Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2020 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИВАР БЕСКОСТНЫЙ: МУДРЕЦ СКАНДИНАВСКИХ САГ
IVAR THE INFINITE: SAGE OF THE SCANDINAVIAN SAG
Alexey A. Chugunov
student, Institute of History and International Relations, Saratov State National Research University,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка объяснить появление в скандинавских сагах некоторых сюжетов. Используется историко-критический метод, позволяющий благодаря анализу саг и иных источников объяснить появление изучаемых сюжетов. В результате автор статьи пришел к заключению о крепкой связи преданий народов Европы и необходимости внимательного изучения древних скандинавских саг.
ABSTRACT
The article attempts to explain the appearance in the Scandinavian sagas of some plots. The historical-critical method is used, which, thanks to the analysis of sagas and other sources, explains the appearance of the studied subjects. As a result, the author of the article came to the conclusion that there is a strong connection between the traditions of the peoples of Europe and the need for a careful study of the ancient Scandinavian sagas.
Ключевые слова: Ивар, саги, викинги, Британия, хитрость.
Keywords: Ivar, sagas, Vikings, Britain, cunning.
Одним из самых ярких явлений художественной культуры скандинавского средневековья являются сказания, повествующие о событиях, достойных, как полагали жители Скандинавии, сохранения в памяти и передачи из поколения в поколение, т.е. саги.
К многообразному миру скандинавских саг, записанных в основной своей массе в XIII в., относятся так называемые саги о современниках, родовые саги и группа королевских саг, которые рассказывают о жизни легендарных героев и конунгов, в реальности существования которых их авторы были абсолютно уверены [2, с. 14]. Однако использовать саги в качестве исторического источника о жизни средневековой Скандинавии очень трудно.
Одной из главных проблем для исследователей являются хронологические расхождения «сказаний» и хроник, составленных в европейских странах эпохи викингов.
Согласно генеалогиям скандинавских королей, основанным на данных саг, легендарный конунг Рагнар Лодброк и его сыновья жили в середине и второй половине VIII в., однако, судя по французским и английским летописям, эти норманны предпринимали свои набеги на страны Европы преимущественно в первой половине и середине IX в. [6, с. 38]. Таким образом, мы можем видеть несоответствие примерно в 50–100 лет.
Именно поэтому ученые предлагали и предлагают множество теорий для разрешения подобных противоречий. Как писал виднейший исследователь эпохи викингов в Северной Европе А. Стриннгольм, наиболее удачным выглядит подход немецкого историка первой половины XIX века А. Гейера, который высказал следующее предположение: по всей вероятности, составителям саг были известны французские и английские летописи, известия которых они могли соединить c древнейшими легендами о Рагнаре и его сыновьях. Таким образом, они приписывали своим героям те деяния, которые, вполне возможно, могли к ним и не относится, при этом весьма свободно обращались с хронологией событий [6, с. 39–40].
Теперь, отметив эту особенность саг, необходимо поговорить об одном из легендарных сыновей Рагнара, которого «сказания» рисуют величайшим мудрецом – об Иваре Бескостном.
Ивар был первенцем Рагнара от одной из его жен – Аслауг. Его прозвище, вероятно, было связано с врожденным дефектом ног[5]. Несмотря на физический недостаток Ивар был очень любим народом: «Он был красивейшим из всех людей и столь мудрым, что не знали, есть ли больший мудрец, чем он» [5]. В довольно юном возрасте он вместе с братьями, подчинявшимися его слову, отправился на завоевание заморских земель. О подвигах Ивара рассказывается во многих сагах с замысловатыми сюжетами, где Ивар неизменно показывает завидную мудрость.
Самым известным событием с его участием, является поход сыновей Рагнара Лодброка в Англию. Поход, как рассказывают саги, был предпринят из-за желания отомстить королю Элле, убийце их отца. Перед началом похода Ивар решительно выступил за его отмену. Несмотря на его предостережения, братья все же отправились в Англию.
Во время первой битвы Ивар бездействовал и после поражения своих братьев решил договориться с английским королем о мире. Заключив соглашение, Ивар обратился к Элле с просьбой разрешить остаться в Англии и наделить его землей. При этом Ивар предусмотрительно попросил у короля столько земли, сколько покроет бычья шкура.
Получив согласие короля, Ивар разрезал кожу на множество тонких полос и окружил ими большую территорию, на которой построил целый город. Согласно сагам, Ивар построил Лундунаборг (Лондон) или Йорвик (Йорк), что едва ли имело место на самом деле. У Саксона Грамматика новый город, построенный Иваром, вообще никак не называется. После этого события Ивар предал Эллу, который погиб в столкновении с объединёнными силами братьев Рагнарсонов.
