Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2020 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТЕОРИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ХАНСА ЙОАСА
Понятие «действие» выступает ключевой категорией изучения многих наук: философии, социологии, психологии, истории, экономики. В рамках социологической науки насчитывается большое количество трудов, посвященных анализу социального действия. Данное понятие представляет центральное значение как для разработки теоретических конструкций, так и для проведения эмпирических исследований. Разработкой теории социального действия интересовались такие социологи как Г. Зиммель, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др. Фундаментальные работы перечисленных ученых вписаны в мировой социологический опыт. Отдельного внимания заслуживают идеи современного немецкого социолога – Х. Йоаса, основной вклад которого заключается в реконструкции и преобразовании философии прагматизма в рамках социальной теории.
Сегодня в социогуманитарных науках господствуют две модели, в категориях которых интерпретируется реальность социального действия – рациональная и нормативно-ориентированная. Х. Йоас критикует принципы, содержащиеся в данных моделях, обосновывая свою позицию тем, что они не позволяют исследовать креативную природу человеческого действия. Х. Йоас утверждает, что понятия, используемые в рациональной и нормативно-ориентированной моделях – интенция, норма, идентичность, роль, определение ситуации, институты, рутины, могут выразить то, что они действительно означают и стать инструментом анализа социальной деятельности только в том случае, если будет определена природа человеческого действия как креативного. В связи с этим, социолог предлагает ввести третью модель, включающую креативное измерение человеческой деятельности – акцентирующую.
В работе «Креативность действия» Х. Йоас пишет, что креативность, как правило, проявляется в чрезвычайных ситуациях, однако, только ими автор не ограничивается. Кроме того, он придает особое значение роли креативности в повседневной жизни, объясняя ее важность отсутствием единого стандартного действия на различные условия социальной реальности. Действительно, в жизни каждого индивида существуют определенные проблемы или напряженные ситуации, откликаясь на которые, он формирует способность реагировать креативно, создавая новые способы их решения. Итак, попадая в конкретную ситуацию, в восприятии человека провоцируются определенные действия и на основе личного опыта, спонтанного реагирования или творческого импульса, он сам формирует свое действие.
Х. Йоас критикует жесткую регламентацию рациональности, в связи с которой возникает статичность реакций индивида. Социолог считает, что креативность способствует саморазвитию и вводя данную категорию, он констатирует, что человеческое действие является непрерывным в своей творческой форме. В свою очередь, творчество выступает как динамичный, находящийся в постоянном развитии, процесс, который отражается на действиях, средствах и целях индивида. Попадая в заданную извне ситуацию, индивид определяет цель действия, которая ограничена его возможностями, привычками и свойствами тела. Как для восприятия, так и для самого действия основополагающим условием креативности выступает телесность.
Анализируя идеи Дж. Мида и Мерло-Понти, Х. Йоанс приходит к выводу о том, что тело не предоставляется субъекту непосредственно, оно дается ему лишь в виде телесной схемы, которая является результатом интерсубъективного конструирования в процессе социализации и развития индивида. Категория социальности как интерсубъективная структура дает возможность субъекту обращаться к различным условиям взаимодействия и передачи знаний, а также к обобщенному коллективному опыту, которые расширяют возможности его реагирования на заданную ситуацию. То есть ситуация провоцирует субъекта не только на привычные отклики, но и на поиск адекватных действий в ответ на заданную внешнюю ситуацию. Таким образом, телесность трактуется Х. Йоасом не как связка «стимул – реакция», а как привычный отклик субъекта, позволяющий реагировать как на сходные, так и на незнакомые ситуации.
Стоит отметить, что Х. Йоас уделяет значительное внимание анализу первичной социальности, которая, по его мнению, не возникает только из осознанной интенциональности, а предшествует ей. Социолог утверждает, что любая способность к действию содержит допущение первичной социальности, которую можно назвать словом, то есть структурной единицей языка, свойственной исключительно человеку. Так, у младенца социальная основа индивидуальной способности к действию возникает с определенным желанием, которое он выражает посредством крика. Изначально именно через крик (позже через слова), желание ребенка становится понятно другим. Желание опосредуется символической языковой системой, которая предшествует автономии индивида и формирует его как социальное существо.
Итак, проанализировав теоретико-исторические, систематические и прикладные разделы работы «Креативность действия», которые включают в себя рассмотрение главного вопроса – понимание человеческого действия в его креативности, стоит отметить, что главным объектом анализа Х. Йоаса выступают интенциональный характер человеческого действия, специфическая телесность и изначальная социальность человеческой способности к действию. Выдвигая критику на принципы, содержащиеся в существующих теориях социального действия, социолог не только преобразует и дополняет их, но и вводит в научный дискурс новый тип действия. Концепция, предложенная Х. Йоасом, необходима как для развития социологической теории, так и для адекватного понимания современности, созданной человеческим действием.
Список литературы:
- Х. Йоас. Креативность действия. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.
дипломов
Оставить комментарий