Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Юрченко С.О. К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: https://sibac.info/archive/social/4(19).pdf (дата обращения: 01.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

К  ВОПРОСУ  ОБ  УПРАВЛЕНИИ  СОЦИАЛЬНЫМИ  СИСТЕМАМИ

Юрченко  Станислав  Олегович

студент  2  курса,  кафедра  государственного  и  муниципального  управления  и  управления  персоналом  института  экономики  и  управления  ФГБОУ  ВПО  «МГТУ»,  РФ,  г.  Магнитогорск

E-mailkypcovaya@mail.ru

Подольская  Инна  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ФГБОУ  ВПО  «МГТУ»,  РФ,  г.  Магнитогорск

 

Человечество  всегда  стремилось  к  развитию,  и  этот  процесс  будет  продолжаться,  так  как  нет  предела  совершенству.  Поэтому  мы  можем  говорить  о  том,  что  социальные  системы  управления  людьми  будут  стремиться  к  повышению  своей  эффективности. 

В  природе  известно  поведение  животных,  которое  регламентируется  превосходством  одних  особей  над  другими,  а,  соответственно,  оказывает  влияние  на  поведение  всей  стаи.  Социальное  поведение  человека  отличается  от  животного,  но  нам  хорошо  известны  системы  управления,  основанные  на  праве  сильного.  В  своей  работе  мы  хотели  бы  рассмотреть  некоторые  системы  управления  людьми.  Под  системой  управления  мы  будем  понимать  форму  реализации  взаимодействия  и  развития  отношений  управления,  выраженных  в  законах  и  принципах  управления,  а  также  в  целях,  функциях,  структуре,  методах  и  процессе  управления  [3]. 

Итак,  рассмотрим  самые  первые  системы  управления  в  человеческом  обществе.  Согласно  научным  исследованиям  первобытный  строй  уже  отличался  тем,  что  во  главе  социальной  группы  находился  не  самый  сильный,  а  самый  опытный,  то  есть  тот,  кто  знал,  как  выжить  в  суровой  природе  того  времени  и  где  найти  пищу.  Агрессия  и  нежелание  подчиняться  общим  правилам  поведения  в  общности  подавлялись  необходимостью  существования  всей  группы.  Нам  кажется,  что  с  точки  зрения  управления  эта  система  близка  к  идеальной.  С  появлением  оружия,  более  совершенного,  чем  каменный  топор,  правила  поведения  в  социальной  структуре  диктовал  тот,  у  кого  это  оружие,  более  совершенное.  На  сегодняшний  день  философия,  основанная  на  праве  сильного,  до  сих  пор  является  актуальной.

Приблизительно  в  1750-х  годах  до  нашей  эры  появился  документ,  с  помощью  которого  пытались  упорядочить  отношения  между  гражданами,  и  нам  он  известен  как  кодекс  Хаммурапи.  Древний  царь  пытался  систематизировать  отношения  между  поданными  и  создать  систему  наказаний  не  на  основе  права  сильного,  а  на  основе  понятия  невиновности.  Позднее  большая  часть  просвещенных  правителей,  отталкиваясь  от  этого  документа,  создавали  свои  версии,  адаптированные  под  то  время,  в  котором  они  жили.

Следующей  системой,  которая  оставила  свой  след  в  истории  человеческих  отношений  —  Афинская  демократия,  которая  достигла  своего  расцвета  в  V  в.  до  нашей  эры  и  отчасти  повторилась  позже  в  Европе.  Эта  модель  предполагала  возможность  судопроизводства  близкого  к  тому,  которым  весь  мир  пользуется  сейчас.  Большую  часть  этой  системы  взяли  в  свой  арсенал  Римская  и  Византийская  империи,  дополнив  и  расширив  её  законами  Римских  царей.  Сейчас  эту  систему  весь  мир  знает,  как  Римское  право.  В  неё  были  введёны  такие  понятия,  как  элемент  состязательности  и  презумпция  невиновности,  что  позволило  подняться  обществу  на  новый  уровень.  Но  стоит  отметить,  что  на  тот  момент  вся  система  в  основном  держалась  на  эксплуатации  одних  людей  другими,  причём  низшие  слои  были  в  положении,  которое  не  предполагало  прямого  влияния  на  социальный  строй  общества,  хотя  они  и  создавали  материальные  ценности,  которыми  оно  пользовалось.  Это  приводило  к  дисбалансу  социальной  системы  и  периодическому  уничтожению  материальных  благ  и  лиц  ими  управляющих,  что  отбрасывало  всю  систему  в  развитии  далеко  назад,  а  иногда  и  полностью  уничтожало.

