Статья опубликована в рамках: XCVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2021 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФЕНОМЕН БЭНКСИ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
THE BANKSY PHENOMENON (SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS)
Bronnikova Olga Nikolaevna
Master's student, Faculty of Social Communications, Astrakhan State University,
Russia, Astrakhan
АННОТАЦИЯ
Историю стрит-арта невозможно представить без Бэнкси – одного из самый влиятельных и загадочных художников мира. Главным лозунгом деятельности Бэнкси становится выражение: «Раскраска улиц – это не просто забава для зевак, это составная часть города».
ABSTRACT
The history of street art is impossible to imagine without Banksy – one of the most influential and mysterious artists in the world. The main slogan of Banksy's activities is the expression: "Street coloring isn't just fun for onlookers, it's an integral part of the city".
Ключевые слова: стрит-арт, художник, парк-выставка, коммерческий спрос, изображения, граффити, ник, анонимность.
Keywords: street art, artist, park exhibition, commercial demand, images, graffiti, nickname, anonymity.
Современный стрит-арт тяжело представить без Бэнкси – одного из самый влиятельных и загадочных стрит-артистов. В конце 90-х годов его работы заполоняют Лондон: на Кёртин-роуд был изображен полицейский нюхавший кокаин с тротуара; квартал Стоук-Ньюингтон был бувально заполонен «крысами Бэнкси» [1, c.64]. Главным лозунгом деятельности Бэнкси становится выражение: «Раскраска улиц – это не просто забава для зевак, это составная часть города» [1, c.64]. Можно выделить несколько причин успеха Бэнкси:
- Простота работ. Одна изображенная фигура, либо фраза могла нести в себе остроумный и актуальный посыл;
- Броский стиль. Особый стиль Бэнкси делал его работы особо запоминающимися и кардинально отличающимся от работ других стрит-артистов;
- Разнообразие затронутых тем. В своих работах Бэнкси поднимал как политические темы, так и социальные проблемы и философские размышления о свободе;
- Особая техника. Трафаретная техника, в которой работах художник позволяла создавать небольшие изображения за доли секунды, а большие изображения за несколько минут. Причем скорость создания изображения, не влияла на качество и работы оставались четкими и внятными;
- Повторяющиеся мотивы. Повторяющиеся мотивы в работах Бэнкси (обезьяны, крысы, солдаты, полицейские, дети) словно теги райтеров быстро запоминались.
Со временем работы Бэнкси выходят за пределы Лондона. Главная черта Бэнкси – это его анонимность. Доподлинно не известно кто скрывается по ником Бэнкси. Одна из версий гласит, что настоящее имя художника Робин Бэнкс, по другой версии исследователи Лондонского университета королевы Марии утверждают, что настоящее имя художника – Робин Каннингем [5]. В 2018 году британское издание Metro со ссылкой на независимого судмедэксперта выпускают расследование, согласно которому под ником Бэнкси скрывается один из участников музыкальной группы Gorillaz Джейми Хьюлетт [6]. В качестве подтверждающих фактов в исследовании утверждалоcь, что в одном из клипов группы Gorillaz был использован тарфарет Бэнкси, а компания, финансировавшая выпуск документального фильма «Выход через сувенирную лавку» записана на Хьюлетта [1, c.64]. Еще одна версия о том, что Бэнкси – это Роберт Дель Ная участник музыкально группы Massive Attack родилась после того, как во время гастрольного тура в Киеве, появилось новое граффити легендарного художника [4]. Первая выставка художника прошла в 2002 году в Лос-Анджелесе, а следующая спустя год проходит в Лондоне под названием «Война за сферу влияния» [1, c.65]. В 2010 году Бэнкси продюсирует документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», снятый о нем самом [1, c.65]. В 2015 году художник большой создает собственный парк-выставку Dismaland (название представляет собой игру слов Диснейленд и dismal – унылый) [1, c.65].
Деятельность, Бэнкси, поспособствовала созданию «эффекта Бэнкси». «Эффект Бэнкси» — это явление, когда уличные художники создают свои произведения на бумаге и на холсте, специально для продажи [1, c.154]. Несмотря на то, что работы стрит-артистов все чаще можно встретить на выставках и аукционных торгах, официальных арт-мир по-прежнему «сопротивляется» продвижению уличных художников [1, c.154]. Среди самых успешных уличных художников, работы которых были представленных на аукционных торгах можно выделить Кита Харинга, Жан-Мишеля Баски, Бэнкси. Появление работ уличных художников на аукционах Christie`s и Sotheby`s сопровождалось скандалом, по этой причине основными рынками для продажи работ стрит-артистов являются фанатские сайты, некрупные коллекционеры, а также существует спрос со стороны знаменитостей шоу-бизнеса [1, c.154].
На сегодняшний день работы Бэнкси продаются на легендарных аукционах за сотни тысяч фунтов стерлингов. В 2002 году художник создает работу, на которой была изображена девочка с шариками. Картина быстро приобретает популярность в Лондоне, а затем становится символом протеста против строительства правительством Израиля стены на берегу реки Иордан [1, c.65]. В 2014 году с обострением наступлением миграционного кризиса в странах Европы о картине вспомнили вновь, она становится символом сирийских беженцев [1, c.65]. В 2018 году картина Бэнкси уходит с аукциона Сотбис за 1,04 миллионов фунтов, но с последним ударом молотка раздался звуковой сигнал и оказалось, что в картину был встроен шредер, разрезавший картину на тонкие полосы [2].
Имея большой коммерческий спрос на свои работы, Бэнкси продолжает создавать протестный и политически ангажированный стрит-арт. В 2005 он размещает одну из своих работ на границе Израиля и Палестины, которую он считал «крупнейшей тюрьмой под открытым небом» [3]. Вдохновившись идей Бэнкси стрит-артисты JR и Марко в 2007 году проводят нелегальную выставку «Лицом к лицу», суть выставки заключалась в том, что прикрепленные фотографии израильтян и палестинцев должны были показать, что между ними практически нет различий [1, c.67].
Деятельность Бэнкси поспособствовала росту интереса общественности к деятельности уличных художников и позволила говорить о том, что уличное искусство дает возможность создания и продвижения нового туристского продукта на международном уровне.
Список литературы:
- Армстронг C. Стрит-арт. М.: Ад Маргинем Пресс, ABCdesing. 2019. - 176 с.
- Картина Бэнкси самоуничтожилась после продажи за $1,4 млн Sotheby’s. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.rbc.ru
- Кто такой Бэнкси: художник «качественный вандал» и провокатор. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.marieclaire.ru
- После концерта Massive Attack в Киеве появилось граффити Бэнкси. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://lenta.ru
- Ученые установили личность британского художника Бэнкси. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://www.rbc.ru
- Forensics expert believes Banksy is Gorillaz founder Jamie Hewlett. [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://metro.co.uk
дипломов
Оставить комментарий