Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2020 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРАЗДНИКИ В АФИНАХ ПО КОМЕДИЯМ АРИСТОФАНА
Праздники играли важную роль в жизни афинского общества. Изучение праздников актуально для исторической науки, так как оно помогает лучше понять повседневную жизнь древних греков, показать особенности их обычаев и традиций. Цель статьи – рассмотреть, как проходили праздники в Афинах по комедиям Аристофана. Для достижения цели нами были использованы комедии Аристофана, поскольку они хорошо отражают повседневную жизнь афинян V в. до н. э. В зарубежной историографии праздники в Афинах изучали П. Гиро, Л. Винничук. Из отечественных исследователей данную тему изучали К. А. Колобова и Е. Л. Озерецкая, Т. Б. Гвоздева.
Афиняне имели свой годовой распорядок праздников, в основном религиозных, которые совпадали с определенным временем года. Было и такое, что некоторые праздники не совпадали с природными явлениями. Аристофан в своей комедии «Облака» упоминает об этом. В этом произведении богиня Селена недовольна тем, что люди неправильно обращаются с лунным календарем. Автор пишет о том, что богиню обидели люди, хотя она им помогает:
Мало ль драхм вам каждый месяц сберегает лунный свет?
Из дому идя под вечер, говорите вы не зря:
«Факелов не покупай мне! Светит месяц в вышине» [3, 612-614].
Но люди не чтят богиню Селену и перевернули всё вверх дном:
Вы же в дни для жертв и песен занимаетесь судом.
А случается, что в сроки наших божеских постов…
Вы приносите нам жертвы и смеетесь…[3, 620-623].
Самый большой и почитаемый праздник в Афинах – это Великие Панафинеи в честь богини Афины. На его примере мы рассмотрим весь процесс праздника в Афинах. Аристофан утверждает, что этот праздник является важнейшим в Афинах. Больше всего информации о нём можно найти в комедиях «Облака», «Лягушки», «Осы».
Панафинейский праздник проводился в двадцатых числах месяца гекатомбеона [7, с. 17]. Большое значение он получил при правлении Писистрата (560-527 гг. до н.э.). Обычно праздник длился 7 – 8 дней [6, с. 82]. Состоял он из двух частей – сакральной и светской [8, с. 405].
К сакральной части относились жертвоприношения, молитвы, торжественная процессия. Во главе процессии выступали жрец, девушки из благородных фамилий, депутации союзных городов, потом шли метеки, атлеты, далее длинная вереница священнослужителей и жертвенных животных, наконец, народ в праздничных одеждах [9, с. 346]. Большой интерес вызывает та часть процессии, где метеки и граждане несли священные предметы, поскольку Аристофан упоминает их в своих произведениях. В шествии принимали участие девушки из аристократических родов, они выполняли роль канефор, то есть носительниц корзин. Канефоры упоминаются в комедии «Лисистрата», когда хор женщин поёт:
Стала девушкой красивой и в корзине понесла
Много смокв [2, 644-645].
В комедии «Осы» [4, 542-543] упоминаются таллофоры (буквально «ветконосы») – старцы из знатных аристократических родов, которые несли в руках ветки священной маслины. В «Птицах» Аристофан упоминает дифрофору (они несли за канефорами скамейки) и скиадефору (они несли за канефорами зонты), в роли которых выступали жены метеков [5, 1550-1552]. В комедии «Женщины в народном собрании» названа гидрофора («водоносица») – женщина, которая несла сосуд с водой, гидрию. Аристофан также упоминает музыкантов, а именно кифариста. Но на самом деле помимо кифаристов были еще и флейтисты [7, с. 406].
На Великих Панафинеях было два жертвоприношения – это гекатомба (как ее еще называют, «большая» жертва) Афине Парфенос и «двоякая» жертва Афине Полиас [7, с. 405]. Большая жертва Афине Парфенос состояла из ста голов крупного рогатого скота. Мясо, которое оставалось после этого жертвоприношения, отдавали народу. В повседневной жизни афиняне редко употребляли мясо, поэтому они очень спешили наесться им. В комедии «Облака» Аристофан упоминает обжору, который переел мяса на этом празднике и наутро страдал от боли в животе:
Сократ: До отвала наевшись рубцов отварных на гулянии панафинейском,
Ты не чувствовал шума и гуда в кишках и бурчанья в стесненном желудке?
Стрепсиад: Апполон мне свидетель, ужасный отвар! Всё внутри баламутится сразу и гудит, словно гром, и ужасно урчит, и шумит, и свистит, и клокочет [3, 385-390].
