Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 мая 2020 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ашкарова А.Б. ОБРАЗ КАЗАХА НА КАРТИНАХ XIX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(88). URL: https://sibac.info/archive/social/5(88).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ КАЗАХА НА КАРТИНАХ XIX ВЕКА

Ашкарова Айгерим Бейбитовна

магистрант исторического факультета, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева,

Казахстан, г. Нур-Султан

Рахимбекова Ажар Кабдуловна

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении визуальных источников по истории Казахстана во второй половине XIX века. Особое внимание уделяется творчеству Т. Шевченко и Н.Г. Хлудова. Внимательное прочтение источников позволяет более полно выявить отразившееся в картинах представления о кочевниках-казахах, рассмотреть каким образом конструировался образ «степняка».

 

Ключевые слова: картина, изображение, образ.

 

Визуальный источниковый комплекс по истории Казахстана второй половины ХIX века включает следующие группы материалов картины, фотографии, чертежи, открытки и др. Изображения по своему характеру и тематике разнообразны и могут быть разделены на следующие категории:

• Население степного края в повседневной, рутинной обстановке. Мужчины, женщины и дети предстают на изображениях в костюмах, отражающих не только их этническую принадлежность, но и положение и статус в обществе. Имеются портреты ханов, представителей местной администрации и др.

• Предметы материальной культуры (домашняя утварь, орудия труда и др.)

• Поселения и жилища, средства транспортного передвижения

• Значимые события региона.

До появления техники фотографирования источником историко-этнографических сведений являлись картины. Авторами данных работ были путешественники, ссыльные случайно или целенаправленно попавшие в степной край. С помощью бумаги и карандаша они старались зафиксировать то что невозможно было описать словами. Зачастую они становились незаменимыми участниками больших и малых экспедиций. Однако стоит отметить, что часто художники запечатляли на бумаге те события, которые интересовали непосредственно их. На протяжении всего XIX в. Казахстан был краем ссылки для многих политических деятелей со всех регионов Российской империи. Первыми стали декабристы: А.О. Корнилович, Г.С. Карелин, Н.Г. Смирнов и др. Многие из них умели рисовать. Среди них Тарас Шевченко и Бронислав Залесский. Художественное наследие Шевченко не менее ценно, чем его поэзия. Не стоит забывать, что природный дар к рисованию смог вывести его из бездны рабства в художественной элите. Его художественные произведения разнообразны. Еще при жизни Шевченко имел почетную честь быть выдающимся портретистом. Он был первым из украинцев, кто овладел техникой офорта и создал в ней ряд известных композиций. Оказавшись в ссылки в Казахской степи, он под руководством А. И. Бутакова стал участником экспедиции на Аральское море в 1848 – 1849 годах. Во время которой им были собраны материалы по этнографии и истории казахского народа, они нашли свое отображение в эскизах, рисунках и портретах. В отличии от Чокана Валиханова большинство работ украинского художника были посвящены трудной жизни казахской бедноты (байгуши). Ему как выходцу из бедной многодетной украинской семьи были не чужды все их тяготы и заботы. Возможно поэтому очень много картин посвящено детской бедноте. Такие работы как «Байгуши», «Байгуши под окном», «Казахский мальчик растапливает печку», «Счастливый ловец». Исходя из рисунка 1 на передним плане, изображены два мальчика байгуша, просящих подаяния [1]. Босые и полураздетые дети, сложенные вместе руки одного и пустая посуда в руках другого красноречиво свидетельствуют об их жалком положении. Интересным замечанием является то, что во всех работах Шевченко изображает детей полуобнаженными. Позади них стоит сам художник со строгим взглядом. Таким образом, украинский наблюдатель посредством картин смог показать один из самых низших слоев населения в социальной лестнице степного общества.

 

Рисунок 1. Т. Шевченко «Байгуши»

 

Спасаясь от голода, обедневшие казахи вынуждены были браться за любую возможную работу: наниматься в работники к прилинейным казакам, пасти чужой скот, испытывать удачу на рыболовных промыслах, служить баям в качестве ремесленников «за кусок мяса тянет большой швейной суровой ниткой безобразные сапоги» [2, с.89].

Тарас Шевченко путем частых контактов с местным населением и внимательным наблюдением старался постичь менталитет казахского народа, узнать, чем дышит степь. Как наличие и количество скота, решают кто богач, а кто бедняк. Казахи нарекли его «акын-Тарази» («поэт Тарас»). Он отмечал схожести в исторических судьбах казахского и украинского народов. Бесспорно, «акын Тарази» оставил глубокий след в истории Казахстана.

