Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мальцева Г.И. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(40). URL: https://sibac.info/archive/social/4(40).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТИ

Мальцева Галина Игоревна

магистр 1 курса, факультет Философии и психологии ВГУ,

г. Воронеж

Бубнов Юрий Александрович

научный руководитель,

д.филос. наук, профессор ВГУ,

г. Воронеж

Ценность является характерной чертой человеческой жизни, т.к. именно человеку свойственная способность выделять в окружающем его мире некоторые предметы или явления, которые они соотносят со своими потребностями, делают своим ориентиром. Учение, которое рассматривает философские вопросы ценностей называется аксиологией. Как самостоятельная философская дисциплина аксиология сформировалась только в XIX в. Однако размышления о сущности ценностей всегда имели место.

Если мы обратимся к античной философии, то обнаружим, что впервые интерес к ценностям человеческой жизни проявили софисты. С одной стороны софисты оставили след в истории как скептики и релятивисты, которые использовали философию, как сугубо прагматическое средство. С другой стороны софисты отошли от прежних теоретических натурфилософских рассуждений и обратились к жизни человека. Знаменитый Протагор писал, что именно человек является мерой всех вещей, отсюда выходит, что истина и ценности относительны и могут быть различны в зависимости от человека, культуры, ситуации. Сократ же, выступая против тотального релятивизма, отстаивает существование неких абсолютных категорий: нравственности, морали, ценностей. Похожая точка зрения существовала и в Средние века. Ценности несли не только абсолютный характер, но и были связаны с Богом. Теология поглощала собой аксиологические представления.

Секуляризация аксиологических взглядов произошла в эпоху Ренессанса, когда высшей ценностью вместо Бога провозглашается человек. Однако несмотря на культурную смену эпох, сущность ценностей всегда была осознана онтологически. В эпоху Нового времени происходит отход от такого представления. Если Р. Декарт ещё был убежден, что ценности, например, совершенство, существуют объективно, то Б. Спиноза, напротив хотел показать, что ценности формируются именно субъектом.

Дж. Локк обосновывает точку зрения о том, что ценностное отношение субъективно. То, что один индивид отмечает для себя как ценность может не оказаться таковой для другого индивида. Разные люди выделяют разные объекты, наделяют их ценностным отношениям, при этом каждый человек может оказаться прав.

И. Кант был первым, кто затронул глубинные проблемы ценностей, выработав метафизические основания философии ценностей. В работе "Основоположение к метафизике нравов" Кант выделяет понятие "абсолютной ценности". Истинная ценность существует тогда, когда индивид стремится исполнить нравственный закон ради самого закона. Ценность определяется нравственным законом. При этом ценностный мир, отличный от природного, творится автономным действующим субъектом. Философия Канта осуществляет переход к персоналистической аксиологии, она повлияла на становление наиболее развитой теории ценностей неокантианства.

Как указывалось ранее, аксиология стала самостоятельной дисциплиной в XIX веке. Классиками аксиологии считаются Г. Лотце (1817-1888), А. Ритчль (1822–1889) и Ф. Брентано (1838–1917).

Лотце говорил, что ощущение ценностей происходит не в результате рассудочного исследования, а в связи с наличием некого "откровения". Ценности не могут существовать без чувств субъекта, но это не означает их субъективность. Объективность Лотце обосновывает тем, что: ценности имеют интерсубъективный характер; оцениваемые объекты обуславливают суждения о них; ценностные чувства являются сложившейся системой, которая противостоит субъекту и человеческий дух не может их изменить. Ценности не создаются, а раскрываются субъектом.

Философия Лотце была попыткой совмещения абсолютности ценностей и субъективности ценностного чувства. В дальнейшем аксиологический абсолютизм и релятивизм были двумя противоборствующими направлениями аксиологии.

Аксиологический абсолютизм был представлен Баденской школой неокантианства, релятивизм - философией жизни. Главными представителями Баденской школы неокантианства являются В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Основополагающим принципом аксиологии Баденской школы, унаследованным от Канта, был дуализм "бытия" и "ценностей".

Царство абсолютных общезначимых ценностей, то есть «абсолютное нормативное сознание» стало для неокантианцев спасением от скепсиса релятивизма. Абсолютность ценностей для неокантианцев определяется как безусловность и необходимость их значений. Помимо этого ценностям присущ и собственный трансцендентальный способ бытия, поскольку они доступны априорному философскому познанию в мысленных представлениях трансцендентального субъекта. Там их собственное «место» пребывания, все же прочие реально существующие и мыслимые объекты могут быть лишь «носителями ценностей». В. Виндельбанд и Г. Риккерт отстаивали абсолютность ценностей, полемизируя с «философией жизни», которая по мнению неокантианцев погружается в ценностный релятивизм, ведя тем самым философию к самоупразднению. Философия жизни, утверждая универсальную историчность, осуществляет радикальную историзацию не только бытия, но и ценностей, посредством отказа от кантианского дуализма. Не существует ничего, что может оценивать жизнь, как и не существует абсолютных ценностей. Ценности историчны как и сама жизнь.

Начиная с XX века по настоящее время исследование ценностей происходит в контексте методологии науки. Значение ценностных компонентов в научном познании было рассмотрено М. Вебером. Он разработал методологию, которая любое ценностное содержание в науке лишает его значения. Это осуществляется путем установления двух основных методологических процедур:

1)научное исследование должно подчиняться требованию свободы от оценки;

2) научное исследование должно использовать конструкцию идеальных типов, в которых ценностное содержание деформируется, формализируется, “деаксиологизируется”.

В результате достигается ценностный плюрализм. Это говорит не о релятивизме, а об освобождении науки от ценностных суждений, которые становятся уделом личных мировоззренческих установок индивида, сферой деятельности религиозных, политических и культурных организаций.

Призыв к свободе от ценностей был поддержан сторонниками неопозитивизма. Так, Р. Карнап пишет: "Ценностные суждения являются не более чем приказами, принимающими грамматическую форму, вводящую нас в заблуждение... Они не являются ни истинными, ни ложными. Они ничего не утверждают, и их невозможно ни доказать, ни опровергнуть"[3, P. 24—25]. Оценки в науке являются отступление от идеала чистой науки.

Вместе с тем существуют попытки ослабления жесткого отказа от ценностей в научном познании. Так, шведский экономист Г. Мюрдаль говорит о допустимости оценок в науках, изучающих общество. При этом оценочных суждения должны быть осознаны как оценки и отделены от фактов. Помимо этого, Мюрдаль указывает, что наука не существует без оценок. Оценки присутствуют как при постановке проблем, так и при отборе фактов. Идея Мюрдаля нередко принимается как "золотая середина" в дискуссии о ценностях в науке.

Итак, в философской традиции Западной Европы различные мыслители, исследуя проблему ценностей ставили вопрос о её объективности. Данная дилемма не остается неразрешенной. Причиной этого является то, что ценность предполагает наличие как объекта или явления внешнего мира, так и субъекта, который выделяет для себя объект как ценность.

 

Список литературы:

  1. Барышков В.П. Аксиология: Учебное пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 65 с.
  2. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. № 1. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.intelros.ru/pdf/fg/04/6.pdf (дата обращения 18.03.2016)
  3. Carnap R. Philosophy and Logical Syntax. — L., 1935. — 832 p.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.