Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Данько К.В. О НАСТОЯТЕЛЬНИЦАХ ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ И ОБЩИН АЛТАЯ: ПУТЬ ПОДВИЖНИЦ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О  НАСТОЯТЕЛЬНИЦАХ  ЖЕНСКИХ  МОНАСТЫРЕЙ  И  ОБЩИН  АЛТАЯ:  ПУТЬ  ПОДВИЖНИЦ

Данько  Кристина  Васильевна

студент  4  курса  факультета  истории  и  права  АГАО,  г.  Бийск

E-mail: 

Явнова  Лариса  Александровна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  кафедры  всеобщей  истории,  г.  Бийск

Октябрьская  Ирина  Вячеславовна

научный  руководитель,  д-р  ист.  наук,  г.  Новосибирск

 

Середина  XIX  —  первая  треть  XX  вв.  период  массового  образования  женских  обителей  на  всей  территории  страны.  «Феминизация»  монашества  связана  с  активизацией  женского  общинного  движения,  с  феноменом  подвижничества.  Причины  ухода  женщин  в  обитель  были  различны.  Среди  них  и  глубокая  религиозность,  и  экономические  причины,  а  также  стремление  к  образованию,  охватившее  все  слои  населения,  которое  они  могли  получить  в  монастыре.  Исследователь  русской  церкви  Смолич  И.К.  отмечает:  «Поступление  в  монастырь  давало  удовлетворение,  духовным  исканиям  женщины,  не  требуя  радикальной  перемены  в  образе  жизни,  при  этом  ее  общественное  положение  повышалось,  а  вся  ее  жизнь  обретала  глубокий  смысл.  Поэтому  умножение  числа  постригов  в  женских  монастырях  не  следует  объяснять  какими-то  особенно  сильными  аскетическими  настроениями»  [11,  с.  1158].

Во  главе  женских  православных  обителей  стояли  —  настоятельницы.  В  кратком  православном  словаре  приводится  следующее  определение  настоятелям:  Настоятель  -  старшее  по  административной  власти  духовное  лицо  в  монастыре  или  храме.  Настоятелем  мужского  монастыря  является  архиерей,  в  чьей  епархии  расположен  монастырь,  или  патриарх,  помимо  епархиального  архиерея.  Настоятельницей  женского  монастыря  является  игуменья  [9,  с.  71].  Помимо  настоятельницы  в  управленческую  структуру  монастыря  входили  казначея,  благочинная  и  помощница  благочинной.  Степень  их  включенности  в  управление  монастырем  можно  увидеть  по  ведомостям  монастырей,  которые  подписывались  либо  только  единолично  настоятельницей,  либо  всеми  высшими  должностями  обители.

Для  первоначального  этапа  формирования  на  Алтае  женских  православных  общин  и  монастырей  характерно  приглашение  настоятельниц,  часто  со  штатом  сестер,  из  других  епархий.  Это  связано  было  с  отсутствием  подготовленных  к  управлению  женскими  обителями  лиц.  В  основном  приглашались  настоятельницы  из  европейской  части  России,  а  также  других  сибирских  епархий.

Всего  Алтайская  духовная  миссия  включала  в  себя  пять  женских  обителей:  Улалинский  женский,  Бийский  Тихвинский  женский  монастырь,  Барнаульский  Богородице-Казанский  женский  монастырь,  Чемальская  женская  община,  Матурская  Иверская  женская  община.  Женские  общины  и  монастыри  выполняли  просветительскую  и  благотворительную  функции.

История  женских  православных  обителей  Алтая  связана  с  активной  миссионерской  деятельностью  Алтайской  духовной  миссии  середины  XIX  века.  Идеи  создания  женских  общин  высказывалась  еще  основателем  миссии  архимандритом  Макарием  в  1833  г.  Женская  община  нужна  была  для  повышения  эффективности  миссии,  для  помощи  новообращенным:  обучение  христианству,  рукоделию,  хозяйству,  уходу  за  больными  воспитанию  и  обучению  детей.  Часто  общины  основывались  по  инициативе  и  на  средства  именитых  горожан,  при  поддержке  Епархии.  Так,  Барнаульская  Богородице-Казанская  женская  община  с  приютом  для  бедных  сирот  была  открыта  на  собственные  средства  женой  коллежского  асессора  Е.И.  Судовской  по  ходатайству  епархиального  начальства  [10,  с.  117].

Первой  официально  учрежденной  общиной  на  Алтае  была  Улалинская  община,  учрежденная  в  1863,  преобразованная  в  монастырь  в  1881  г.  Зарождение  общины  и  появление  первых  насельниц  относится  к  1858—1859  гг.,  когда  более  10  вдов  и  девиц  заявили  начальнику  миссии  о  своем  желании  служить  вере  и  жить  по  правилам  иноческого  общежития  [12,  с.  6].