Свою  форму  социального  управления  имела  и  Древняя  Русь,  где  так  же  были  города-государства,  и  в  некоторых  из  них  были  органы  управления,  далеко  опередившие  своё  время.  Например,  вече  в  Новгороде,  Пскове.  В  этих  городах  народный  сход  мог  принимать  законы,  объявлять  войну  и  выбирать  правителей,  при  этом  выборы  были  прямыми,  то  есть  близкими  к  идеальному  управлению  с  обратной  связью  правителя  и  народа.

XVIII  век  стал  особым  временем  развития  управления  социальными  системами,  когда  Европейское  общество  созрело  для  принятия  решений  и  ответственности  за  их  последствия.  Это  период  буржуазных  революций,  появление  большого  количества  партий,  которые  декларировали  свои  ценности  и  отстаивали  интересы  определённых  социальных  групп.

Идеологии  XVIII  века  часто  базировались  на  идеях  философов,  очень  популярных  на  тот  момент  среди  правящих  элит  и  влиявших  на  их  последующие  действия.  На  многие  политические  события  современной  истории  эти  идеи  влияли,  поворачивая  историю,  как  в  прогрессивном  направлении,  так  и  в  регрессивном,  отбрасывая  некоторые  страны  далеко  назад.

B  первое  половине  XIX  века  среди  представителей  рабочего  класса,  который  в  то  время  только  складывался,  широкое  распространение  получили  идеи  утопического  социализма.  Они  представляли  собой  теории  о  коренном  преобразовании  и  справедливом  устройстве  общества,  которые  не  исходили  из  познания  законов  общественного  развития  и  его  движущих  сил,  a  представляли  собой  чисто  логические,  умозрительные  модели  некоего  общества  будущего.  Одним  из  самых  выдающихся  представителей  утопического  социализма  был  Сен-Симон.  Его  главная  заслуга  заключалась  в  понимании  того,  что  капитализм  должен  уступить  место  более  прогрессивному  общественному  строю.  Тем  не  менее,  сконструированная  им  социалистическая  система  носила  утопический  характер.  Переход  к  ней,  по  его  мнению,  должны  осуществить  промышленники,  с  помощью  государства.  В  этой  системе  должны  сохраниться  частная  собственность  и  капиталисты,  а,  следовательно,  не  будет  социального  равенства  и  сохранится  анархия  производства  [2].

Активно  в  XIX  веке  распространялась  теория  марксизма  (коммунизма).  Карл  Маркс  и  Фридрих  Энгельс  создали  экономическую  теорию,  которая  знаменовала  собой  революционный  переворот  в  политической  экономии.  Они  дали  развернутую  характеристику  капитализму,  определили  его  прогрессивную  историческую  роль,  раскрыли  присущие  ему  противоречия.  Ими  были  охарактеризованы  стадии  развития  капитализма,  показано  как  капиталистические  отношения  вначале  способствовали  прогрессу  производительных  сил,  а  затем  начали  тормозить  их  развитие,  а  также  определены  главные  черты  экономики  будущего  коммунистического  общественного  строя,  основанного  на  общественной  собственности  [1].

Мы  считаем,  что  обязательно  нужно  упомянуть  и  о  теории  фашизма  —  учении,  которое  зародилось  в  Италии  и  получило  свое  развитие  в  Европе,  в  особенности  Германии.  Группа  нацистов  придерживались  идеи  о  превосходстве  одной  расы  над  другой.  Основа  этой  идеологии  антигуманна,  но  на  момент  её  развития  правильно  построенная  пропаганда,  заставила  огромное  количество  людей  рукоплескать  и  подчиняться  этим  идеям.