Еще одним рисовальщиком, как прозвали его степном крае был Николай Гаврилович Хлудов. Наследие художника содержит более 150 различных работ. Среди них наброски, картины, акварели, которые сегодня хранятся в Центральном Государственном музее Казахстана, Государственном музее искусств им. А. Кастеева. Красной нитью в творчестве Хлудова прослеживается повседневность казахского народа. Картина «Ночная барымта» написанная в 1887 г., представляет живой интерес не только для искусствоведов, но и для этнографов и историков. Сцена на рисунке 2 наглядно изображает давнюю традицию кочевников барымту [3]. Своего рода вендетта, которая выражалась в насильственном угоне скота у своего обидчика. Два всадника под ярким раскатом молнии угоняют многочисленный табун лошадей. Темное небо как свидетель грабежа. Тревога, которая исходит от картины, достигается взъерошенными гривами резвых и испуганных коней, несущихся в неизвестность. Хлудов своей работой показал обычай, который был актуальным для того времени. С помощью него не только разрешали междоусобные родовые разногласия, но это являлось одной из форм протеста для простых скотоводов.

 

Рисунок 2. Н. Г. Хлудов «Барымта»

 

В творчестве Николая Гавриловича много работ посвящено женской тематики. Так на картине «Женщины-казашки бьют шерсть» показана повседневность жительниц степи. В соответствии с рисунком 4 перед нами в юрте расположилась группа женщин разных возрастов и статуса, занятых домашним промыслом [3]. Яркое тому доказательство головные уборы. Они были своего рода идентификационными кодами, указывающие на семейное положение, статус, возраст, материальное благосостояние их обладательниц. Изображенные лица говорят о разных судьбах. Кто-то с улыбкой и задором поглощен в работу, сердитая соседка с кнутом в руке со злостью вымещает все тяготы кочевой жизни, справа застенчивые юные девы погружены в свои собственные раздумья, девочки на заднем плане с покорностью и послушанием наблюдают за матерями приобщаясь к ведению домашнего хозяйства, а уютно и свободно устроившийся маленький мальчик на коленях мамы словно руководит и следит за порядком. Оберег на шее одной из женщин признак веры. Картина поражает своей откровенностью. Груди нескольких дам обнажены, что явно дико и чуждо для патриархального общества Казахстана конца XIX века. Но начиная с этой работы проскальзывает характерная черта художника – максимальная приверженность к натуре, фанатичное желание передать задуманный образ точнее, острее и реалистичнее. Возможно произведения Николая Гавриловича выглядят как открытый и дерзкий протест закоренелому обществу, как прямое выявление наружу социальных проблем, но непосредственно к этому приводит подтекст большинства из них.

 

Рисунок 3. Н. Г. Хлудов «Женщины-казашки бьют шерсть»

 

В целом творчество Н. Г. Хлудова пронизано стремлением постичь иную, чуждую для себя культуру. Многие его работы 1880 –х гг. социальны. Несомненно, кроме художественного преимущества, картины художника имеют ценное этнографическое значение, так как изображают своеобразие традиционного образа жизни казахского народа.

Таким образом, Казахстан во второй половины XIX века был местом пребывания путешественников, ученых, политических ссыльных.

Оказавшись в чужом краю, они становились наблюдателями и участниками повседневной жизни казахов. Умение владеть кистью и карандашом являлось для них средством познания иного для некоторых «экзотичного» мира. Антимонархисту и революционеру Тарасу Шевченко стал близок образ мальчика-байгуша, который был одной из ключевых фигур его творчества. Николай Гаврилович приехавший в Семиречье 1879 г. и начав свое творчество картографом стал своего рода его этнографом. Из этого следует, что художник, конструируя тот или иной образ создает его в конкретный период исторического события. С помощью художественных инструментов они распахивают двери в мир внешний и внутренний. Однако многие исследователи, предостерегая от абсолютного доверия к такому роду визуальному источнику утверждают, что художник, создавая свои работы, находятся на грани реальности и фантазии. Поэтому при научном исследовании нельзя забывать, что художественный образ является воображаемым конструктом.

 

Список литературы:

  1. https://artchive.ru/artists/28390~Taras_Grigor'evich_Shevchenko
  2. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40-е годы XIX в/ Под ред. Жиенгалиев Н. Б. - Алма-Ата, 1992. - 400 с.
  3. Центральный государственный музей Республики Казахстан. Алматы. Зал Н. Г. Хлудова.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий