Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2020 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абышова Т.Г. ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(84). URL: https://sibac.info/archive/social/1(84).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ ДОСУГОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Абышова Татьяна Габил кызы

студент факультета социально-культурных коммуникаций Сургутского государственного педагогического университета,

РФ, г. Сургут

Белошапка Геннадий Иванович

научный руководитель,

канд. пед. наук., доц., Сургутского государственного педагогического университета,

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

На данный момент в современном обществе, где оно представляет организм, который изменчив и противоречив необходимость в новом осмыслении при воздействие социокультурных процессов. Исключением не будут являться такие важные аспекты как досуг, а именно: досуговая деятельность и досуговая культура. Они применяются, к разным возрастным группам населения эти явления имеют специфические характеристики и отличительные особенности в сфере социально-культурного мира.

 

В исследование, которое мы представляем, для нас особый интерес имеет непосредственно молодёжь как самая активная, мобильная, перспективная, креативная возрастная группа людей. Формирование всех сторон жизни в российском обществе, однозначно, наложило большой отпечаток на сферу досуга, который для молодёжи имеет, и будет иметь особое значение. Молодёжь как высшая социальная группа, больше всего подвержена любым социальным изменениям и инновациям в современном мире. Если появляется новая инновация, то зачастую молодые люди стараются ею овладеть и понять к примеру можно привести продукцию компьютерных и мобильных технология под эмблемой яблока.

В сферах социокультурного досуга осуществляются самые разные потребности молодёжи: творчество, коммуникация не только в общение с людьми, но и с другими видами досуга, самореализация своих способностей, духовно-творческое развитие и другие аспекты досуга. Что привлекает молодых людей в сферу досуга? Это, безусловно, свободой выбора различных форм и способов, интересных досуговых занятий, креативностью, активностью, вариативностью времени и мест проведения. Именно в культурной сфере для молодёжи имеются все условия для дальнейшей реализации своих индивидуальных и личностных качеств. Восприятие образа жизни, его благополучность комфортность, именно от этого всего зависит степень удовлетворения досуговых запросов и потребностей у молодёжи. Досуговая деятельность для молодёжи является частью всего жизненного процесса, которым человек свободно располагает и который может быть использован им для свободной деятельности и развития своей личности, своего духовного характера и потенциала в современном мире.

Современное общество заинтересовано в социально эффективном использовании свободного времени молодёжи. Досуг на сегодняшний день становится все более широкой сферой культурного и массового развития духовной личности, именно в нём происходит самореализация, и конечно в первую очередь духовного потенциала молодежи и общества в целом, эти слова отмечает психолог И.В. Бестужев-Лада.

Приоритетной задачей современного общества выступает созидательный и конструктивный фактор в досуговом времени и досуговых занятиях вне учёбы.

Если рассматривать культуру в целом, то она является определяющим фактором для любой деятельности, в том числе и для выбора досуговых форм и занятий в современном мире. Термин «Культура» досуга, по мнению исследователей А.И. Вишняк и В.И. Тарасенко – это, прежде всего, внутренняя культура человека. При которой предполагается наличие у него определенных личностных свойств. Такие как: характер, склад ума, умение, вкусы и организованность, потребности, а также интересы и желания, жизненные цели. Именно эти данные аспекты позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время молодых людей. Важно заметить, что досуг имеет не только личностное значение с точки зрения культуры его организации, но и это явление имеет глубокую социальную сущность в нашем современном мире.

Это объясняется тем, что культура досуга зависит не только от потребностей личности каждого человека, но и при выборе досуговых форм и занятий, а также от уровня развития общих субъектов социально-культурной сферы, которые непосредственно заняты в организации досугового процесса молодёжи, как социального, так и политического характера в современном мире.

Психолог А.Н. Погорелова в своем диссертационном исследовании под названием «досуговая культура молодежи» рассматривает именно такие, как развитие общих навыков правильного и рационального использования свободного времени вне учёбы. Посредством удовлетворение потребности в творческом плане, а также духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании при помощи целесообразно организованных досуговых форм для молодёжи. Именно они позволяют осваивать различные социальные роли и реализовывать социальную активность личности молодёжи.

Исходя из вышесказанного можно предположить, что сущность культуры досуга молодёжи имеет глубокую социальную и конечно личностную значимость, а также заключается в ее творчески активном, развивающем, созидательном характере.

Существуют такие формы, как формирование культуры досуга молодёжи в современных условиях –  это процесс достаточно противоречивый и сложный. А объясняется это тем, что изменение досуговых предпочтений, ориентация молодых людей и также многообразием досуговых практик, но, к сожалению, не всегда имеют положительную направленность и высокую востребованность у молодых людей.

Психолог В.Я. Суртаев, исследуя особенности формирования досуговой культуры молодёжи, говорит об этапах развития. Автор в своем исследование выделяет такие этапы как:

1) первый этап – это стимулирование у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве при условие досуга;

2) второй этап – это непосредственное вовлечение молодежи в различные социально-значимые виды досуговой деятельности, смотря на ее мотивы и интересы;

3) третий этап – это организационно-методическое, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности в сферах досуга молодёжи.

