Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Миронова А.Я., Сидорова Н.В. СТАНОВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТАНОВЛЕНИЕ  ХРИСТИАНСТВА

Миронова  Анастасия  Яновна

студент  3курса,  кафедра  социологии  и  социальной  работы  института  изобразительных  искусств  и  социально  гуманитарных  наук  НИИрГТУ,  г.  Иркутск

E-mailmir_93@bk.ru

Сидорова  Наталья  Васильевна

доцент  кафедры  социологии  и  социальной  работы  НИИрГТУ,  г.  Иркутск

 

Перед  тем,  как  стать  главенствующей  мировой  религией  христианство  проделало  большой  исторический  путь,  который  характеризовался  формированием  и  постоянным  изменением  религиозных  представлений  и  верований.  С  момента  возникновения  христианство  вбирало  в  себя  представления  и  идеи  целого  ряда  других  религий,  среди  которых  на  первом  месте  стоит  иудаизм.  Несомненно,  что  изучение  этих  начальных  этапов  становления  христианства  необходимо  для  полного  и  более  глубокого  понимания  всей  сути  христианской  веры,  ведь  именно  тогда  было  положено  начало  многим  обрядам,  которые  по  сей  день  существуют  как  в  Восточной,  так  и  в  Западной  церквях.  Если  рассматривать  гонения,  которые  велись  на  церковь,  то  можно  заметить,  что  в  подобных  ситуациях  христиане  ведут  себя  очень  скрытно,  предпочитая  иметь  свое  место  и  круг  общения,  в  которых  можно  было  расслабиться  и  открыться.  Также  у  последователей  христианской  веры  никогда  не  признавалась  закрытость  от  семьи,  при  условии,  что  вся  семья  была  обращена  в  христианскую  веру  [1,  с.  160].

Существует  множество  мотивов  и  причин  по  отношению  к  христианской  церкви  Римской  империей.  В  Риме  полагали,  что  христианство  оскорбительно  для  императорского  величия,  так  как  его  последователи  отреклись  от  государственного  греческого  политеизма  и  посягали  на  звание  помазанников  Иисуса  Христа,  а  так  же  проводили  различные  магические  ритуалы,  которые  по  закону  были  запрещены  (к  ним  относится  и  поедание  крови  и  плоти  Бога).  Так  же  на  христиан  возлагались  обвинения  в  оскорблении  чести  и  величия  римских  богов,  потому  как  они  исповедовали  своего  собственного  бога,  не  поклонялись  статуям  римских  Богов  и  отказывались  чтить  изображение  императора. 

Заступники  христианства,  при  обсуждении  писаний  апостолов,  пересказывали  и  цитировали  многие  из  них.  Но  так  как  отсутствовал  Канон,  то  практически  все  сведения,  которые  они  предоставляли,  были  либо  неполными,  либо  отрывочными,  а  иногда  даже  сознательно  искаженными.  Возможно  все  истинные  знания  к  нашему  времени  были  бы  утрачены,  если  бы  не  множественные  археологические  открытия,  благодаря  которым  в  руки  ученных  попали  значительные  отрывки  и  целые  сочинения  христиан,  которые  относятся  к  первым  векам  нашей  эры,  но  современная  церковь  их  признать  отказалась.  Когда  еще  малочисленные  христианские  группы  начали  появляться  в  городах  Римской  империи,  они  мало  уделяли  внимания  записям  своего  учения.  Да  и  учения  в  том  смысле  слова,  которое  означает  сейчас,  еще  не  было.  Бродячие  христианские  проповедники  рассказывали  о  помазаннике  божием  Иисусе,  распятом  и  воскресшем.  Кто-то  говорил,  что  слышал  об  Иисусе  от  очевидцев  и  его  учеников,  кто-то  —  что  слышал  от  тех,  кто  слышал  очевидцев.  Так  и  складывалась  на  протяжении  долгого  времени  устная  христианская  традиция.  После  создания  Канона  в  четырех  евангелиях,  появилось  засилье  догматикой,  христианство  перестало  творчески  развиваться  [2,  с.  90]

