Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2019 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
САМОБЫТНОСТЬ ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА
Каждый этнос на земле является носителем самобытной культуры. В искусстве и культуре татарского народа, как в зеркале отразились жизнь и быт далеких предков, религия, национальные особенности и идеалы красоты. Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники, как религиозные, так и семейные, где все тесно переплетается.
Так, в религиозный праздник «Курбан-байрам» (день жертвоприношений) люди угощают друг друга бульоном из баранины (куурдак). Считается, что если в этот день угостить большое количество людей, то год в этой семье будет благополучным.
«Рамадан» — главный религиозный праздник у татарского народа, также некоторые его называют Рамазан. Пост в этот месяц является обязанностью каждого мусульманина. Есть, пить, придаваться развлечениям или удовольствиям запрещено в течение всего светового дня, то есть от восхода солнца и до его заката [1, c.36].
Самыми значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, являются свадьба и рождение ребенка. С последним связан обряд «Исем куштыру» (имянаречение) – первый и важнейший в жизни каждого человека, так как по мусульманским традициям нареченное имя во многом определяет судьбу ребенка. Согласно шариату, родители младенца должны в течение 40 дней с момента рождения ребенка провести обряд имянаречения. Обряд может проводиться в любом месте, выбранном родителями новорожденных. Предпочтительнее считается собственный дом или мечеть. Проведение ритуала в домашней обстановке способствует более тесным семейным связям, сближению родственников, а также укреплению семейных уз. В доме должны быть идеальная чистота и порядок.
Участниками торжества являются родители младенца и самые близкие родственники. Мулла с младенцем на руках становится лицом к Кибле и мягким, тихим голосом произносит азан и три раза имя в правое ушко ребенка. В этот момент величественный азан и его волшебная мелодия ласкают слух новорожденного. После этого в левое ушко опять же нежным и мягким голосом произносится камат, а затем три раза произносится имя ребенка. Далее прочитывается самая первая сура, открывающая Благородный Коран, «Фатиха». Дом наполняется словом Аллаха Та’аля, освящающим жилище, новорожденного, его родителей и всех участников торжества. Затем прочитывается ду’а с самыми добрыми пожеланиями новорожденному, его родителям и близким родственникам. Младенец вручается отцу, который затем передает его своей супруге – матери ребенка. На этом и завершается обряд.
В этот день всех гостей обязательно угощают первым блюдом – суп с лапшой (тәнкә тукмач), на второе подают мясной пирог (бәлеш) с мясом гуся и самое основное угощение – это чай с «бәби мае» - сладкая смесь из меда, масла и красного творога (эремчек) [2, c.284]. Гости дарят подарки новорожденному: деньги, одежду или детские вещи, такие как коляска или кроватка.
Обряд «Никах» (бракосочетание) – брак в исламе, заключаемый между мужчиной и женщиной (мусульманская свадьба) является вторым важным событием в жизни человека [1, c.38].
Татарская свадьба очень своеобразна, корни ее уходят в традиции волжских булгар. Обычно свадьба начинается с религиозной составляющей: «никах» - свадебная церемония, которую проводит имам. Он освящает союз молодых чтением Корана при самых близких родственниках. Жених, невеста и гости торжества должны быть одеты подобающе: мужчины в головных уборах – тюбетейка; женщины - в длинном, просторном (не облегающем) платье, с длинными рукавами и с закрытой горловиной. Голову необходимо покрыть платком (хиджаб), полностью скрыв волосы (челку тоже). При этом важно еще одно условие: и жених, и невеста должны признать свою благоверность Аллаху. Брак заключается при свидетелях с обеих сторон, регистрируется в религиозной книге записей, и молодым выдается свидетельство о заключении брака.
После проведения обряда начинается обеденная трапеза. Сначала едят мужчины, затем садятся женщины. Читается молитва и начинается одаривание молодых. Это «мәһәр бирү» - преподнесение подарка невесте: как правило, это платья, платки, текстиль, украшения. Затем, две близкие родственницы невесты с детьми собирают подарки и наряды молодых и везут к жениху. Там так же накрыт праздничный стол и ждут родственники жениха. Приехавших гостей сажают во главе стола, читается молитва и начинается показ всех подарков, подаренных гостями и купленных женихом. А что самое интересное – жених полностью покупает все наряды для невесты к свадьбе [2, c.290]. Обычно через неделю после «Никаха» молодые в ЗАГСе регистрируют свой брак.
Первый день свадьбы играют у невесты. Приезд молодых в дом невесты обычно сопровождается звуками гармони. Детвора ждет этого: по традиции жених при входе в дом рассыпает на улице монеты, конфеты, а младшим братьям невесты дарит ножи.
Родители невесты встречают молодых медом, они делают первый шаг на подушку. Это пожелание того, чтобы жизнь молодых была сладкой, а путь – мягкий, как перина.
