Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ — ОБЪЕДИНИТЕЛЬ ЯПОНИИ
Кольченко Людмила Сергеевна
Свотин Максим Сергеевич
студенты 1 курса, Саратовского колледжа кулинарного искусства, г. Саратов
Беседин Константин Викторович
научный руководитель, преподаватель истории и права, Саратовского колледжа кулинарного искусства, г. Саратов
E-mail:
Вторая половина XVI столетия, проходила в Японии в непрерывных сражениях, в которых гибли, как сторонники, так и противники сегуната Муромати. Страна искала собственный путь развития. Подобный поиск шел и в Средневековой Европе, проходившей через горнило религиозных войн. Но если в Европе борьба шла между католиками и протестантами, то в стране Восходящего солнца, две основные религии — Синто и Буддизм, слились в органическое целое, готовое поддержать любого победителя гражданских войн, способного объединить отдельные провинции в единое государство. И именно такой герой и был найден временем.
Им стал, Тоетоми Хидэеси, крестьянский сын, сумевший своей настойчивостью пробиться в сословие самураев и получивший из-за своей неординарной внешности прозвище Обезьяна. Удачливый полководец и великолепный политик, Тоетоми, где уговорами, а где и убийствами сумел объединить почти всю страну, дав ей на время возможность передышки от непрерывных гражданских войн. Однако то, что было хорошо для простого народа, вызывало крайнее недовольство высшей знати и самураев, мечтавших выплеснуть свой воинствующий пыл именно в завоевательных походах. С этой целью, новый диктатор принял решение перебросить войска в Китай, мечтая по-видимому, о славе покорителя Поднебесной и императорской короне.
Но на пути славы покорителя Китая, находилось Корейское государство. Первоначально, Корея видимо не представляла интереса для Хидэеси и должна была послужить лишь перевалочной базой для вторжения на материк. Именно поэтому, корейские посланники сообщили домой о том, что Япония снаряжает огромную армию для похода в Китай и просит Корею «дать дорогу » для прохода японских войск. Но при дворе корейского государя никто и слушать не хотел о возможной опасности с юга, поскольку, за исключением эпизодических рейдов японских пиратов, на Корею практически никогда не нападали с южного направления [2, с. 224]. Воспользовавшись отказом, диктатор потребовал дань, Ван отказал и в этом. Теперь, когда повод к войне был найден, она началась. И хотя на море флот японцев был разгромлен, а война превратилась из «молниеносной» в обычную вялотекущую, причем затянувшись на несколько лет. Но главное было сделано, военные действия разожгли дух самураев и их можно было смело отправлять за «законной добычей» в соседнее государство, благо желающих в связи с затухающей войной внутри страны, было множество. А пока шла война, можно было провести и внутренние преобразования. Каковы-же они?
Чтобы объединение Японии было прочным, правитель осуществил ряд хозяйственных преобразований. Это, прежде всего, земельная реформа, которая повышала заинтересованность крестьян в урожайности полей и способствовала расширению площади обрабатываемых земель. А чтобы сельское население больше думало о своем хозяйстве, а не о войне, были снижены налоги и подписан указ «Об охоте за мечами», по которому у крестьян изымалось оружие накопленное ими за предшествующие века. Для улучшения расчетов в экономике, были введены золотые и серебряные деньги, при этом активно поощрялось развитие отечественной торговли и ремесел. Однако, происходил строгий контроль по связям с заграницей. Для кораблей, как отправляющихся за границу, так и приезжающих в страну вводилась специальная лицензия, на основании благонадежности и таможенного досмотра, подтверждающая отсутствие претензий к владельцу судна. Это было вызвано тем, что правитель вынужден был пристально присматриваться, к прибывающим христианам-миссионерам. Так как, после долгого размышления и воздействия на Хидэеси представителей Буддизма и Синто, он издал в 1587 году, указ о запрете распространения христианства в стране с призывом покинуть ее пределы в течении 20 дней, всем священникам-миссионерам. В случае неповиновения к иезуитам будет применена смертная казнь. Видимо, здесь сыграла свою роль рассказ лоцмана испанского короля, находившегося на стоянке в порту Киото. Рассказавшего, что быстрое расширение владений его страны происходит за счет прибытия в будущую колонию, вначале миссионеров, а затем солдат короля. Для себя правитель ввел следующие правила: «Все важные дела решать на большом совещании, ничего чрезмерно не откладывая. Не брать взяток. Не заводить ни друзей, ни врагов. Не презирать бедных». Благодаря подобному порядку, диктатура правителя продержалась почти 16 лет. При этом надо учитывать и тот момент, что Токугава официально не объявлял себя сегуном, видимо считая, себя недостойным занять столь высший пост, хотя власть, которую он собрал за эти годы, хватило с лихвой, чтобы его считали самым могущественным человеком Японии.
Еще в начале своего правления, Хидэеси решил перенести столицу государства из Киото в Осаку, считая, что старая столица имеет крайне невыгодное географическое положение и очень близко расположена к морю. Новым центром — стал город Осака, расположенный в центре страны и превращенный в неприступную крепость [3, с. 120]. Еще, будучи полевым командиром, Токугава, задумывался над тем, что времена меняются и прежняя война, основанная на личной доблести, окончательно уступит войне массовой. Поэтому, впоследствии, став руководителем государства, он вынужден был разработать новые правила ведения боя. Вот их суть:
«Если кто-либо отправится на разведку без приказа, он будет наказан»,
«Если кто-либо вырвется вперед, даже без того, чтобы совершить подвиг…он и вся его семья будут наказаны»,
«Всякий, кто окажется в другом отряде на марше без уважительной причины, будет лишен коня и оружия»,
«Все войска на марше должны держаться главных дорог».
И завершают свод данных правил следующие слова-пожелания: « …Да будут все боги Японии, большие и малые, наблюдать за нами! Да поразят они без жалости всякого, кто нарушит эти приказы! Да будет так» [1, с. 437].
Как знать, сумей диктатор выбрать себе подходящего наследника под конец жизни, может и не распалась бы созданная им с таким трудом империя. Но увы, под конец жизни, он совершил ту же ошибку, что и его предшественники, передал всю полноту власти не достойному полководцу, а своему малолетнему сыну.. и все покатилось по старому, опять вспыхнула гражданская война. Правда, на сей раз, это была война не всех против всех, а борьба пятерых регентов, между собой. Конечно, менее кровопролитной она не стала, но победивший в этой войне Иэясу Токугава, учел некоторые ошибки своего предшественника. Он понял, что без технического прогресса, в частности пушек, победить своих противников будет тяжелее, поэтому вынужден был пригласить носителей этих знаний европейцев, правда в очень ограниченном числе. А вместе с ними опять вернулось и христианство. Сословие самураев было взято под полный контроль правящего дома, а крестьяне опять получили некоторое облегчение от гражданской войны. В стране воцарился мир на долгие 250 лет.
Список литературы:
- Дейноров Э. История Японии. М.: АСТ, 2008. — 437 с.
- Курбанов С.О. История Кореи с древности до начала XX века. — СПб.: Изд-во СПетерб. ун-ва, 2009. — 224 с.
- Царева Г.И. Все о Японии. М.: Фонд «Канун Золотого Века», 2001. — 120 с.
дипломов
Оставить комментарий