Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 января 2013 г.)
Наука: История
Секция: Этнография
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ СААМИ КАК ЭТНОСА
Гончаров Александр Викторович
студент 4 курса, кафедра естествознания МГГУ, г. Мурманск
Е-mail: mggu3gb@yandex.ru
Положение коренных народов Севера — проблема острая, до конца не решенная для всех северных стран. Относительно высокие показатели социального, экономического и психологического неблагополучия по сравнению с некоренным населением характерны для представителей аборигенных народов и Северной Америки и Канады и Скандинавии.
Саами — коренной народ в Российской Федерации, Швеции, Норвегии и Финляндии. Саами, живущие в РФ, составляют восточную ветвь народа и именуются Кольскими саами.
Саами — потомки древнейшего населения Северной Европы. В формировании саамского этноса приняли участие два основных компонента: потомки носителей аборигенной культуры Сперрингс (дофинно-угорский языковый субстрат, некоторые особенности культуры и антропологического типа) и переселенцы из Волго-Окского междуречья. В результате к 1 тысячелетию до н. э. на севере Европы образовалось относительно однородное в этническом отношении население, которое можно считать предками саами.
В последние годы наблюдается большой интерес к этой немногочисленной, но во многом уникальной этнической группе, к их истории, культуре, традиционному образу жизни.
Общая численность саамов в мире — около 56 тысяч человек, из них на территории России в 2010 г. зарегистрирован 1771 человек. Большинство саамов-россиян проживает в Мурманской области, где они являются коренными жителями Кольского полуострова. Они сосредоточены в основном в 11 поселках, живут совместно с русскими, коми-ижемцами, ненцами и другими народами, нигде не составляя абсолютного большинства [1]. Наиболее крупные саамские общины имеются в 6 селах. Политика укрупнения населенных пунктов значительно повлияла на жизнь саами. За годы советской власти 22 их поселка были закрыты, а население переселили в п. Ловозеро, который в настоящее время является культурным центром Кольских саами. В нем живет около половины саамского населения. В современной этнической картине региона саамы составляют незначительное меньшинство — 0,18 % — среди пришлого полиэтнического населения, сформировавшегося, в основном, в ХХ веке в результате интенсивного индустриального освоения региона и роста его стратегического значения для страны.
На протяжении последних 15 лет отмечается снижение уровня рождаемости саамов. Эта тенденция характерна для всего региона, но у саамов выражена значительно сильнее. По данным за 1998 год, уровень рождаемости саамов был ниже общерегионального на 18,5 % [3, c. 428]. Особенно сильно эта тенденция проявляется в несмешанных саамских семьях, которые, в свою очередь, составляют лишь 20 % от общего числа заключенных саамами браков. Средняя семья кольских саамов в наши дни состоит из 3—4 человек.
Удивительным в этой связи является тот факт, что общая численность кольских саамов, вопреки бытующему мнению об их вымирании, остается относительно стабильной. Это объясняется, прежде всего, ростом этнического самосознания кольских саамов в течение 1990-х гг. Молодые люди регистрировались как саамы при получении паспорта; новорожденных в смешанных браках, как правило, записывали саамами [3, c. 426].
В демографии кольских саамов отмечается целый ряд тенденций не совпадающих с обшерегиональными. При чрезвычайно высоком уровне урбанизации Мурманской области в целом, саамы в подавляющем большинстве (около 75 %) сельские жители. Возрастная и гендерная структуры саамского населения отличаются от региональной: кольские саамы в целом старше, чем все население области, а мужчины составляют большинство, особенно в наиболее отдаленных поселках, в то время как на региональном уровне женщины составляют около 51 % населения. В отличие от общей тенденции стабильного оттока населения за пределы региона, для кольских саамов характерным является низкий уровень миграций с мест традиционного проживания.
Наиболее мобильный сегмент саамского населения — женщины и молодежь, меняющие место жительство для учебы или работы в более престижных местах.
Согласно Уставу Мурманской области (ст. 21) кольские саамы имеют статус коренного малочисленного народа Мурманской области и включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ №255 от 24.03.2000 г.).
С началом Перестройки в жизни коренного населения произошли серьезные позитивные изменения.
