Статья опубликована в рамках: XIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
"За статью проголосовало 0 человек"
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА ЧЕЛОВЕКА ПОСРЕДСТВОМ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ СИЛ ДУШИ: ТЕРПЕНИЯ, СОВЕСТИ, ИСКРЕННОСТИ
Варова Кристина Анатольевна
студент 4 курса, факультет истории, философии и права, ОмГПУ, РФ, г. Омск
E-mail: s.needs@yandex.ru
Денисов Сергей Федорович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор ОмГПУ, факультет истории, философии и права, РФ, г. Омск
Иван Александрович Ильин в своей философии большое значение придавал духовной жизни. Именно в опыте духовной жизни происходит становление личности. Ильин уделяет внимание национальным особенностям духовного опыта, создает целостную систему понятий, отображающих переживания русской души. С помощью этой системы понятий русский философ показывает специфику отношения человека с современным миром и называет духовные константы, обеспечивающие полноту существования человека.
Существуют три самые важные составляющие души русского человека: терпение, совесть, искренность. Они поддерживают гармоничное душевное состояние каждого человека. Их смысл раскрывается в книге И.А. Ильина «Огни жизни».
Первая составляющая человеческой души — терпение. Каждому человеку жизнь преподносит такие трудности, после решения которых мы задумываемся, как нам удалось их преодолеть. В этот же жизненный период мы уверены, что не преодолеем и не переживем трудности; в нас образуется «иллюзия «невозможности»». Суть в том, что сам человек не знает до поры до времени, что может преодолеть эти трудности. Мы никогда не помним о существовании в нас «духовного терпения». Духовное терпение есть то, что поддерживает существование и развитие самого человека и общества (культуры) в целом.
В течение всей жизни человеку преподносятся и положительные ответы, и отрицательные от самой жизни: радость — горе, успех — падение и т. д. Основной задачей становится то, чтобы человек научился принимать и понимать ответ «нет» от жизни: «приветливо встречать неприветливую «изнанку» земного бытия» [1, с. 269]. Необходимо всегда помнить о том, что мы в состоянии преодолеть это «нет», и думать о том, как именно нам разделаться с врагом.
И.А. Ильин говорит, что в себе самом необходимо раскрыть и воспитать «жизненного стратега»: предвидеть наступление врага, быть уверенным в собственной победе, поскольку нет уверенности — нет победы. «Искусство духовной победы состоит в том, чтобы извлекать из борьбы с лишениями, опасностями и испытаниями все новую и новую силу духа» [1, с. 269]. Борьба является основополагающей деятельностью для очищения и укрепления духа человека; так происходит становление человека и научение быть сильнее самого себя, философ называет это школой терпения.
Человек должен учиться становиться лицом к лицу со страданиями, не бояться их, а бороться и побеждать. Научиться духовному терпению дано не каждому. Даже в безнадежной ситуации человек ищет радости. Теперь встает задача в том, чтобы наша радость не была подчинена окружающему миру и внешним обстоятельствам: радость должна прорастать изнутри человека. Необходимо разбить «бунт чувственного естества», которые может породить в человеке разрушение личности.
Основа жизни — это самовоспитание человека. «Чем страшнее, чем безрадостнее жизнь, тем важнее находить совершенное в мире и бескорыстно наслаждаться им» [1, с. 270]. Во всем окружающем нас мире существует радость: нам необходимо научиться воспринимать и принимать ее. Далее важно стремиться к достижению и умению терпения — «легкому терпению».
Одной из задач успеха в победе есть отсутствие страха до сражения, ибо душа, подверженная страху, теряет самообладание. Так, страх и храбрость происходят из нашего воображения: страх — это наше представление трудностей, а храбрость — умение владеть собственными представлениями. Предвосхищая трудности в нашем сознании, мы уже в настоящем предопределяем себя быть пораженными.
Мыслитель определяет терпение как «доверие к себе и своим силам», а так же «душевную неустрашимость», иными словами терпение есть гармония духа. Доверяя самому себе, человек приумножает терпение в несколько раз. Терпение дает человеку возможность предопределять препятствия, не преувеличивая их. «А малодушное словечко: «я не выдержу» — совсем не должно появляться в нашей душе» [1, с. 271].
Когда же трудности нас застают, то самым главным есть то, что необходимо не сомневаться в терпении и доверять ему. Если мы начинаем следить за нашим терпением, то терпение прекращается, поскольку мы стали в нем сомневаться. В следствие этого, в нас проявляется нетерпеливость. В таком состоянии человек обречен на гибель. Выходом из этого положения будет освобождение себя в слезах и жалобах близкому другу или Отцу (Богу), прося у Него утешения. Так происходит очищение души и зарождение нового терпения.
