, культурологии и биоэтики Уральского государственного медицинского университета,

РФ, г. Екатеринбург

Величайший французский философ XVIII века Вольтер высоко оценивал важность института религии и религиозной веры в общественной жизни, считая, что «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Философ убежден в том, что вера в Бога является необходимым элементом в жизни человека, а религия, основанная на вере в Бога, выполняет важные функции, как для отдельного человека, так и для всего человечества, и потому должна существовать. Однако существует диаметрально противоположная точка зрения, доказывающая абсурдность и искусственность самого явления религии, а также негативное влияние религиозных учений на общественный порядок.

Цель исследования – изучить взгляды философов на проблему значимости религии, её институтов для отдельного человека и общества в целом, а также, принимая их во внимание, выявить смысл двойственных оценок Вольтера, относящихся к религии и представлениям о Боге.

Материальной базой для исследования стали работы философов, посвященные изучению феномена религии, работы по истории появления религиозных учений, литературные произведения и исторические факты, репрезентирующие функции религии.

Результаты исследования и их обсуждение

Французский философ-просветитель XVIII века Вольтер, говоря о проблеме религии, утверждал, что религиозная вера необходима для жизни общества. Действительно, религия и религиозная вера помогают человеку разрешить множество проблем, найти ответы на волнующие его вопросы. Опыт многих поколений подсказывает, что религия стала неотъемлемой частью культуры, и никакими средствами невозможно истребить веру людей в Бога. Миллионы людей испытывают потребность в религиозной жизни. Почему же это происходит?

Религия, как особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов и объединение людей в организации, выполняет мировоззренческую, коммуникативную, компенсаторную, регулятивную, интегративную и культурную функции. [5] Наиболее значимой является мировоззренческая функция религии. Она проявляет себя в создании у верующих религиозной картины мира, определении смысла жизни человека, его места в мире. Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру. Согласно религиозным учениям, человек создан по образу и подобию Бога. Если Бог представляется как абсолютное благо, то и человек должен творить только добро.

Мировоззренческая функция религии тесно связана с психологической функцией, поскольку в мировоззрении есть такой компонент, как вера. Религиозная вера, то есть глубокое, пронизанное эмоциями личностное самоопределение человека, вытекающее из религиозного мировоззрения, помогает человеку найти утешение в трудных жизненных ситуациях. В религии человек рассматривается, прежде всего, как существо духовное, его телесные страдания, горести и беды посланы Богом за грехи. Они укрепляют силу его духа. Вера даёт человеку надежду на искупление грехов путем раскаяния. Такое отношение к миру и к самому себе формирует соответствующий образ жизни. [2] Примером глубоко верующего человека, религиозная вера которого играет определяющую роль в жизни, является Элен Бёрнс, героиня романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (1847 г.). Элен, ученица Ловудской школы, заболевает чахоткой, и болезнь в условиях эпидемии оказывается смертельной. До последних мгновений своей жизни девушка чувствует себя по-настоящему счастливой, ведь её болезнь не так уж мучительна, а, оставив этот мир, она встретится с Богом и обретет покой. Вера в спасение души наполняет её жизнь смыслом даже на грани смерти.

Особую связь с религиозным мировоззрением имеет и регулятивная функция религии, основой которой является осознание индивидом содержания определенных ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей. Наличие представлений о морали в мировоззренческих основаниях религиозной традиции позволяет ей выполнять регулятивную функцию. В истории Российского государства есть примеры, подтверждающие важность религии как регулятора общественных отношений. Так, например, в летописном повествовании упоминается легенда об «испытании вер» киевским князем Владимиром Святославичем. Князь Владимир выбрал из всех возможных религий христианство, так как считал, что именно это позволит урегулировать отношения между князем и славянами. Христианство, как монотеистическая религия, призывает к вере в одного Бога, к следованию единым обрядам, принципам и нормам, что выгодно подчеркивает единоличную власть Киевского князя и объединяет людей духовной культурой.

Философия Средних веков была призвана подтверждать религиозные истины. Крупнейшим религиозным философом IV – V веков был Августин Блаженный, создавший учение о «Божьем Граде и Граде Земном» (413-427 гг). В этом произведении проповедник пишет о том, что церковь как организация необходима для спасения души. Августин раскрывает сущность отношений между Богом и человеком. Человек создавался Богом как свободное существо, выбрал грехопадение и оказался обречен на вечное искупление грехов. Спасти свою душу и достичь Небесного царства он может, только лишь следуя заветам Иисуса и принимая волю Бога как собственную. Таким образом, Августин показывает, что соблюдение христианских заповедей в земной жизни дарует людям искупление грехов и вечную жизнь в Граде Божием. [1]

