Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 августа 2019 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тарасова М.Т. ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ВОЗЗРЕНИЕ ГЕГЕЛЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(79). URL: https://sibac.info/archive/social/8(79).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ВОЗЗРЕНИЕ ГЕГЕЛЯ

Тарасова Марина Тимофеевна

магистрант Института экономики, управления и права, Российского Государственного Гуманитарного университета,

РФ, г. Москва

Феномен преступления подразумевает множество аналитических подходов, присущих каждой отдельно взятой науке. Категория «преступление» рассматривается наукой уголовного права, философией, этикой, психологией, социологией и многими другими. Наука уголовного права представляет преступление как «виновно совершенное общественно опасное деяние в форме действия или бездействия», за которое Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность [5; ст. 14]. В рамках этики «преступление» рассматривается как зло, причиненное одни человеком другому [1]. Социология рассматривает феномен преступления как невозможность поиска гуманного способа разрешения собственных или общественных несоответствий [4]. Наука психология выделяет ряд отраслей, например, правовая, криминальная, криминалистическая, судебная психология, в рамках которых осуществляется изучение феномена «преступление». Антропологией преступление рассматривается как искаженная форма самореализации, уничтожающий способ определения всех граней природы человека.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что феномен «преступление» исследуется через призму множества современных наук, ни одна из них не содержит в себе исчерпывающего понятия данного явления, что связано с односторонним его рассмотрением. Любое преступное деяние является уникальным и всегда содержится в себе нечто таинственное, недоступное для глубокого исследования какой-либо наукой. Таким образом, можно говорить об отсутствии реальных эффективных средств, разработанных в рамках научных дисциплин, что указывает на необходимость исследования «преступление» через призму философии.

Исторически выделилось несколько уровней философского исследования феномена «преступление», а именно:

- метафизический;

- философско-антропологический;

- социально-философский.

Каждому из этих уровней присущи свои особенности. Так, например, на метафизическом уровне преступление исследуется с точки зрения метафизической сущности зла. На философско-антропологическом уровне преступление рассматривается как выражение биопсихической природы человека. Социально-философский подход к преступлению предусматривает анализ устройства общества, поскольку именно его несовершенство приводит к процветанию преступности.

С точки зрения философии преступление представляет собой акт протеста или отрицания, что находит свое отражение в трудах множества ученых, например, Г. В. Лейбниц отмечал: «преступление как выражение отрицания имеет чисто негативный смысл» [3; с. 39]. Таким образом, при совершении преступления человек отвергает нравственные нормы, созданные в обществе, в котором он проживает. Стоит заметить, что это касается конкретного общества, поскольку существует ряд деяний, которые для одного правового общества признаются преступлениями, а для другого – нет. В связи с вышеизложенными отрицаниями, человек ступает на путь вседозволенности, что является губительным как для общества, так и для него в частности.

Также, хотелось бы отметить, что философские исследования многих лет приводят ученых к выводу о том, что с точки зрения фундаментальных принципов бытия человеческой природе присуще наличие зла. Еще Гегель отмечал, что «в самом понятии духа лежит, что человек от природы зол» [2; с. 182]. Этот тезис он объяснял через цели, то есть каждый человек, как правило, ставит перед собой цель, для достижения которой он использует свои собственные ресурсы, а также совершает ряд определенных действий. В случае доведения своей цели до последней крайности и задумываясь лишь о своих интересах, не учитывая общественные, человек зол. Такое зло по Гегелю выступает человеческой субъективностью.

Думается, что данная концепция лежит в основе понимания зла через конфликт, с учетом его социального и онтологического начала. Возвращаясь к феномену преступления, становится очевидным, что человек причиняет зло другой особи своего вида в связи со своей собственной субъективностью. Этот факт говорит о том, что онтологическая зацикленность мешает человеку учитывать не только свои собственные интересы, но и интересы общества.

Таким образом, преступление выступает социальным злом, онтологически заложенным в человеческой природе субъективности, на что, также, указывают труды Гегеля.

Более того, вероятность совершения преступления изначально присуща каждой человеческой особи. Конечно, возникает резонный вопрос, связанный с тем, что не все люди совершают преступления. Думается, что здесь необходимо вспомнить о концепции Гегеля неправа. Неправо нашло свое отражение в «Философии права» Гегеля как воля индивида, противопоставленная всеобщей воле и праву [2; с. 311]. Исходя из этой теории, преступление является необходимым инструментом для здоровой реализации идеи самого права, имеющего свою успешность только в связи с существованием отрицания права через призму преступности.

Помимо этого Гегель выделял еще одну форму неправа, связанную с сознательным обманом. По мнению немецкого философа, существование такого обмана связано с повелеванием над другими вразрез с действующими основами права. 

Думается, что суть данной формы заключается в том, что преступное деяние по возможности тщательно скрывается и выдается за правомерное в своих собственных интересах.

Таким образом, в рамках настоящей статьи было определено особое место философского знания в рамках исследования феномена преступления. В рамках философской науки исторически выделилось три уровня познания:  метафизический, философско-антропологический и социально-философский. Более того, было выявлено, что преступление – это акт отвержения нравственных норм, созданных в обществе.

Фундамент знаний по философии преступления заложил еще Георг Вильгельм Фридрих Гегегль – немецкий философ и яркий представитель классической философии. Гегель отмечал, что каждому человеку присуще зло, которое нередко в связи с субъективностью человека проявляется в преступной  деятельности. Следовательно, преступность будет существовать столько, сколько будет существовать право, поскольку она является инструментом для здоровой реализации идеи самого права.

 

Список литературы:

  1. Блюхер А. А. Этические основания и аргументы в теориях правового наказания: диссертация ... кандидата философских наук. – Москва, 2009. – 134 с. 
  2. Гегель Г. В. Ф. Философия права / пер. с нем. Б. Г. Столпнера. – М.: Мир кн.: Лит., 2009. – 462 с.
  3. Лейбниц  Г. В. Неизданное сочинение Лейбница: Исповедь философа / сост. проф. Ив.Ив. Ягодинский. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1915. – 94 с.
  4. Рогачев П. Ю. Социально-управленческие аспекты расследования преступлений: диссертация ... кандидата социологических наук. – Саратов, 2005. – 171 с. 
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. -1996. – №25. – Ст. 2954
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.