Однако не стоит доводить до полного истощения терпения; стоит укреплять его. И.А. Ильин приводит два пути для сохранения терпения: первый — это юмор, который будет направлен на самого себя, второй — молитва, которая направлена к Богу. Юмор — это «улыбка земной мудрости при виде стесняющей твари» [1, с. 272]. Он происходит только из страданий и находится в «тварном самосознании», а в последствие дает подлинную гармонию. Молитва уводит человека из страданий и предает его Богу. Тогда терпение возносится к своему началу, осмысляя свой собственный смысл. Постигнув свою суть с помощью молитвы, терпение вновь уверено в своей победе.
Основной задачей страдания является то, «чтобы наш дух перестал зависеть от него». Кроме того, именно страдание в человеке раскрывает мудрость. Так происходит проявление смысла жизни.
Таким образом, терпение есть «напряженная активность духа». В содержание терпения входит не только ожидание победы, но и сама вера в победу и путь к ней. А победа человека над самим собой говорит о том, что терпение есть сама победа. Так же терпение есть основание культуры и Космоса в целом. Сам человек же, преодолевая себя с помощью терпения, основывается на сверхчеловеческой сущности, а значит «он сумеет нести нечеловеческие бремена и создавать на земле великое и чудесное» [1, с. 273].
Следующей составляющей человеческой души является совесть. Появляется совесть неожиданно с некоторой силой, которую можно охарактеризовать как «подземный толчок». Мы не можем описать саму совесть в момент ее появления, но мы оформляет ее в слова после того, как совершили какое-либо действие.
Изначально совесть может не восприниматься как часть самого себя, но со временем человек приходит к тому, что совсем — это не возможная часть его, а необходимая. И.А. Ильин определяет совесть как особую силу, которая «долго дремала и вдруг очнулась и властно развернулась». Именно совесть проявляет себя в нас в качестве решающей силы, которая властвует над нами.
Благодаря совести человек забывает о самом себе: о своих расчетах, страстях и прихотях. Так появляются жертвенные и подвижнические поступки. В человеке же происходит утверждение духовного начала; слияние Божественного начала и человека. Так на земле происходит становление человека, который становится «живым и радостным органом великого и священного Дела». Совесть оживляет человека и дарит ему чувство блаженной силы и свободы, которое навсегда останется в его памяти и будет двигать личность в своем направлении.
Человек на земле пребывает в состоянии непреодолимой двойственности: лично-эгоистические побуждения и божественное призвание, которое может ощущаться в качестве духовного влечения. Божественное признание приводит человека к внутреннему дуализму. Несмотря на наш эгоистический характер, мы всегда жаждем приблизиться к Божественному призванию (Божьему Делу). Божье Дело призывает нас только к самому лучшему, а при таком условии, если бы мы отдались ему, то человек бы жил в гармонии.
Однако в реальности оказывается все совершенно по-другому. Человек хоть и слышит свою совесть, но не всегда слушает ее. А если мы слушаемся совесть, то становимся подверженными безрадостному исполнению долга (по Им. Канту), вследствие чего приходим к гнету, заботе и обремененности жизни. Внутренняя дихотомия по-прежнему остается внутри души. И именно в такой ситуации совесть проявляет свой протест изнутри нас. Если мы начинаем противиться силе совести, то мы навсегда обременяем себя угрызениями и дисгармонией. Гармонию (истинное «исцеление», обещающее цельность души) мы можем получить только в том случае, если соглашаемся с самим собой (со своей совестью). В состоянии гармонии человек делает то, что должен. Долженствование в данном случае подразумевает «светлую радость жизни»: делается то, что исходит из внутреннего состояния, из собственной воли. Желание воли есть лучшее, которое перерождается в человеке во внутреннюю необходимость. Внутренняя необходимость — это долг для человека; он становится «объективно лучшим», несущим в себе, как говорит И.А. Ильин, дух (совесть) человека и любовь. В конечном итоге наступает целостность человеческой души.
«Совестный акт» и вера в него появляется в нас только в том случае, когда мы его уже пережили и знаем, что он существует. В то же время нас могут одолевать сомнения в том, что он может не повториться вновь, когда это потребуется. Но стоит быть уверенным в том, что на наш зов совесть даст ответ, и мы вновь ее испытаем. Вопрос остается только в том, как нам позвать совесть; так, чтобы не оказаться в замкнутом самообмане, что это действительно голос совести.
