Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 марта 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТ СОЛНЦА (НА ПРИМЕРЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ, ГРЕКО-РИМСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУР)
Начиная с древности, люди чтили и боготворили всё то, что вызывало страх и трепет. Архаичному человеку было неведомо, почему шёл дождь, гремел гром, сверкала молния, а Солнце вставало на Востоке и садилось на Западе. Незнание истинности процессов природных явлений побудило людей сочинять мифы и легенды о том, что простому смертному было неведомо. Неслучайно все концепты греческой философии были предопределенны именно мифологией. Людей окружали горы, моря, бескрайние просторы неизведанного. Человек стремился обожествить природу во всех её проявлениях. Одним из главных объектов почитания как раз таки являлось Солнце. Именно Солнце и его дневной цикл были видимы человеку невооруженным глазом, что позволяло давать толкование процессам, которые были неизвестны. В этой статье мы постараемся проследить общие черты солярного культа в эпоху Древнего Египта, Древней Греции, Рима и эпоху раннего Христианства.
Древнеегипетская цивилизация считается одной из самых развитых и культурно богатых цивилизаций, когда-либо существовавшей на Земле. Неслучайно греки чтили и уважали Древний Египет, заимствуя его культуру, мифологию, обычаи и традиции, тем самым подстраивая их в свою культурную ментальность. Несмотря на главенство культа предков, и заупокойного культа, значительную роль в Древнем Египте играл Культ Солнца. «Солнце представлялось египтянам грозной стихией небесного огня, царившего в мёртвой пустыне, и одновременно началом тепла и света, которые необходимых для жизни человека» [1,c.112]
В течение всей истории Древнего Египта одним из самых крупных религиозных центров был Гелиополь – «Город Солнца». Постепенно с централизацией Египетского государства в египетском пантеоне выделяется центральное божество – бог солнца Ра, часто изображающийся в виде сокола, змея, либо в виде человека с головой сокола.
Однако главным атрибутом изображения Ра являлся солнечный диск, обвенчанный Уреем (золотым змеем). Однако до признания Ра, как единого бога солнца в древнеегипетской мифологии возвышаются две ключевые фигуры – Атум и Хепри. Атум являлся богом первотворения, воплощая в себе женское и мужское начало, подобно остальным богам-демиургам. Атум считался вечерним, заходящим Солнцем. Хепри же являлся утренней ипостасью солнечного бога, восходящим Солнцем. Его изображали в виде жука-скарабея.
В конечном итоге солнечный бог Ра стал главным солнечным богом, а Атум и Хепри его ипостасью. Так в 17 главе Книги Мертвых Верховный Бог говорит о себе: Я – Атум, существующий, единый. Я – Ра в его первом восходе. Я – великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени «владыки эннеады». Я был вчера; я знаю завтрашний день...
Культ Ра постепенно возвышался над культами отдельных номовых богов. С именем и фигурой Ра связаны два древнеегипетских мифа: Путешествие Ра на солнечной ладье и уничтожение человечества богиней Хатор. Первый миф наглядно иллюстрирует солнечный цикл – днем Ра плывет на своей ладье по небу, а ночью – по подземному миру – Дуату. Второй же миф показывает, что Ра может быть и жестоким. Так, в метафорической форме в этом мифе рассказывается о том, как люди, посчитав, что бог солнца стареет – перестали ему поклоняться. В итоге разгневанный Ра посылает свою дочь Хатор в облике грозной львицы покарать людей за это, однако Хатор, обезумев от гнева, не могла остановиться, и Ра, и богу мудрости Тоту пришлось прибегнуть к хитрости, чтобы утихомирить её гнев. Это наглядно показывает, что Ра может быть как грозным и мстительным богом, так и добрым и милосердным. Не стоит забывать, что Ра отождествлялся с Солнцем, вероятнее всего знойное и палящее Солнце означало гнев Ра, а теплое и согревающее - его милосердие (в представлении древних египтян).
В эпоху Среднего Царства (2040 – 1783 гг. до н. э.) фиванский бог Амон становится верховным государственным богом всего Египта, однако позднее культ Амона сливается с культом Ра. Теперь Амон-Ра представляет собой одного из первых синкретических божеств. Ему приписывают роль изначального бога, который сотворил весь мир.
Однако же в эпоху Нового Царства (1550 – 1069 гг. до н. э.), фараон Эхнатон провозглашает единый монотеистический культ бога Атона. Эта религиозная реформа была проведена для того, чтобы лишить власти и влияния жречество Амона, которое являлось серьёзной оппозицией для Эхнатона. Если ранее пантеон божеств Египта властвовал только над Египтом, то Атон стал считаться единым богом и для соседних стран (Сирии и Нубии), так как Солнце восходит для всех. Атон изображался в виде большого солнечного диска с лучами-ладонями, которые простирались в разные стороны. Это означало, что величие Атона доступно всем и заботится он обо всех. Однако после смерти Эхнатона был вновь восстановлен культ Амона, и жречество Фив вновь получило власть. Религиозная реформа Эхнатона по праву считается попыткой введения монотеизма в Древнем Египте.
В древнегреческой мифологии Солнце олицетворяют два божества – это Гелиос и Аполлон. Со временем Гелиоса стали отождествлять с Аполлоном, однако Аполлон являлся богом искусства и покровителем муз. Его часто называли Фебом «лучезарным», как солнечный свет.