Обязательным атрибутом первого дня свадьбы является «чак-чак» – свадебный пирог, приготовленный родственниками невесты. Выносят его, исполняя танец, замужняя пара, являющаяся близкими родственниками. Чак-чак ставят перед молодыми, жениху дают кинжал, которым он пронзает пирог. Это свидетельство его силы и утверждение главенствующего положения в семье. Чак-чак потом режут и угощают всех гостей.
После первого дня поздно вечером молодых провожают в специально отведенный дом «кияү өйе» - дом жениха. Утро следующего дня начинается с бани, приготовленной женой старшего брата невесты.
Второй день свадьбы продолжается в доме жениха. «Килен төшү» - это приезд невесты в дом жениха. Невесту привозит в свой дом супруг в сопровождении родственников. На пороге нового дома к ногам невесты кладут подушку – это знак уважения к девушке. Свекровь угощает молодую пару медом и хлебом, чтобы отношения между ними были добрыми и сердечными. Когда молодая жена переступает порог дома мужа, она должна совершить один из древних свадебных обрядов – освящение жилища. Девушка должна украсить комнату новыми шторами, скатертями, половиками. Этот ритуал помогает невесте почувствовать себя хозяйкой в доме мужа и продемонстрировать приданое родне супруга. Свекровь ведет невестку за водой, так девушка показывает аккуратность и хозяйственность: чем меньше воды она разольет, тем больше будут ее уважать. Затем гости под звуки гармони обычно проходят по деревне во главе с молодыми. Завершается обряд переезда жены в дом мужа весело и празднично.
Третий день свадьбы – «яшьләр көне» - день молодых – проводится на стороне жениха, куда обычно приглашают молодежь с обеих сторон. Свадьба сопровождается танцами, пением и различными веселыми конкурсами [2, c.291]. Татарская свадьба традиционно проводится по всем правилам, она подчиняется обрядам и традициям татарского народа, пропитана яркими чувствами и эмоциями.
Обрядовая сторона связана с различными этапами человеческой жизни, и веселыми и печальными. По традиционным мусульманским обычаям смерть человека – это переход в иной мир. Поэтому сам процесс похорон у татар происходит без лишней эмоциональной окраски. Покойника после процесса обмывания облачают в белый материал, причем независимо от поколения и пола. Сам процесс захоронения называется «дафн». Мусульман не хоронят в гробу, умершего несут на кладбище в «тобуте» – это специальные носилки с округлой крышкой, его несут обычно 4 человека, держа носилки со всех сторон. Похоронная процедура начинается с молитвы муллы и его первым броском горсти земли в могилу. Тело в могиле помещают на правый бок в сторону Каабы в подкоп, этот подкоп затем закрывают саманом (глиняными кирпичами). После засыпают могилу землей и опрыскивают водой, бросают на нее 7 горстей земли и формируют пригорок. Могильный холмик должен возвышаться над землей не больше чем на пядь. На мусульманских могилах не принято ставить дорогостоящих памятников с фотографией умершего. На кладбище в день похорон идут только мужчины, женщины остаются дома, читают молитву и ждут мужчин.
После погребения родственники покойного раздают «саадака» (деньги). После раздачи садака мужчины покидают кладбище, а над могилой остается мулла. В течение часа он читает над могилой похоронные молитвы, чтобы облегчить состояние души умершего. Поминки устраиваются на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день после похорон. На три дня обычно приглашаются женщины и бабушки, которые просидели всю ночь читая молитвы и перебирая тасбих возле умершего. На семь дней так же приглашают женщин - соседей и родственников. На сорок дней приглашают всех мужчин, которые участвовали в похоронах. На пятьдесят два дня приглашают женщин – самых близких родственников, друзей и соседей. Поминки у мусульман проходят тихо и спокойно.
Представленные нами отдельные традиции и обычаи татар бережно сохраняются в Татарской Каргале Сакмарского района Оренбургской области. В школе и в доме культуры проводятся разнообразные праздники, выступления и концерты. К праздникам относятся Сабантуй – праздник плуга, проводящийся после окончания посевных работ; веселый зимний Сабантуй – «Кышкы уеннар» - это праздник проводов зимы, с национальным колоритом. Ежегодно проводятся выступления: фестиваль татарских песен, Джалиловское чтение стихов, «Татар кызы», татарские народные танцы и другие. Жители Татарской Каргалы, от мала до велика, активно участвуют в сохранении и развитии культуры татарского народа. Традиции и обычаи – это национальная память народа, то, что отличает этот народ от других, позволяет ощутить связь поколений и получить духовную поддержку.
Список литературы:
- Денисов Д., Моргунов К., Персиянова Э. Этнокультурная мозаика Оренбуржья. – 2012. - № 1-2. – С. 48-49.
- Искандаров А. Р., Искандаров Р.Ш. Сеитов Посад. Татарская Каргала. – Оренбург: печатный дом «Димур», 2015. – 304 с., ил.
дипломов
Оставить комментарий