Статья опубликована в рамках: XCIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 октября 2020 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941–1945)
SOVIET CINEMA DURING THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)
Olesya Volkova
student, student, Department of national history, Bashkir state pedagogical University named after M. Akmulla,
Russia, Ufa
АННОТАЦИЯ
Характеристика советского кинематографа 1941–1945-х гг, о фильмах военных лет, агитационная неправильность советского кино. Раскрытие главных героев советских фильмов, и как работал кинематограф в военные годы.
ABSTRACT
Characteristic secular cinema of 1941-1945, about films of the war years, propaganda incorrectness of Soviet cinema. Disclosure of the main characters of Soviet films, and how cinema worked during the war years.
Ключевые слова: советский кинематограф, СССР в 1941–1945-е гг., кинопропаганда, фильмы военного времени, кинохроника.
Keywords: Soviet cinema, USSR in 1941–1945, cinema propaganda, wartime films, newsreels.
Советский кинематограф 1941–1945-х гг. можно охарактеризовать, как агитационное пространство демонстрируется апофеоз советской пропаганды. Все фильмы, которые вышли на экран имели пропагандистскую функцию. Мифологизация из кино исчезает, киногероев делают узнаваемыми, у них обычная привычная для простого зрителя жизнь, даже в чем то похожая. Кадры и сцены из фильмов существовали в советской реальности, но упор делался на социальную роль, социальная роль могла быть как позитивной так и неготовой. В кинофильмах этого времени мы с лёгкостью можем проследить социальную роль идеального рабочего или партийного лидера, врагов советской власти, советскую интеллигенцию или крестьянина бедняка.
В предвоенные годы на экранах все чаще стали появляться военное кино, в советском кинематографе всегда прослеживалась любовь к военным кинофильмам, прежде всего на историко-революционную и историко-военную тему. Эти фильмы лучше всего заходили зрителю, подтверждающий тому факт это фильм «Чапаева» (1934). В предвоенные годы расширяется пространство воинской традиции на досоветское прошлое на экран выходят кинофильмы «Александр Невский» (1940), «Суворов» (1940), идет волна фильмов, где активно показываются советские военнослужащие.
Облик военнослужащего в советском кино носил положительный образ, это был статный, немногословный, сдержанный, морально безупречный, отличный специалист, который в любую секунду был готов приди на помощь товарищу. Так же прослеживалось линия, что персонаж достигает значительных высот в мирной жизни после славного военного прошлого. Немаловажным фактором в советской пропаганде и играла роль того, что главный персонаж был на «ты» с техникой, это показывало могущество и мощь страны, пример таких фильмов «Парень из нашего города» (1942), «Тимур и его команда» (1940), «Сердца четырех» (1941).
Первые годы войны время в кинематографе это время документалистики и кинохроники. Создавались специальные киногруппы, которые снимали репортажи в условиях боевых действий на линии огня. На основе этих сьемок выходили регулярные хроники такие как «Союзкиножурнал», «Новости дня». Фронтовые операторы и режиссеры М. Трояновский, М. Слуцкий, В. Микоша, Р. Кармен запечатлели на пленку события, впоследствии станут сюжетом крупных документальных фильмов, таких как «Орловская битва», «Черноморцы», «Сталинград», «Разгром немецких войск под Москвой». В 1944 г. собранные материалы были объединены в кинофонд, получивший название «Кинолетопись Великой Отечественной войны».
Расцвет советского документального кино пришелся на 1945 год. Выпускаемые картины отличались высоким уровнем режиссерского и операторского исполнения, новизной монтажных приемов, профессионально подобранным звуковым оформлением и прекрасной работой диктора. В этот год вышли содержащие уникальные исторические сведения картины «Разгром Японии» и «Берлин». А годом ранее, в 1944 г., свой документальный шедевр представил на суд публики мэтр художественного кино С. Юткевич. Фильм «Освобожденная Франция» рассказывал о тех трудностях и невзгодах, с которыми пришлось столкнуться стране в период Второй мировой войны.
Оперативные, динамичные, острые фронтовые репортажи являли собой образец актуального для зрителя способа подачи информации. Эту же стратегию переняла и художественная кинематография.
Кинематограф стал инструментом агитационного воздействия, а его детища - фильмы - воплощением идеалов самоотверженной любви к родной стране. Лучшие военные фильмы несли в себе мощный призыв к борьбе и сопротивлению, к проявлению моральной стойкости и силы духа.[5. c. 203]
Особенностью советского кинематографа военного времени были «возрастные» герои. Возраст добавлял особенности образу военного. Так же возраст главного героя свидетельствует о мастерстве, предполагается опыт участия в Гражданской войне. Герои-военные, так же проникают и в другие жанры фильмов даже беззаботных комедий. Грань между военной и мирной жизнью оказывается тоненькой. Советская кинематография вводит «моду» на мундиры, которые обычно носили ответственные работники, начиная с Генерального секретаря И.В. Сталина. Мундир символизировал пребывание героя кинофильма на «переднем крае», и в этом смысле партийные руководители и военные выполняли единую функцию «защиты завоеваний социализма».
Облик героя в советском кино военного времени приобретает черты непогрешимости. Это сильные личности с яркими выраженными чертами индивидуальности «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Небесный тихоход» (1945), «Беспокойное хозяйство» (1946). Эта усиление гуманистической составляющей за счет идеологической в советском искусстве периода Великой Отечественной войны.
В фильмах военного времени идеальные черты носит не только главный герой, распространяется на всех воюющих с врагом и выполняют более широкую мобилизующую функцию. Фильмы военного времени выполняли, прежде всего, прежде агитационно-наглядную и убедительную демонстрацию нормы [3, с. 52]. Поэтому военные в сталинском кино – воплощение сдержанной силы и компетентности, залог спокойствия сегодняшнего дня и счастливого завтрашнего будущего.
Советское кино про войну было художественно переработанной квинтэссенцией реальности тех лет, не до конца осмысленной, но глубоко прочувствованной. Острые эмоции и переживания, проблема личностного выбора и долга – ключевые элементы идейного кинополотна тех лет.
Испытание войной, при всей своей жестокой драматичности, стало для кинематографа периодом творческих исканий и творческих успехов Фильмы 1941-1945 гг. стали эмпатийным оттиском войны; свидетельством тяжелой борьбы, веры и бесконечного мужества.
Список литературы:
- Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. – 1986.
- Александров Г. В. Эпоха и кино. – 2-е издание, доп. – М.: Политиздат. 1983.
- Баскаков В, Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989
- Иванова В. В жизни и в кино. – М.Искусство, 1988
- Лебедев Н. А. Очерки истории кино СССР. Немое кино. – М.:Искусство, 1965
- Юренев Р. Н. Советская кинокомедия. – М.: Наука 1964
- Лисаковский И. Реализм как система: проблема творческого метода в киноискусстве. – М.,1982
дипломов
Оставить комментарий