В английских хрониках и анналах нет упоминания о постройке викингами некоего города на севере Англии. Именно поэтому необходимо, на мой взгляд, обратиться к уже названному предположению Гейера, согласно которому саги могли соединить в лице одного легендарного персонажа множество событий, в том числе — не относящихся к нему и его времени. Сюжет о хитрости со шкурой животного довольно популярен в памятниках древней и средневековой истории. Можно вспомнить Дидону из Энеиды, подобным образом основавшую Бирсу, цитадель будущего Карфагена.
Однако едва ли есть основания предполагать прямую связь между преданием об основании Карфагена и деяниями героя скандинавских саг. Думается, что для выявления истоков именно интересующего нас предания, более уместно обратиться к английской легенде V в., записанной хронистом XII века Гальфридом Монмутским в его «Истории бриттов». Гальфрид повествует о том, что легендарные юты Хенгист и Хорса, якобы возглавлявшие англосаксонское вторжение в Британию, прибыли ко двору вождя бриттов Вортигерна и помогли ему справиться с набегом скоттских племен. В награду Хенгист попросил бриттского вождя выделить ему землю, чтобы он мог построить себе убежище. Получив отказ, он пошел на хитрость и попросил: «небольшое пространство, для обведения коего со всех четырех сторон хватит одного единственного ремня, дабы я воздвиг там убежище, которое, если понадобится, меня приютит» [4, с. 99]. После этого Хенгист взял бычью шкуру, нарезал ее на полоски, сложил из них ремень, а затем выделил ими границы своей земли, на которой смог построить замок, называвшийся Гальфридом «Замком Ремня» [4, с. 99]. Именно это раннее английское предание, как нам представляется, и могло послужить основой для данного рассказа об Иваре.
Чем же можно объяснить появление подобного сюжета в сагах? Думаю, что мы сможем ответить на этот вопрос, вспомнив сам образ мудреца, которым был окружен Ивар в повествованиях о нем. Он предстает калекой, слову которого покоряются воинственные братья. И это не пустая манерность, ведь Ивар слишком часто спасал их жизнь мудрым или остроумным решением. Но только ли примером мудрости исчерпываются мотивы появления данного сюжета? Думаю, что не в полной мере. Возможно, постройка нового города, который стал пристанищем Ивара Рагнарсона, была отражением скандинавского переселения в Англию. Согласно средневековым хроникам, в 866 г. даны захватили Йорк и убили короля Нортумбрии Эллу II [1]. После этих событий викинги подчинили большую часть Англии, куда теперь стали переселяться скандинавы. Впоследствии эта территория получила название «Денло» – область датского права [3, с. 97–98]. Вполне возможно, что данное нападение на Йорк и было отражено в сагах, соединившись с легендами о сыновьях легендарного Лодброка. Таким образом, заложив свой «город» на чужой земле, легендарный викинг Ивар способствовал заселению Англии северянами.
В заключение, хочется отметить, что саги изобилуют подобными сюжетами. Безусловно, нельзя им безоговорочно доверять, однако считать их лишь неумелой и недостоверной попыткой историописания также ошибочно. Саги представляют собой исключительно богатый, хотя и требующий скрупулёзного анализа памятник истории средневекового Севера, составляющий одну из краеугольных основ его изучения.
Список литературы:
- The Annals of Ulster. URL: https://celt.ucc.ie/published/G100001A/ (дата обращения: 27.03.2020).
- Гуревич А.Я. История и Сага. М.: «Наука», 1972. – 202 с.
- Гуревич А.Я. Походы викингов. М.: «Наука», 1966. – 182 с.
- Монмутский Гальфрид. История бриттов. Жизнь Мерлина. (Historia britonum. Vita Merlini) / Изд. подгот. А.С. Бобович, А.Д. Михайлов, С.А. Ошеров. Отв. ред. А.Д. Михайлов. М.: «Наука», 1984. – 266 с.
- Прядь о сыновьях Рагнара / Пер. Н. Потанина. URL: https://norse.ulver.com/src/forn/ragnarssynir/ru.html (дата обращения: 27.03.2020).
- Стриннгольм A.M. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина; Прил. и прим. К. Фриша; Предисл, коммент. А. Хлевова. М.: «АСТ», 2003. – 736 с.
дипломов
Оставить комментарий