Теперь перейдем к светской части праздника. Одним из главных развлечений были Панафинейские игры. В них входила факельная эстафета: нужно было пробежать определенный отрезок трассы и при этом не загасить свой факел. В этом, по мнению Аристофана, было видно удальство мужчин [4, 1203-1204]. Также были атлетические состязания: борьба, кулачные бои и так называемые «бои без правил». Участников последнего состязания называли панкратиастами: Аристофан упоминает одного из них, Эфудиона, в «Осах» [4, 1190-1195]. Среди легкоатлетических состязаний следует выделить бег – он разделялся на короткий, двойной, длинный и гоплитодромос (бег со щитом и в доспехах). Аристофан в комедии «Осы» упоминает имя бегуна Фаилла из Кротона, который широко прославился своими победами на Панафинейских играх:
Вот удальства пример: мальчишкою еще
Фаилла-бегуна, преследуя судом
За ругань, победил двумя шарами я [4, 1205-1207].
Самым престижным видом состязания были конные – это ристания колесниц и скачки на лошадях. Именно они стали причиной конфликта между отцом и сыном в комедии «Облака». Отец, жалуясь зрителям на свои беды, обвиняет в них сына, который разорил его дорогостоящими развлечениями:
Корма, овсы, расходы и долги мои.
Всему виною – сын мой. Закрутив вихор,
В седле гарцует, правит он четверкою,
Во сне конями бредит. Я же мру живьем,
Считая, как подходят сроки месяцев
И долг растет [3, 15-20].
Также в этой комедии упоминается состязание пиррихистов в военном танце, который был посвящен Афине. Речь идет о пиррихистах второй возрастной подгруппы – так называемых «юношах»: Правда обвиняет Кривду в развращении молодых людей, которым далеко до знаменитого поколения марафонских бойцов. Этот тезис Правда иллюстрирует слишком резкими движениями эфебов, исполняющих пирриху [7, с. 408].
После Панафинейских игр устраивался пир. На пирах обязательно была музыка, играли на флейте, на кифаре. Приглашались танцовщицы, акробатки, флейтистки [9, с. 145]. Афиняне на пиру ели, веселились, общались, приносили жертвоприношения.
Можно заметить, что в комедиях Аристофана Панафинейский праздник не является основной темой повествования, но всё же косвенно все его элементы были рассмотрены.
В комедиях Аристофана есть информация и о других праздниках. Например, в «Лисистрате» говорится: «и медведицей в Бравроне одевалась в пурпур я» [1, 643]. Имеется в виду праздник в честь Артемиды, на котором девочки одевались в шкуры и изображали медведей [6, с. 82]. Действие комедии «Женщины на празднике Фесмофорий» происходит в праздник Фесмофорий, посвященный богине Деметре. В этом празднике участвовали только женщины, мужчины туда не допускались под страхом наказания. Тайком пробравшийся на праздник Мнесилох приносит жертвы хлебом богиням Деметре и Персефоне. Также описывается веселый танец, который женщины исполняли в честь этих богинь и других богов [1].
Таким образом, праздники у афинян сочетали в себе торжество в честь богов, состязания и веселье. В праздновании Панафиней участвовали все жители Афин независимо от их пола, возраста и гражданского статуса. В празднике Фесмофорий могли участвовать только женщины.
Список литературы:
- Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.rulit.me/books/zhenshchiny-na-prazdnike-fesmoforij-read-61691-1.html (дата обращения: 16.11.2020)
- Аристофан. Лисистрата // Античная литература. Греция. Антология. Ч. 2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М.,1989. С. 82-147.
- Аристофан. Облака [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1489071693 (дата обращения: 16.11.2020)
- Аристофан. Осы. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://az.lib.ru/a/aristofan/text_1900_osy-oldorfo.shtml (дата обращения: 16.11.2020)
- Аристофан. Птицы [Электронный ресурс]. − Режим доступа:https://royallib.com/read/aristofan/ptitsi.html#0 (дата обращения: 16.11.2020)
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима/Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988. [Электронный ресурс]. − Режим доступа:https://royallib.com/read/vinnichuk_lidiya/lyudi_nravi_i_obichai_drevney_gretsii_i_rima.html#1492069 (дата обращения: 16.11.2020)
- Гвоздева Т.Б. Великие Панафинеи в греческой драматургии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2018. Т. 10. N° 4. С. 403-414 [Электронный ресурс]. − Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/velikie-panafinei-v-grecheskoy-dramaturgii (дата обращения: 16.11.2020)
- Гвоздева Т.Б. Панафинейский праздник в комедиях Аристофана // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/panafineyskiy-prazdnik-v-komediyah-aristofana (дата обращения: 16.11.2020)
- Частная и общественная жизнь греков / Гиро П.; Пер. с франц. Н. И. Лихаревой. — Петроград: Издание т-ва О. Н. Поповой, 1915. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1262396059(дата обращения: 16.11.2020)
дипломов
Оставить комментарий