Долгое  время  Римское  правительство  не  выделяло  христиан  как  отдельную  веру:  оно  считало  их  некой  сектою.  В  этом  качестве  христиане  пользовались  с  одной  стороны  терпимостью,  но  в  то  же  время  были  так  же  презираемы,  как  и  другие  религии.  С  точки  зрения  многих  историков,  главная  причина  возникновения  христианства  —  тяжелые  условия  жизни  народов,  которые  в  новой  религии  искали  для  себя  душевное  утешение.  В  то  же  время  они  и  не  отрицают  того,  что  существовал  Христос-проповедник  (но  не  Бог)  и  что  его  проповедническая  деятельность  была  одним  из  факторов  формирования  новой  религии.  Христианство  появилось  именно  в  тот  период,  когда  огромная  империя  находилась  в  состоянии  глубочайших  социально-  политических  конфликтов,  как  движение  угнетенных:  оно  выступало  сначала  как  религия  рабов,  бедняков  и  бесправных  народов,  покоренных  и  рассеянных  Римской  властью.

Постепенно  христианство  стало  претендовать  на  роль  преобладающей  веры,  которая  стала  очень  опасной  для  римских  властей,  и  не  могла  не  вызвать  чувства  тревоги,  а  в  основном  встретила  и  враждебное  отношение  к  себе  со  стороны  государства.  Ведь  она  была  и  остается  обращенная  ко  всем  народам  Римской  империи.  Она  соответствовала  условиям  того  времени,  когда  смешения  самых  различных  этнических  групп  было  на  пике,  естественные  границы  между  которыми  были  разрушены  римскими  войнами.  Христианство  учило  любить  и  ценить  в  человеке  не  его  материальный  достаток,  не  его  светский  статус,  а  его  душевные  достоинства.  Это  была  поистине  новая,  возможно  даже  революционная  в  тот  исторически  период  идея:  в  том  мире  личность  имела  значение  только  как  часть  рода,  государства,  а  о  социальной  мобильности  не  могло  быть  и  речи.  Христианство  очищало  душу  и  показало  ее  бесконечную  красоту  и  ценность.  Так  же  было  религией  людей  с  нищей  душой,  людей  бедных,  и  дала  отдушину  слабому  человеку.  Вполне  возможно,  это  и  есть  некоторые  из  причин  популярности  христианства.

Для  христиан  еще  с  древних  времен  было  важно  иметь  при  себе  святыни,  связанные  с  жизнью  Спасителя.  Поскольку  Церковь  вначале  подвергалась  гонениям,  о  том,  чтобы  носить  нательные  кресты,  не  могло  быть  и  речи.  Тогда  для  того  чтобы  узнавать  друг  друга,  последователи  Иисуса  Христа  нашли  выход:  они  стали  использовать  символ  рыбы.  Это  объясняется  тем,  что  на  греческом  языке  слово  «рыба»  звучит  как  «ихтис»,  что  в  монограмме  можно  прочитать  как  «Иисус  Христос  Божий  Сын  Спаситель»  (Иисус  Христос  Tеу  Иос  Сотир).  После  того  как  все  гонения  прекратились,  и  указом  императора  Константина  было  разрешено  свободное  проповедование  Христианства.  Именно  в  это  время,  в  конце  III  —  начале  IV  веков,  появляются  кресты  на  облачениях  священников,  в  храмах.  Так  же  во  время  запрета  христианства  крестное  знамение  являлось  секретным  знаком  христиан  [3,  с.  205].

Почему  же  именно  христианство  стало  центральной  религией?  Римская  империя  не  могла  дать  многие  блага  обездоленным  римлянам  и  не  позволяла  говорить  ни  об  идее  справедливости,  ни  о  равенстве  среди  людей.  Христианство  же  провозглашало  равенство  всех  людей  перед  Богом.  Новая  религия  породила  надежду  на  освобождение  от  гонений  у  самых  слабых,  отчаянных  людей.  Она  призывала  к  переустройству  мира,  давала  надежду  рабам  на  обретение  духовной  свободы  простым  и  доступным  для  всех  путём  -  через  принятие  учения  Христа.  Другие  религии,  которые  существовали  прежде  на  территории  Римской  империи,  носили  узкоэтнический  характер,  такие,  например,  как  иудаизм,  и  были  неспособны  объединить  рабов  и  других  людей  разного  этнического  происхождения;  более  того,  они  даже  разъединяли  их.  Люди  принимали  Христианство,  так  как  теряли  веру  в  своих  Богов.  На  смену  им  пришел  один,  который  воплощал  в  себе  все  самое  хорошее  [4,  с.  135].

