Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2020 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шаров Д.С., Кузьменок А.А. КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(87). URL: https://sibac.info/archive/social/4(87).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

КОНЦЕПТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Шаров Дмитрий Сергеевич

курсант 315 уч. вз., Санкт-Петербургский университет МВД России

РФ, г. Санкт-Петербург

Кузьменок Александр Александрович

курсант 121 уч. вз., Санкт-Петербургский университет МВД России

РФ, г. Санкт-Петербург

Акимова Инга Игоревна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, Санкт-Петербургский университет МВД России

РФ, г. Санкт-Петербург

CONCEPTS OF RUSSIAN CULTURE AND STATE

 

Dmitry S. Sharov

cadet 315 per St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russia, St. Petersburg

Alexander A. Kuzmenok

cadet 121 students to St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russia, St. Petersburg

Inga I. Akimova

Ph.D. in Philology, Associate Professor of the Russian Language Department, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Цель настоящей работы – анализ содержания понятий, входящих в состав ядерной зоны русской ментальности, и не имеющих точных соответствий в языках неправославных народов: правда-истина, совесть, справедливость, соборность, проводимый в том числе на языковом материале пословиц. Мы используем метод концептуального (лингво-культурологического) и лексикографического описания. В результате анализа приходим к выводу о взаимосвязи и взаимообусловленности данных понятий: для русского человека ‘правда’ и ‘справедливость’ суть одно, ‘Бог’ и ‘истина’ суть одно. Понятие ‘соборность’ – краеугольное в христианской религии – немыслимо без направленности к этическому идеалу, то есть к правде и справедливости. В качестве вывода приводим тезис о том, что государство-устроительная деятельность невозможна без русского (православного) идеала соборности как вершинной этической категории.

ABSTRACT

The purpose of this work is to analyze the content of concepts that make up the nuclear zone of the Russian mentality: truth-truth, conscience, justice, collegiality, which is also carried out on the language material of proverbs. We use the method of conceptual (linguistic-culturological) and lexicographic description. As a result of the analysis, we come to the conclusion that these concepts are interconnected and interdependent: for a Russian person ‘truth’ and и justice ’are one thing, одно God’ and ‘truth’ are one. The concept of ‘collegiality’ - the cornerstone in the Christian religion - is unthinkable without a focus on an ethical ideal, that is, on truth and justice. As a conclusion, we cite the thesis that state-organizing activity is impossible without the Russian (Orthodox) ideal of collegiality as the highest ethical category.

 

Ключевые слова: концепт, русская культура, православие, соборность, правда, истина, справедливость.

Keywords: concept, Russian culture, Orthodoxy, collegiality, truth, truth, justice.

 

В эпоху глобализации особую значимость приобретает стремление личности и народа к самоидентификации. Чтобы не раствориться в безликой человеческой массе, каждый народ, каждая нация должны знать и понимать историю своих предков. Государственная идея сегодня – поддержка и развитие всех культур, языков и народов, населяющих Россию. Эта государство-устроительная идея вызревала на протяжении тысячелетней истории у русского народа – носителя силы, правды и справедливости. Русские – государствообразующий народ России, и эта миссия не должна быть «затерта» в эпоху глобализации и провозглашаемого равенства всех со всеми. Наши русские предки, начиная с IX-XI вв., были православными людьми, важно знать, понимать, передавать сакральные духовные идеи православия как культуры народа.

Идеи православия глубоко укоренены в русском языке, и, возможно, своеобразие русского (ортодоксального) православия было определено русской культурной традицией, сформированной еще до принятия Русью крещения. Мы не склонны идеализировать какой-либо отдельно взятый народ или действительность, но будем говорить об «идеях» в платоновском смысле, существующих в русском языке и ментальности. На примере русского языка покажем взаимосвязь и взаимообусловленность, с одной стороны, православно-религиозного идеалов святости и соборности, и, с другой, таких ключевых для русского народа понятий, как «правда-истина», справедливость.

Идея святости есть центральная идея православия. Этот идеал равно присущ как отдельному человеку, так и к целому народу и государству. Понятие святости предполагает возвращение человека к его первозданной целостности и чистоте духовной и телесной; к жизни как богоуподоблению через служение другим людям, приношение пользы; очищение ума от страстных помыслов и мысленных прегрешений и принятии мученичества за идею Бога. Неслучайно, что особенностью русского православия стало почитание святых. Русские святые – это не умудренные знанием книжники, а люди практического делания – сподвижники. Примечание. Полный список святых включает 2418 подвижников, из них мучеников 1514, остальные —преподобные, святители, блаженные, равноапостольные. [1]. В XX в. уже к началу 1922 г. было расстреляно 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 3447 монахинь и послушниц, и число русских святых-подвижников увеличивается в десятки раз [2].