Первой  настоятельницей  Улалинской  женской  общины  стала  бывшая  рясофорная  послушница  Ардатовского  Покровского  монастыря  Афанасия,  в  миру  Анастасия  Семеновна  Логачева.  Родилась  16  декабря  1809  в  селе  Кудлей  Ардатовского  уезда  Нижегородской  губернии  [8,  с.  71],  дочь  солдата.  По  указу  томской  Духовной  консистории  от  20  марта  1864  г.  получила  должность  настоятельницы  Улалинской  общины.  Но  она  недолго  руководила  общиной,  на  посту  настоятельницы  она  пробыла  пять  лет.

В  период  с  1866  по  1868  г.  на  посту  настоятельницы  находилась  Дарья  Киселева  (Дивеевская  обитель),  после  нее  начальницей  Улалинской  общины  была  Анисья  Конинина  [7,  с.  34].  Следующая  настоятельница  так  же  была  приглашена  из  обителей  других  губерний  России.  С  мая  1870  г.  настоятельницей  общины  стала  монахиня  Ольга,  из  купеческого  сословия.  Первоначально  поступила  в  Серпуховский  Владычий  монастырь,  там  же  была  пострижена  в  монашество  21  декабря  1867  г.  Затем  монахиня  Ольга  была  переведена  в  Спасо-Влахернский  монастырь  Московской  Епархии  (18  июня  1868  г.).  Скончалась  в  1872  г.

В  1874  г.  настоятельницей  Улалинской  общины  стала  монахиня  Алексия,  которая  также  прибыла  из  Московской  Епархии,  из  Зачатьевского  монастыря.

Последней  настоятельницей  Улалинского  монастыря  стала  София  Васильевна  Попова,  в  иночестве  Серафима.  Родом  была  из  Пензенской  губернии  из  мещанского  сословия.  Часто  сестры,  заведующие  просветительско-благотворительными  структурами,  занимали  впоследствии  высокое  положение  в  монастырской  иерархии.  Так  было  и  с  игуменьей  Серафимой,  она  с  1875  г.,  заведовала  миссионерской  больницей.  С  1879  г.  по  1980  г.,  до  избрания  настоятельницей  она  заведовала  детским  приютом  Улалинского  стана  миссии,  ее  помощница  И.Ф.  Ерохина  (в  1891  г.  назначена  зав.  приютом)  обучала  девочек  в  женской  школе.  Новой  настоятельницей  была  назначена  сразу  после  пострига  в  1890  г.  В  сан  игуменьи  монахиня  Серафима  возведена  в  1893  г.  На  посту  настоятельницы  Улалинского  Николаевского  женского  монастыря  находилась  до  его  закрытия  в  1921  г.

Бийский  Тихвинский  общежительный  монастырь  был  вначале  образован  как  община  в  1894  г.,  статус  монастыря  община  получила  указам  Святейшего  Синода  №  4288  в  1900  г.  Образование  монастырей  на  базе  общины  характерно  для  многих  обителей  России  того  периода.  Первой  настоятельницей  Бийской  Тихвинской  обители  была,  приглашенная  из  Самарской  губернии  для  обучения  рукоделию  первоначально  в  Улалинский  Николаевский  монастырь,  Елена  Федоровна  Германова.  Была  дочерью  крестьянина  Самарской  губернии.  С  1857  по  1871  гг.  проходила  послушания  в  Бузулукском  Тихвинском  монастыре  Самарской  губернии.  В  1890  г.  в  Улалинском  женском  монастыре  пострижена  в  мантию,  и  получила  в  иночестве  имя  Евпраксия.  Затем  была  избрана  сестрами  открывшейся  Тихвинской  женской  общины  в  качестве  настоятельницы.  В  1902  г.  по  собственному  прошению  по  состоянию  здоровья,  уволена  за  штат.  В  именной  ведомости  за  1905  г.  о  состоянии  ее  здоровья  сказано:  «  Находится  в  болезненном  состоянии  паралича»  [4,  с.  75].  Второй  и  последней  настоятельницей  монастыря  стала  игуменья  Ираида,  в  миру  Раиса  Александровна  Калугина,  1853  года  рождения,  вдова  священника.  Образования  получила,  согласно  ведомостям,  в  Томской  Духовной  Мариинской  женской  гимназии  до  4  класса.  В  январе  1896  года  поступила  в  Богородице-Казанский  женский  монастырь.  В  феврале  1896  г.  по  указу  Томской  духовной  Консистории  пострижена  в  рясофор.  По  указу  №  6339  в  августе  1900  г.  пострижена  в  мантию.  В  1902  г.  утверждена  на  должность  благочинной  Барнаульского  женского  монастыря  (указ  №  4259).  Весной  1903  г.  назначена  настоятельницей  Бийского  Тихвинского  монастыря,  где  в  июне  1903  г.  возведена  в  сан  игуменьи.  В  монастырском  управлении  Бийским  Тихвинским  общежительным  монастырем  участвовали  настоятельница,  казначея,  благочинная  и  помощница  благочинной.  Такой  состав  монастырской  управленческой  иерархии  характерен  для  многих  женских  монастырей  России  XIX—XX  вв.  Как  отмечает  историк  Овчинников  В.А.,  в  рассматриваемый  период  активнее  стал  применяться  принцип  соборности  и  выборности.  «Начал  расширяться  круг  лиц,  входящих  в  монастырскую  администрацию»  [8,  с.  87].