Исследователи отмечают в этот период рост самосознания представителей коренных малочисленных народов, интенсивные процессы формирования саамских общественных организаций, активные контакты с зарубежными саамами и представителями других малых народов России [5]. С начала 1990-х годов был принят целый ряд важных для коренных народов документов: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» (1999 г.), «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.), «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2001 г.). На региональном уровне важное значение имело принятие закона «Об оленеводстве в Мурманской области» (2003 г.). К сожалению, неоднократные попытки по подготовке законопроекта о правовом статусе коренных народов Мурманской области не дали положительных результатов.
В политическом отношении в последнее десятилетие кольские саамы прошли значительный путь от почти незаметной маленькой этнической группы, зависимой от интересов советского государства, до этнически и политически (в национальном и международном масштабе) значимого сообщества с растущим числом негосударственных организаций. В 1990-х годах начали действовать Общественная организация саамов Мурманской области и Ассоциация кольских саамов. В настоящее время они активно работают, взаимно дополняя друг друга. С 1992 года саамы Российской Федерации стали членами международной организации «Союз саамов». Весной 2005 года среди саамов появился первый депутат Ловозерского районного Совета. Им стала директор Национального культурного центра Авдеева Л.П. [2, с. 317].
В то же время в целом участие саамов в формальных политических структурах, особенно на региональном уровне, остается на относительном низком уровне. До 2002 года в структуре региональной администрации существовал Комитет по делам коренных малочисленных народов Севера. В дальнейшем он был упразднен, а вопросы, связанные с коренными малочисленными народами, на региональном уровне были переданы в ведение Комитета по вопросам местного самоуправления, проблемам военных гарнизонов и делам коренных малочисленных народов Севера Мурманской областной администрации.
В 2004 году в администрации Мурманской области произошли структурные изменения, в результате которых проблемы коренных малочисленных народов Севера вообще не нашли отражения в структуре областного Правительства. В тоже время, в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 08.07.2004., в Мурманске создается «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера» со статусом государственного областного учреждения для координации работы по вопросам коренных малочисленных народов на региональном уровне. Данный факт вызывает тревогу, главным образом потому, что является своего рода индикатором отношения региональной власти к проблемам коренного населения.
Период с начала 1980-х годов характеризуется своего рода бумом саамской культуры. Прежде всего, эти процессы охватывают места компактного проживания саамов: возрождаются ремесла, рукоделия, создается Национальный музей в с. Ловозеро, а затем Национальный культурный центр коренных народов, возобновляется преподавание саамского языка в школах, создается саамское радио, издаются книги саамских авторов, создаются национальные фольклорные коллективы. Культура саамов становится неотъемлемой частью региональной культурной среды. Интерес к этой немногочисленной этнической группе стремительно возрастает [4, с. 102].
Несмотря на свою малочисленность, глубокую трансформацию традиционной культуры в XX веке, саами в полной мере сохраняют этническое самосознание. Будущее саами как этноса во многом зависит как от государства, так и от самих саами. Можно выделить два основных направления в этом отношении: государственная поддержка традиционных отраслей хозяйства саами, составляющих основу их этнической отличительности и повышение социально-политической активности самого саамского населения. Демократизация общественной жизни в стране открывает перед саамским народом в этом отношении хорошие возможности. Нельзя не учитывать как положительный фактор тесные общественные и культурные связи саами России со своими сородичами из скандинавских стран.
Будущее Кольских саамов напрямую зависит от понимания обществом необходимости сохранения культурных и хозяйственных особенностей этой этнической группы. Материальное и духовное благополучие коренного населения невозможно без осознания и принятия того факта, что реализация их основных прав на землю, ресурсы и собственные формы самоуправления и хозяйствования является не привилегией, а необходимым условием их дальнейшего развития, шансом, который позволит достичь им достойного положения в обществе и уровня жизни.
Список литературы:
- Всероссийская перепись населения 2010. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.perepis-2010.ru/
- Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. — Норма, 2010. — 560 с.
- С.Н. Виноградова. Саамы Кольского полуострова: основные тенденции современной жизни // Раздел 5: Исследование экономических и этнокультурных процессов в Баренц регионе. — Формирование основ современной стратегии природопользования в Евро-Арктическом регионе. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2005. — С. 424—434.
- Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М, 2003. — 142 с.
- Шеломова Т.В. Саамы. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.etnosy.ru/node/325
дипломов
Оставить комментарий