С концептом ‘святость’ неразрывно связан концепт ‘соборность’, ‘правда / истина’ и ‘справедливость’, которые мы рассмотрим ниже.

Понятие Соборности присутствует в Никейском Символе веры: «Верую во святую, соборную и апостольскую церковь». Примечание. Никейский Символ веры – это формула вероисповедания, принятая на Первом Вселенском соборе в Никее (325 год). В русской религиозной философии ‘соборность’ означает свободное духовное единение людей в церковной жизни и в мирской жизни на принципах братства и любви. Это сложное понятие внутренней жизни русского народа не имеет аналогов в других языках неправославных наций. К определению данного понятия подходили многие русские религиозные философы Д.А. Хомяков, С.Н. Булгаков Н.А. Бердяев. И. А. Ильин и другие.

Так, Д.А. Хомяков понимает под ним свободу и единство людей, объединенных общими духовными ценностями. «Соборность — это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности». Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад» и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа. В Православии человек находит «самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий» [3]. Так, западному принципу единства и борьбы противоположностей восточное православие противопоставило принцип единства во множестве без внутреннего противоречия, борьбы. Католические страны, справедливо считал Хомяков, обладали единством без свободы, а протестантские — свободой без единства.

О. Платонов со ссылкой на учение Булгакова и Бердяева и пишет, что «Соборность противоположна и католической авторитарности, и протестантскому индивидуализму, она означает коммунитарность (общинность), не знающую внешнего над собой авторитета, но не знающую и индивидуалистического уединения и замкнутости». Лишь Россия сумела создать государство, в условиях которого каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.

Рассмотрим концепты ‘правда / истина’. Толковый словарь С.И. Ожегова содержит такое определение значения слова «правда»:

1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Услышать правду о случившемся. Правда глаза колет (посл.).

2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правды. Стоять за правду. П. на твоей стороне. Счастье хорошо, а п. лучше (посл.).

3. То же, что правота (разг.).

Из структуры лексического значения видно, что Правда – нечто гораздо более важное, чем соответствие факту, реальности. Это представление о справедливости, достижение которой для русского человека важнее даже счастья. Словосочетания истинная правда, святая правда, чистая правда, (антоним грязная ложь, грязная клевета), правду-матку резать говорят о сакральном смысле этого слова-понятия в русском языке. Приведем лишь некоторые пословицы о правде (найдено более 30-ти), из которых следует, что правдивость считается главнейшим нравственным качеством человека. Она сестра чести и скромности, сильнее и важнее богатства, спасает душу от нравственной черствости, смерти:

В дружбе — правда. В ком честь, в том и правда. Варвара мне тетка, а правда — сестра. Все минется, одна правда останется. Где правда, там и счастье. Деньги смогут много, а правда — все. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Правда — как оса, лезет в глаза. Правда беды не приносит. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Правда избавляет от смерти. Правда милости не ищет. Правда не речиста. Правда одна, а на всех людей хватает.

Понятие истины имеет гносеологический, философский смысл. Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает следующие значения:

И́СТИНА, истины, жен.

1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.

2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.

3. Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. «Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало.» Пушкин.

Святая истина (разг.) - непререкаемое положение, утверждение. Во истину (церк.-книжн., ритор.) - действительно, в самом деле, истинно. Во истину прекрасный человек.

Более многомерно понятие истины в Святом Писании: «Я есмь путь, истина и жизнь» говорит Христос. Приведем трактовку этого речения Н.Бердяевым [4]. Примечание. Николай Александрович Бердяев (1874-1948) - выдающийся христианский и политический мыслитель, проповедник философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма.