Барнаульский  Богородице-Казанский  женский  монастырь  образован,  как  и  другие  женские  монастыри  Алтайской  духовной  миссии,  на  базе  общины  в  1894  г.  В  1900  г.  община  была  преобразована  в  общежительный  женский  монастырь,  с  сохранением  прежнего  названия.  Настоятельницей  общины,  а  затем  монастыря  была  Параскева  Сергеевна  Мещеринова,  в  иночестве  Параскева.  По  своему  сословному  происхождению  из  казенных  крестьян.  В  1853  г.  в  возрасте  поступила  первоначально  в  Краснослободский  Троицкий  женский  монастырь,  где  получала  образование.  В  1861  г.  определена  в  число  сестер  указом  Пензенской  духовной  консистории  за  №  7350.  Пострижена  в  монашество  в  1884  г.  По  просьбе  Евдокии  Ивановны  Судовской  и  распоряжению  епархиального  начальства  вызвана  в  открывшуюся  общину  «для  устройства  иноческого  порядка»  [3:  1об-2].  Указом  №  875  Томской  консистории  в  1895  г.  утверждена  управляющей  общины,  а  в  1897  переименована  из  управляющей  настоятельницей.  В  1900  г.  возведена  в  сан  игуменьи.  На  Алтай  Параскева  Сергеевна  приехала  не  одна,  а  с  другими  сестрами  Краснослободского  Троицкого  женского  монастыря.  Среди  них  и.  д.  казначеи  (с  1899  г.)  Матрона  Петровна  Фролова,  пришла  в  общину  одновременно  с  игуменьей  Параскевой  [10,  с.  118].

Как  мы  уже  отмечали  выше,  на  Алтае  было  пять  женских  обителей,  и  две  из  них  это  женские  общины.

Чемальская  женская  община  была  образована  на  базе  приюта-богодельни  для  сирот-алтайцев  в  честь  иконы  «Всех  скорбящих  Радость»  по  указу  Синода  от  17  января  1911  г.  Настоятельницей  Чемальской  общины  стала  Лидия  Тихоновна  Михайлова,  бола  дочерью  томского  мещанина.  Окончила  курсы  Томской  женской  гимназии  и  в  1896  г.  поступила  в  Томский  Иоанно-Предтеченский  монастырь.  Состояла  учительницей  до  1901  г.  при  монастырском  училище  девиц  духовного  звания,  а  с  1901  по  1908  гг.  в  церковно-приходской  школе  при  приюте  и  доме  трудолюбия.  В  1902  г.  пострижена  в  рясофор.  С  1908  г.  откомандирована  в  Алтайскую  Духовную  миссию,  стала  учительницей  Чемальской  миссионерской  школы.  Указом  Томской  консистории  №  15891  в  1903  г.  принята  в  число  указных  сестер  Томского  монастыря,  с  оставлением  на  послушании  в  Алтайской  миссии  [1:  95  об].  С  открытием  общины  в  мае  1911  году  резолюцией  архиепископа  Макария  Лидия  Тихоновна  назначена  настоятельницей.  В  июне  1914  Лидия  Тихоновна  Михайлова  пострижена  в  мантию,  с  именем  в  иночестве  Людмила.  Затем  за  свои  заслуги  была  посвящена  в  сан  игуменьи.  Помощницей  настоятельницы  Чемальской  общины  была  Анисья  Степановна  Дроздецкая,  дочь  отставного  унтер-офицера.  В  1884  г.  поступила  в  Томский  Иоанно-Предтеченский  монастырь.  В  1901  г.  пострижена  в  рясофор.  В  1908  г.,  также  как  и  Михайлова  Л.Д.,  откомандирована  в  Алтайскую  миссию,  и  также  принята  в  число  указных  сестер  Томского  монастыря  с  оставлением  на  послушании  в  Алтайской  миссии.