Во  время  трехсотлетних  гонений  христиан,  наконец,  начало  крепнуть  убеждение  в  невозможности  достигнуть  уничтожения  христианства.

Принимая  христианство,  народ  смотрел  на  вполне  обеспеченную  жизнь  римлян,  не  понимая  того,  что  все  блага  им  достались  только  своим  собственным  трудом.  Христианская  церковь  постепенно  начала  отходить  от  первохристианства.  Лишь  в  начале  мы  видим  первохристианство,  видим  апостольское  христианство,  когда  все  верующие  были  священниками  Бога  Всевышнего,  а  служения  были  одним  из  видов  священнического  служения.  Позже  стало  практиковаться  крещение  младенцев,  которого  до  этого  не  знало  апостольское  христианство.  Народ  перестал  смотреть  на  крещение  как  на  обещание  верности  Христу,  постепенно  крещению  придавалось  возрождающее  и  спасительное  действие.  Крещение  и  хлебопреломление  считались  великими  таинствами,  и  в  то  же  время  постепенно  переставало  уделяться  должное  внимание  по-настоящему  великому  таинству  —  рождению  свыше,  которое  происходит  только  при  полной  отдаче  сердца  Иисусу.  В  четвертом  веке,  в  то  время,  когда  христианство  объявлено  официальной  религией,  был  сделан  большой  шаг  на  пути  удаления  от  первохристианства.  Тысячи  военных  и  чиновников,  ради  выгоды,  ради  благосклонность  в  глазах  римского  императора  и  обеспечения  продвижения  по  служебной  лестнице  вверх,  устремились  в  христианскую  церковь,  однако  в  душе  они  оставались  язычниками.  Четвертый  век  —  это  век  оязычивания  христианства.  В  это  время  усложнялось  христианское  богослужение  в  смысле  уклонения  его  в  обрядность,  а  для  проповеди,  конечно,  оставляется  меньшее  место  [5,  с.  80]

Большой  культурный,  качественный  подъем  во  многих  областях  человеческой  жизни  стал  следствием  принятия  христианства.  Образовался  круг  великих  держав  средневекового  мира,  принявших  христианство,  человеческий  порядок  которых  был  основан  на  христианских  началах.  Плоды  этого  явления  не  заставили  себя  ждать,  и  с  течением  времени  все  больше  государств  считало  честью  и  стремилось  войти  в  христианский  мир,  приняв  святое  крещение.

Сейчас  прошло  уже  более  двух  тысяч  лет  с  момента  Рождества  Христова.  Пусть  мы  и  не  знаем  точного  дня  самого  Рождества  —  век  распространения  христианства  начался  именно  тогда,  две  тысячи  лет  назад.  Именно  век  положил  начало  новому  христианскому  миру.

 

Список  литературы:

  1. Кудрявцев  В.В.  Лекции  по  истории  религии  и  свободомыслия.  Учебное  пособие.  М.,  1997,  с.  160.
  2. Поликарпов  В.С.  История  религий.  Лекции  и  хрестоматия.  М.,  1997,  с.  90.
  3. Ранович  А.Б.  Первоисточники  по  истории  раннего  христианства.  Политиздат.  1990,  с.  205.
  4. Радугин  А.А.  Введение  в  религиоведение:  теория,  история  и  современные  религии.  Курс  лекций.  М.,  1996,  с.  135.
  5. Чернокозов  А.И.  История  мировой  культуры.  Учебное  пособие.  Ростов-н\Д.,  1997,  с.  80.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.