Он пишет: «…истина не дается человеку в готовом виде, как вещная, предметная реальность, что она приобретается путем и жизнью. Истина предполагает движение, устремленность в бесконечность. Истину нельзя понять догматически…. Истина динамична, а не статична. Истина есть полнота, которая не дается завершенной. Фанатизм всегда происходит оттого, что часть принимают за целое, не хотят допустить движения к полноте. С этим связано и то, почему Иисус не ответил на вопрос Пилата: «Что есть Истина?». Он был Истиной, но Истиной, которая должна разгадываться на протяжении всей истории. Истина совсем не есть соответствие в познании реальности, находящейся вне человека. Познание Истины не тождественно с объективностью. Познание истины не есть объективация, т. е. отчуждение и охлаждение. Истина первична, а не вторична, т. е. не есть соответствие чему-то другому. В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина. … Истина не есть реальность и не есть соответствие реальности, а есть смысл реальности, есть верховное качество и ценность реальности. В человеке должно происходить духовное пробуждение к Истине, иначе она не достигается или достигается омертвевшей, окостеневшей. Истина может судить Бога, но потому только, что Истина и есть Бог в чистоте и высоте, в отличие от Бога, приниженного и искаженного человеческими понятиями. Истина есть не объективная данность, а творческое завоевание».

Итак, Истина, как и любовь, есть другое Имя Бога.

Словарное толкование понятия ‘справедливый’ обнаруживает семантическую близость с понятием ‘правда-истина’:

1. Действующий беспристрастно; соответствующий истине. С. судья. С. поступок. Справедливое решение. Справедливо (нареч.) оценить.

2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливое требование.

3. Истинный, правильный. Полученные сведения оказались справедливыми. Ваше возмущение вполне справедливо.

Синонимами слова ‘справедливость’ являются слова: беспристрастность, непредубежденность, достоверность, достойность, законность, заслуженность, истинность, нелицеприятность, непредвзятость, объективность, праведность, правильность, правосудие, честность. Опираясь на внутреннюю форму слова, можно трактовать понятие справедливости как ‘обладая правильным знанием (ведением)’. Заметим, что слово «ведать» в значении «знать» близко к корню вести (ведти) и идти. Ведь, чтобы знать, нужно предварительно сходить и разведать новое место. Праведник – это правильно ведущий за собой, беспристрастность – отсутствие страстей, замутняющих разум и взгляд.

Приведем ряд поговорок о справедливости, свидетельствующий о ее высокой ценности в культурном отношении: Деньги – мусор, справедливость – золото. Зла за зло не воздавай. На справедливое слово только дурак сердится. Настоящий человек тот, у которого справедливость есть. Несправедливость человека поражает его самого. Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя. По справедливости отрезанная рука не заболит. Где справедливость, там и правда. Справедливое слово камень раздробит. Справедливому нет наказания. Справедливость темноту осветит. Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно. У несправедливого человека нет настоящих друзей. Чего себе не хочешь, того и другому не твори. Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо. Таким образом, сближаясь с понятиями «правда» и «совесть», концепт «справедливость» выступает как нравственный идеал человека и человеческих отношений.

Следует сказать, что русский человек хорошо понимал и «субъективность» оценки того, что справедливо, а что нет, и это понимание выражается в поговорке «своя рубаха ближе к телу»: В чужом деле каждый любит справедливость. Все мы любим справедливость – за счет нашего ближнего. Где говорят деньги, там спит справедливость. Где права сила, там бессильно право. Действовать справедливо в удаче всегда легче, чем в несчастье.

Подводя итог размышлениям о  важнейших (но далеко не единственных) понятиях русской ментальности, подчеркнем этическую, нравственную значимость понятий «правда», «истина», «справедливость» и то, что только на основе их принятия человеческим коллективом (народом) стало возможно если не достижение, то само движение в направлении соборного мышления и чувствования, предложенный народам России русским Православием. В разные исторические эпохи под воздействием катастрофических идей и событий мы становимся то ближе, то дальше по отношению к цели – гражданскому единству и сплоченности нации. Но, безусловно, и эта государство-устроительная ценность невозможна без русского (православного) идеала соборности как вершинной этической категории. В заключение хочется привести слова великого русского религиозного мыслителя Федора Михайловича Достоевского: «Каждый за все и за всех виноват», в которых на народном понятийном уровне выражена православная идея соборности о том, что нет людей высших и низших, хороших и плохих, а есть единый народ, существующий в истории и пространстве как некий единый и неделимый (соборный) живой организм.

 

Список литературы:

  1. Книга глаголемая. Описание о русских святых с прибавлением полного списка русских святых. М., 1995. С. 291 — 314.
  2. Замалеев А.Ф. История русской культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 262 с.
  3. Платонов О. А. Русская цивилизация. История и идеология русского народа. М.: Алгоритм, 2010. — 944 с.
  4. Бердяев Н Истина и откровение. Экзистенциализм, истина и духовность RUGRAM 2018 — 170 с.
  5. Словари и энцикопедии на Академике. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 21.03.2020).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.