Матурская  Иверская  женская  община  была  открыта  в  1913  г.  на  средства  петербургского  купца  второй  гильдии  Усова  Михаила  Дмитриевича  [1:  89  об.].  Особенностью  общины  является  то,  что  большинство  насельниц  были  коренными  жителями,  обращенными  в  православие.  «До  1915  г.  община  не  имела  постоянной  настоятельницы,  а  ее  должность  занимала  «и.  д.  настоятельницы»  монахиня  Анна  Васильевна  Ямова»  [5,  с.  148].  В  первой  половине  1915  г.  настоятельницей  была  назначена  Агрипина  Яшина,  до  этого  числилась  монахиней,  уже  упоминавшегося,  Томского  Иоанно-Предтеченского  монастыря.  Уволена  с  должности  по  собственному  прошению  в  апреле  1916  г.  Новой  настоятельницы  стала  Евдокия  Андреевна  Лопаткина,  вдова  42  лет,  в  иночестве  рясофорная  монахиня  Евдокия.  Прибыла  настоятельница  из  Бийского  Тихвинского  монастыря.  На  своем  посту  начальницы  Матурской  женской  общины  пробыла  до  июня  1917  г.  [1,  с.  160].

Обобщая  все  выше  сказанное,  мы  можешь  сделать  следующий  вывод:  на  первых  этапах  образования  общины  настоятельницы  были  приглашенными,  так,  например,  в  Барнаульскую  общину  вместе  со  штатом  сестер  была  приглашена  игуменья  Параскева.

По  территориальному  признаку  многие  из  настоятельниц  женских  обителей  алтайской  Духовной  миссии  были  из  епархий  центральной  части  России:  из  губерний  Пензенской,  Самарской,  Нижегородской,  из  Московской  епархии,  а  также  из  Томской  епархии.  С  развитием  монастырей  и  общин  настоятельницы  уже  не  приглашались  из  других  епархий,  а  приходили  из  других  обителей  Алтайской  миссии:  например,  игуменья  Ираида,  первоначально  поступила  в  Барнаульский  Богородице-Казанский  женский  монастырь,  а  затем  была  выбрана  на  должность  настоятельницы  Бийского  Тихвинского  монастыря.

Настоятельницы  общин  и  монастырей  должны  были  сочетать  в  себе  не  только  глубокую  религиозность,  чтобы  быть  примером  для  насельниц  обителей,  но  и  обладать  управленческими  навыками,  чтобы  ввести  хозяйственную,  просветительскую  и  благотворительную  деятельность  женских  общин  и  монастырей.

 

Список  литературы:

  1. ГААК  Ф.  164.  О.  2.  Д.  121  Л.  89  об,  Л.  160
  2. ГААК  Ф.  188.  О.  1.  Д.  7.  Л.  43,  Л  45  об-47,  Л  95  об.  —  96  об.
  3. ГААК  Ф.  187.  О.  1.  Д.  2.  Л.  1  об—  3.
  4. ГАТО  Ф.  184.  О.  1.  Д.  23.  Л.  73  —  74  об.
  5. Крейдун  Ю.А.  Монастыри  Алтайской  духовной  миссии  во  второй  половине  XIX  —  первой  трети  XX  в.  //  История  Алтайского  края.  XVIII—XX  вв.  :  Науч.  и  документ.  Материалы.  —  Барнаул,  2004.  —  с.  110—153.
  6. Макарьевские  чтения:  материалы  восьмой  международной  конференции/  Отв.ред.  В.Г.  Бабин.  —  Горно-Алтайск:  РИО  ГАГУ,  2009  —  408  с.
  7. Овчинников  В.А.  Настоятели,  настоятельницы  и  монашествующие  монастырей  и  женских  общин  Томской  Епархии  (1834—1917  гг.):  Биографический  справочник.  —  Кемерово:  Кузбассвузиздат,  2003  —  52  с.
  8. Овчинников  В.А.  Особенности  организационной  и  управленческой  структуры  женских  монастырей  и  общин  Томской  епархии  в  конце  XIX  —  начале  XX  вв.  //  Проблемы  истории  управления  Сибирью  конца  XVI  —  начала  XX  в.  Кемерово,  2004.  —  с.  86—90.
  9. Православная  энциклопедия  /Под  ред.  Патриарха  Московского  и  всея  Руси  Кирилла.  Т  4:  Церковно-научный  центр.  —  2003,  с.  71—72.
  10. Православный  Алтай.  К  свету.  Альманах.  Выпуск  20.  —  Москва,  2002,  с.  117—130. 
  11. Смолич  И.К.  Русское  монашество.  М.,  1999.  —  563  с.
  12. Улалинская  женская  община  новокрещенных  на  Алтае:  СПб:  Печатано  в  типографии  департамента  уездов,  1863  —  20  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.