Начальным ходом к совести есть отвлеченность от мыслящего процесса; надо научиться перестать облачать в слова, предавать форму духовному содержанию. Отсутствие предвосхищения, рождает внутренний «эмоционально-волевой подземный толчок». Еще одним важным принципом достижения совестного акта является то, что мы будем искать «лучшее на самом деле», а не то, что для нас лучшее; то, что даруется исключительно в жизненном опыте. Поскольку с помощью совести мы приходим к действиям, то важно ставить перед собой практические вопросы, а не производить мыслящий процесс. «А так как каждый практически-жизненный случай индивидуален, единственен в своем роде, то надо искать не общего правила, а личного указания для личного поведения в данном конкретном жизненном случае» [1, с. 278].
Таким образом, перед лицом совести человек становится таким, каков он есть на самом деле, ибо окунается в саму суть совести. Следовательно, его действие будет происходить из совести, глубины его сердца. То самое нравственно-лучшее раскрывается само и жизнь идет. Совесть становится посредником между человеком и Богом, который дает ему «откровение, любовь и свет новой жизни».
Следующей исследуемой частью, которая входит в содержание души человека, есть искренность. Так, И.А. Ильин настаивает на том, что человеку присуща одинокость на земле. Индивидуальная душа и тело — вот причины одинокости человека.
Философ поясняет, что стоит различать одиночество и одинокость. Одиночество — это отсутствие социальных связей и как следствие мало друзей, общения и понимания. А одинокость — это способ бытия, который свойственен как необщительному человеку, так и общительному. Так же одинокость есть «живая основа» и основа для проявления свободы духовности, личного очищения, просветления. Одинокость есть бытие. Выводом из этого различия является то, что одинокость присуща абсолютно каждому человеку.
Тело человека несет в себе защитную функцию: ограждает нашу душу от надругательства, благодаря чему сохраняется возможность личного обращения и приближения человека к Богу. Мы имеем возможность быть наедине с Создателем. «Человек есть личный творческий центр: в нем самом заложена та прочная граница, тот предел, о который сокрушится всякая произвольная коллективизация, противоестественная и противорелигиозная» [1, с. 283].
Стоит учитывать то, что одинокость дана человеку не для аскетического отказа от общения, а для того, чтобы он мог обратиться к Богу в любой момент своей жизни. Достижимость Богосозерцания как цель жизни человека реализуется в его «ин-дивидуальности». Основная задача человека заложена в том, что ему необходимо свой личный творческий процесс соединить с Божественным творением. Такую перспективу дает свобода в качестве самостоятельности личности: свобода не от духа, от совести, от веры, а, наоборот, как связующий элемент микрокосма и макрокосма. Так мы приходим к тому, что «одиночество человека есть высокое и нелегкое искусство, а искренность — есть его лучшее проявление» [1, с. 284].
Теперь мы переходим к тому, как достичь искренности. Искренность может быть только в том случае, если человек нашел себя и ему достаточно силы воли, чтобы оставаться самим собой. Быть самим собой — значит примкнуть свою душу к Духу. Искренность может быть только при условии «священного сосредоточения» души: деятельность человека становится подвластна только этому сосредоточению, то есть человек не может и не хочет делать по-другому.
Таким образом, для искренности так же неотъемлемо внутреннее единство, которое снимает конфликт внутри человека. Тогда человек будет иметь сильный характер, и будет добиваться одной главной цели, а не разрозненных. Другими словами, в человеке должен существовать «центральный огонь», которому он будет всегда следовать, а его воля становится убедительной и авторитетной. Впоследствии искренность преобразуется в «прозрачность говорящей души», а человек добивается успеха в «искусстве одиночества».
В трактовке И.А. Ильина терпение, совесть и искренность — это проявления силы души человека; это направления, по которым происходит становление души, формирование ее целостности. Эти составляющие души не могут быть даны извне, их развитие — это результат самостоятельного осмысления индивидуального духовного опыта. Современная цивилизация дает возможность существовать, реализуя массовые практики. Однако подлинный смысл жизни определяется одновременным осознанием себя как микрокосма в соотнесении себя с макрокосмом (Богом) и постижением своей индивидуальности.
Список литературы:
1.Ильин И.А. Огни жизни. М.: Русская книга XXI век, 2006. — 544 с.
дипломов
Оставить комментарий