Культ Гелиоса был распространён в Коринфе, в Аргосе, в Элиде и на острове Родосе. «Колосс Родосский», считающийся одним из семи чудес света, по преданию изображал именно Гелиоса. Белые кони и петухи являлись его священными животными. Скульптурные изображения Гелиоса схожи с изображениями Аполлона. Гелиос представлялся древним грекам светоносным богом, мчащимся по небу на золотой колеснице, горящей как огненный шар.
С культом Аполлона связана фигура Дельфийского оракула, как одного из основных древнегреческих культов. По преданию, после битвы с Пифоном Аполлон увидел в дали корабль. Превратившись в дельфина, он поплыл к нему навстречу. Аполлон озарил моряков своим светом, и корабль последовал в Дельфы. «Он сделал их первыми жрецами своего святилища» [4,c.25], что Аполлон мог отчищать души людей после страшных преступлений, подобно огню, что вновь отсылает нас к отождествлению его с Солнцем. Жрица Дельфийского храма Аполлона – пифия – могла предсказывать будущее. В свое время к одной из таких жриц обращался и прославленный полководец Александр Македонский. Культ Аполлона был распространен по всей Греции, в особенности в Делосе и Дельфах. Со временем культ Аполлона проник в Рим, где он занял ключевое место в религии и мифологии Древнего Рима. Император Октавиан Август объявил Аполлона своим покровителем и учредил в честь него вековые игры. Храмы Аполлона в Древнем Риме были весьма богаты.
В более поздний период в древнеримской мифологии появляется независимый бог солнца Сол, ранее отождествляемый с Янусом. Его изображают, как и древнегреческого Гелиоса, на колеснице и с упряжкой коней. Позднее его называют Sol Invictus «Непобедимое Солнце». Его культ вводит император Аврелиан в 274 году н. э. Культ Непобедимого Солнца превосходил другие восточные культы, хотя на тот момент в Древнем Риме число языческих культов носило массовый характер. Этот культ просуществовал вплоть до отмены язычества. Император Аврелиан, будучи основателем этого культа, стал носить корону, изображающую солнечные лучи. День после зимнего солнцестояния в древнеримскую эпоху считался днем и праздником Непобедимого Солнца и отмечался 25 декабря. Однако с приходом христианства уже в IV веке н. э. день Sol Invictus был переименован в Рождество Христово.
В эпоху раннего Христианства Солнце понимается как символ Бога и слова Божьего. Оно несёт жизнь; оно является эмблемой носителей божественной мудрости; облеченной в солнце показана истинная церковь. Считалось, что праведник должен сиять подобно Солнцу, поскольку его святость и дух подобны солнечному свету. Личность Христа также наделялась солнечными характеристиками, которые были присущи в понимании архаичного человека солнечным богам. Среди этих характеристик следует выделить героическое начало, жизнесозидание, верховенство, всеведение и активность. Уже то, что Солнце несло свет и то, что без солнечного света ничто живое не могло процветать – влияло на сознание людей именно таким образом, что Солнце – это источник жизни, а его персонификация – благой Бог-творец.
В конечном итоге стоит отметить один ключевой момент: несмотря на то, что солярный культ имел широкое распространение среди различных эпох и цивилизаций, ему были присущи общие черты. В первую очередь стоит сказать, что главным образом и в Древнем Египте и в Древней Греции Солнце отождествлялось с мужским, активным началом. Солнечные божества и божественные персонификации Солнца наделяются атрибутами всеведения и всевидения, а также верховной власти. Люди той эпохи смогли через мифы описать солнечный цикл, будь то солнечная ладья Ра, будь то колесница Гелиоса или Сола. Для Древнего Египта – восход и заход Солнца - это олицетворение вечной цикличной жизни. Отсюда вытекает и заупокойный культ, совмещенный с культом предков. На примере Древнего Египта и Древнего Рима наглядно видно, что культ Солнца влиял не только на религиозную, но и на политическую обстановку. Преемственность монархов исходила от Солнца.
Почему же именно Солнце стало объектом поклонения в различные эпохи? Очевидно, что его было видно невооруженным глазом, без него не была возможна жизнь. Здесь у Солнца мы можем выделить два аспекта: физический и метафизический. В физическом аспекте Солнце представляется именно как источник тепла и света. Однако в метафизическом аспекте присутствует диалектический момент, при котором Солнце представлено как источник жизни и смерти, Бытия и Небытия. Эта диалектика имеет полную схожесть с представлениями Бога в Христианстве, так как главные его атрибуты – это именно созидание и разрушение. Эта мысль была впервые схвачена интуитивным и эстетическим образом именно в мифологеме Солнца.
Весьма вероятно, единственным, с чем мог сравнить солнечный свет человек – был огонь. Он и грел и обжигал, был необходим, но его невозможно было ощутить безболезненно. Огонь в этом смысле был запретен, словно был даром свыше. Неслучайно и Аполлона, бога искусств и покровителя муз наделяют характеристиками бога Солнца. Это говорит о том, что древние греки чтили Солнце и считали его прекрасным. Вознося свои головы к небу – они обращали свой взор в небеса, которые были недоступны, тем самым считая, что поднебесье – пристанище богов.
Список литературы:
- Авдиев В. И. История Древнего Востока М.: Госполитиздат, 1953 -251c..
- Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия К.: СИНТО, 1993-128c.
- Зелинский Ф. Ф. Религия Эллинизма Т.: Водолей, 1996 - 386c.
- Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции / Николай Кун. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 - 288c.
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: 1996. – 933c.
- Овидий. Метаморфозы / Овидий; пер. с лат. С. Шервинского. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014 – 448c.
дипломов
Оставить комментарий