Сам Вольтер неоднократно отмечал, что вера в Бога выступает в качестве социального и нравственного регулятора. Философ писал о необходимости веры человека в Бога, как способе удержать человеческий род от саморазрушения и взаимного истребления. Об этом же говорил и знаменитый русский религиозный мыслитель XIX века Владимир Соловьев. В своих «Чтениях о Богочеловечестве» из цикла публичных лекций он писал, что религия – это воссоединение человека и мира с безусловным началом. Религия, по Соловьеву, единственное действительное осуществление свободы, равенства и братства. Философ пишет об отрицательных последствиях процесса секуляризации мира. Отсутствие веры, по мнению философа, неизбежно приведет к парадоксальному искажению ценностных ориентаций. [4]

Однако действительно  ли религия так необходима человеку? Ведь она не всегда позволяет людям осознавать себя как единую общность и самоопределяться в общественной системе. Более того, религия может быть использована как инструмент для разъединения людей. Об этом свидетельствует дезинтегрирующая функция религии, проявляющая себя в разжигании вражды и войн между представителями разных религий, вероисповеданий и мировоззрений. Многие религиозные учения опровергают друг друга, их последователи относятся друг к другу с презрением и ненавистью на основе самоуверенности в абсолютной истинности своей религии, своего понимания вероучения.

В мировой истории есть примеры, когда религиозная вражда возникает и между представителями одной религии. Так, в Европе XVI века возник протестантизм как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римской католической церкви. Его идеалом служит возвращение к апостольскому христианству. Вождем религиозной революции стал Мартин Лютер, считавший, что Римская католическая церковь в погоне за богатством отошла от первоначальных христианских принципов. Зачем человечеству нужна организация, которая под прикрытием религиозного учения, божественных заповедей, ищет собственные выгоды, гонится за богатством и политическим влиянием? Между людьми возникают многочисленные споры и противоречия, приводящие к войнам. Зачем человеку придумывать религию, «выдумывать Бога», если это приводит к разобщенности и различным конфликтам?

Французский философ-материалист Жан Мелье в своем труде «Завещание», впервые опубликованном Вольтером в виде конспекта, задаёт аналогичные вопросы. Судьба Жана Мелье уникальна. Всю жизнь проработав сельским католическим священником, Мелье по свои внутренним убеждениям был атеистом. В своем завещании он пишет, что все религии – это не более чем обман, иллюзия, заблуждение и даже шарлатанство. Они придуманы хитрыми политиками для того, чтобы было проще держать народ в узде. Похожей мысли придерживается и немецкий мыслитель XIX века Фридрих Ницше, поставивший под сомнение принципы религии. Ницше утверждал, что религия делает человека слабым. Он считал «гипотезу Бога» совершенно недостойной разума и своей главной задачей ставил десакрализацию природы человека. [3]

В конечном счёте, Вольтер разрешает данное противоречие, указывая на разрыв и дистанцию, которые существуют между религией как абстрактной формой мировоззрения и её институциональными воплощениями в истории, а также неустанно проповедуя идеи религиозной терпимости. Он подчёркивает, что религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле может рисовать его жестоким тираном, и полагает, что эта ситуация проистекает из аберрации религиозного сознания, обусловленного конкретными условиями жизни людей. В сущности, французский просветитель приближается к мысли Л.А. Фейербаха о Боге как отчуждённой человеческой сущности, однако не может сформирулировать её в последовательной форме. Возможно, одна из причин тому – деистические взгляды философа на устройство Вселенной, согласно которым она может быть познана с помощью науки как часовой механизм, которому присущи объективные и имманентные законы движения, однако объяснить причины её возникновения невозможно без апелляции к Божественному творению.

Выводы:

Таким образом, сложно однозначно интерпретировать высказывание Вольтера о необходимости веры человека в Бога.

1. С одной стороны, религия является важным социальным институтом и необходима людям. Об этом свидетельствуют ее мировоззренческая, психологическая и регулятивная функции. Религия создает и обосновывает нормы общественного поведения, способствует социализации индивида и формированию нравственных ориентиров.

2. С другой стороны, наличие разных вер, разных Богов, разных религиозных вероучений неизбежно приводит к несоответствию поведенческих норм представителей различных конфессий. Кроме того, зачастую в истории религия используется как инструмент насилия и утверждения власти со стороны отдельных общественных сил. Следовательно, религия способствует разъединению людей, разжиганию вражды между ними.

3. Сам Вольтер, высоко оценивающий значимость религии, в то же время предлагает посмотреть на неё с прагматической точки зрения. Философ говорит о значении религии для сохранения человеческого рода в том случае, если она соответствует идеалам терпимости и морального совершенствования.

 

Список литературы:

  1. Аврелий Августин. О граде Божием // М.: АСТ, 2000.
  2. Гуревич П.С. Философия человека. — М.: ЦОП Института философии РАН, 2001. — Ч. 2. — 209 c.
  3. Мелье Жан. Завещание // М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.
  4. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве // М.: Азбука, Азбука-классика, 2014.
  5. Сулейманов Т.Ф. Религия и мораль: общее и особенное / Т.Ф. Сулейманов // Вестник международного института экономики и права. —2012.— №4 (9). — С. 74-82.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.