Правильно и целесообразно организованный досуг молодёжи – это, в первую очередь, пространство для безграничного свободного выбора ценностной системы у молодёжи, а так же художественная деятельность в свободной среде, то есть подразумевается развитие командного духа, творческих способностей и овладение различными социальными ролями в обществе. Если рассматривать досуг с социально — педагогической точки зрения, то досуг молодёжи рассматривается как: духовное обогащение, и сфера, в которой  полноценно развиваются потребности молодых людей, в свободе и независимости, потребности в активной деятельности, и конечно самовыражение.

Рассматривая декоративно - прикладное искусство как ключ в досуговой сфере обучения, то оно способствует развитию, национального самосознания личности, прививает уважение к старшему поколению, молодёжь хочет быть похожи на старших, то есть у них возникает идеал (уважать свои традиционные корни, быть патриотом своей страны, проявлять интерес к истории своего народа). В случае отказа или пренебрежительного отношения к историческому опыту его страны, провоцируется разрушение культуры, общества, личности в целом у молодых людей и поколения. Именно декоративно-прикладное творчество может способствовать духовно-нравственному развитию, а также творческому обогащению личности, формирует ценностные ориентации, через усвоение ценности народного искусства, развивает патриотизм, толерантность и уважение к национальной культуре своего и других народов, способствует развитию креативности, фантазии и творческого мышления. Все эти умения и навыки в последующем формируются в разных досуговых объединениях, например такие как: кружки по интересам, закрепление посредством мастер-классов, а также возможность обмена информацией происходит на круглых столах, конференциях, где приглашен ряд специалистов. Разновидностей декоративно-прикладного творчества каждый день становиться всё больше, потому что возрождение ремесел становиться задачей государства. Ежегодно проводятся фото презентации, фестивали декоративно-прикладного творчества молодежи в разных городах России.

Происходит духовное обогащение не только досуга молодежи, но и развивается культурная политика всего государства. Всё более популярным становиться посещение таких мероприятия, как этнодеревень, в рамках культурного туризма в городах России, где вся обстановка позволяет не только визуализировать процесс воспроизведения того или иного ремесла, но и непосредственно научиться — гончарному искусству, ковроткачеству и многим другим видам ремесел того времени. Данное направление становится все более популярным среди молодежи и более младшего поколения, так как позволяет не только разнообразить их досуг, но и сотворить своими руками свой авторский вариант работы того времени, а также окунуться в мир прошлого и понять как жили наши предки в те времена. Тем самым, возрождаются забытые ремесла, или вовсе «ушедшие» в прошлое. Исследователи нашего времени насчитывают около 50 подобных объектов по всей России, называя разные причины их возникновения и привлечения туристов.

Декоративно - прикладное искусство все чаще наблюдается в быту, потому что всё чаще становится модным украшать дома теми предметами прикладного характера, которые существовали ранее. А научиться этому могут помочь специалисты, в нашем случае это вязание игрушек при помощи крючка, освоить технику, узнать историю ремесла, подсказать правильность выполнения. И все это осуществляется в рамках досуговой деятельности молодёжи, а также положительно влияет на формирование своего духовного пространства в обществе.

Когда мы изучили работы Гончарова, М. А. Ариарского, В.В. Кирсанова и других – то поняли, что в данных работах раскрываются прикладные и теоретические условия в социально-культурной деятельности и в сфере молодёжного досуга в современном мире.

Термин «декоративно – прикладного искусства» в этих исследованиях  является, как средством формирования досуговой культуры у молодёжи, которое обладает педагогическим, культурным, социальным потенциалом в развитии человека именно, как личности ти развивается в социуме. Различают такие виды декоративно-прикладного искусства как: вязание, вязание крючком, аппликация, вышивание крестиком и другие виды. Популярности и распространению перечисленных видов способствуют формы социально-культурной деятельности. Например, в дальнейшим становится популярным организация культурных выставок и продаж в рамках проведения городских мероприятий.

Если рассмотреть совершенствование культурно формирующего процесса в сфере современного досуга молодёжи, то нам важно опираться на досуговые потребности и социально культурные интересы у молодых людей, перечислим их некоторые из них:

1) осуществлять систематическую и информационно-разъяснительную работу по вопросам негативных досуговых практик;

2) активно вовлекать свое молодое поколение в различные формы творческого и сознательного досуга;

3) создавать благоприятные и социально-педагогические условия на базе всех культурно нацеленных учреждений досуга по работе с молодёжью;

4) иметь больше возможностей молодым людям для развития и продвижения их инициатив и творчества.

Сегодня крайне необходимо решение поставленных проблем, которые касаются свободного культурного времени молодежи. Поэтому в связи с появлением новых существовавших ранее форм досугового времяпрепровождения молодежи, такие как вязание, крючком или вязание на руках, становится вполне очевидной необходимость разработки инновационных методов работы с молодёжью, которые формируют новые подходы к решению актуальных и высокопоставленных проблем в нашем современном мире.

 

Список литературы:

  1. Бестужев-Лада, И.В. Какая ты молодежь? / И.В. Бестужев-Лада. – М., 1988. – 109 с.
  2. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008. – 194 с.
  3. Погорелова, А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества. Культурной деятельности [Электронный ресурс]
  4. Тропина, Т. Н. Тестовые задания по дисциплине "Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом" / Т. Н. Тропина / Вестник педагогических инноваций. - 2008. - № 3. - С. 58-66.
  5. Тюттерин, Д.И. Территория детства / Д. И. Тюттерин / Дошкольное образование – Самара : - 2018. 34 – 35 с.
  6. Суртаев, В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. СПб.: Издание Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2006. – 272 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.