Национализм  —  идеология  и  направление  политики  Основополагающий  принцип  —  это  тезис  о  ценности  нации,  как  высшей  формы  общественного  единства  и  её  первичности  в  государствообразующем  процессе.  Национализм,  как  политическое  движение,  стремится  к  отстаиванию  интересов  определённой  национальной  общности  в  отношениях  с  государственной  властью.  Национальные  проекты  могут  осуществляться  только  в  собственном  государстве.  Нация  имеет  право  сформировать  своё  государство,  которое  должно  включать  в  себя  всех  членов  нации.  Для  каждой  непрерывной  территориально-административной  единицы  политические  границы  должны  совпадать  с  культурно-этническими.  Таким  образом,  нация  обладает  высшей  (суверенной)  властью  на  чётко  ограниченной  территории,  в  пределах  которой  проживает  достаточно  однородное  население.  Нация  является  источником  всей  политической  власти.  Единственным  легитимным  типом  правительства  является  национальное  самоуправление.  Каждый  член  нации  имеет  право  непосредственно  участвовать  в  политическом  процессе.  Таким  образом,  национализм  символически  приравнивает  народ  к  элите.  Преданность  индивида  национальному  государству  превыше  индивидуальных  или  других  групповых  интересов.  Задача  граждан  —  поддерживать  легитимность  своего  государства.  Укрепление  национального  государства  является  главным  условием  для  всеобщей  свободы  и  гармонии.

Демократический  социализм  —  это  вид  социализма,  подчёркивающий  свою  демократичность.  Сторонники  этой  идеологии  считают,  что  общественная  собственность  и  контроль  за  средствами  производства  должны  комбинироваться  с  демократией.  В  плане  экономики  взгляды  сторонников  демосоциализма  варьируются  от  поддержки  смешанной  экономики  до  передачи  всех  средств  производства  в  распределённую  среди  трудовых  коллективов  собственность.

В  Советском  Союзе  в  50—60  гг.  ХХ  века  большая  часть  населения  придерживалась  морального  кодекса  строителя  коммунизма.  Оценивать  результаты  коммунистической  идеологии  можно  по-разному,  но  уровень  преступности  на  тот  момент  была  одна  из  самых  низких  за  всю  историю  страны,  имущественное  разделение  было  небольшим.  Сознательная  часть  граждан  была  объединена  построением  нового,  лучшего  будущего  и  ради  этой  всеобщей  цели  люди  совершали  подвиги.  Эта  идеология  до  сих  пор  считается  противоположной  либеральной,  где  во  главу  была  поставлена  личность.

Таким  образом,  для  создания  мотивации  социальных  групп  необходимы  определённые  условия.  Чаще  всего  все  идеологии  возникали  на  изломах  социальной  или  политической  жизни  страны.  Для  того  чтобы  привлечь  на  свою  сторону  максимальное  количество  приверженцев,  лидеры  используют  три  способа  привлечения  своих  последователей:  Первый  способ  насильственный  —-  подчинись  или  умрёшь,  Второй  способ  материальный  —  иди  со  мной  и  разбогатеешь.  Третий  —  идеологический  —  отдай  всё,  ради  великого  будущего.  Многие  лидеры  прибегали  именно  к  этой  схеме  управления,  из  чего  можно  сделать  вывод,  что  совершенные  идеи  возможны,  но  для  их  воплощения  необходимы  лидеры,  способные  до  конца  следовать  к  своей  цели,  привлекая  сторонников,  и  не  злоупотребляющих  материальными  благами.  В  конечном  итоге  не  один  из  известных  лидеров  с  этой  задачей  не  справился.  Потому  что,  как  только  у  главы  любой  идеологии  появляются  материальные  блага,  ему  есть  что  терять,  и  он  не  готов  отдать  абсолютно  всё  за  свои  идеи.  После  чего  обязательно  появляется  оппозиция  и  вместо  продвижения  вперёд  вся  система  начинает  воевать  внутри  себя.  Наиболее  показательным  примером  являются  религии,  идеалом  которых  являются  святые,  не  выдерживающие  в  итоге  никакой  критики.  В  конечном  счете,  принцип  самосохранения  видов  в  природе  заложен  для  того,  чтобы  выживали  сильнейшие  и  лучшие.

 

Список  литературы:

  1. Возникновение  марксизма  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://coolreferat.com  (Дата  обращения  16.03.2014).
  2. Реформирование  либеральной  экономики  в  концепциях  противников  классической  школы  управления  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://coolreferat.com  (Дата  обращения  16.03.2014).
  3. Щекин  Г.В.  Теория  социального  управления  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.pravo.vuzlib.org/book_z872_page_17.html  (Дата  обращения  17.03.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.