Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2016 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жукова Е.О., Фролова В.Н. СЕРГЕЙ БУЛГАКОВ «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СЕРГЕЙ БУЛГАКОВ «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА»

Жукова Елена Олеговна

студент 2 курса, кафедра Управления качеством, УлГТУ, г. Ульяновск

Фролова Виолетта Николаевна

студент 2 курса, кафедра Управления качеством, УлГТУ, г. Ульяновск

Известный русский философ, экономист, богослов Сергей Николаевич Булгаков внес значительный вклад в русскую идеалистическую философию.Он занимался философским и богословским развитием православной догматики, уделял много внимания общественным, экономическим, политическим вопросам.

В предисловии к книге он пишет: «Для автора настоящая работа имеет еще и совершенно особое значение, ибо в ней проводится внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом.

Понять мир как объект трудового, хозяйственного воздействия есть очередная задача философии.

Проблема хозяйства берется в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической. И такой способ ее рассмотрения объясняется отнюдь не прихотью автора - он подсказывается самым существом дела. Ибо то, что в области эмпирической составляет предмет «опыта», ставит проблемы науке, а рассматриваемое со стороны познавательных форм является построением «трансцендентального субъекта», - бытийными своими корнями уходит в метафизическую землю.

Все человеческое хозяйство можно рассматривать как частный случай биологической борьбы за существование. Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что - в самом широком смысле слова - может быть названо хозяйством.

Хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм - очеловечение природы.

Хозяйство есть функция смерти, вызвано необходимостью самозащиты жизни. Оно в самом основном своем мотиве есть несвободная деятельность, этот мотив - страх смерти, свойственный всему живому.

Признак хозяйства - трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. В поте лица, хозяйственным трудом, не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура.

Только тот живет полной жизнью, кто способен к труду и действительно трудится.

Хозяйству, как трудовому воспроизведению и расширению жизни, противоположна природа, как совокупность даровых (для человека) «естественных» сил жизни и ее роста.

Природа есть поэтому естественная основа культуры, материал для хозяйственного воздействия, вне ее так же немыслимо и невозможно хозяйство, как вне жизни невозможен конкретный опыт.

Хозяйственный круговоротслагаетсяиз двух актов, производства и потребления, которые являются основными функциями хозяйства.

Сама жизнь в этомсмысле естьспособность потреблятьмир, приобщаться к нему, а смерть есть выход запределы этого мира, утрата способности общения с ним, и, наконец, воскресение есть возвращение в мир с восстановлением этой способностихотябывбесконечнорасширеннойстепени.

Еда есть натуральное причащение, – приобщение плоти мира. Когда я принимаю пищу, я ем мировую материю вообще, я приобщаюсь плоти мира и тем самым реально, самым делом нахожу мир в себе, а себя в мире, становлюсь его частью.

Итак, возможность потребления принципиально основана на метафизическом коммунизме мироздания, на изначальном тождестве всего сущего, благодаря которому возможен обмен веществ и их круговорот, и прежде всего предполагает единство живого и неживого, универсальность жизни.

 Производство есть такое активное воздействие субъекта на объект, или человека на природу, при котором хозяйствующий субъект, осуществляет свою идею, объективирует свои цели.

Мир же непризрачной, реальной действительности опознается нами как предмет нашего воздействия и, вместе, как сила противодействия, сопротивления, т. е. как объект хозяйства.

Итак, живой связью между субъектом и объектом, мостом, выводящим «Я»в мир реальностей и неразрывно соединяющим его с этим миром, является труд, – человеческая актуальность, объективирующая для нас этот мир.

Познание есть трудовая, хозяйственная деятельность, преодолевающая раздвоение субъекта и объекта и приводящая к их взаимопроникновению.

Хозяйство есть процесс знания, сделавшийся чувственно-осязательным, выведенный наружу, а познание есть тот же процесс, но в идеальной, нечувственной форме.

ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

То, что называется хозяйством, существует лишь в виде раздельных познавательных актов, научных экспериментов, специальных исследований.

Хозяйство есть органическая, синтезирующая деятельность, существующая как бы поверх отдельных ее проявлений, которые получают в нем свою качественную определенность.

Человеческое же хозяйство есть процесс общественно-исторического развития, и политическая экономия этому учит как истине самоочевидной. Это значит, что оно есть процесс не только коллективный, но и качественно общественный. Всякий индивид, вступающий в хозяйство, занимает в нем некоторое свое как бы приготовленное ему место. И потому индивидуальные усилия и личные деяния получают здесь общественное, транссубъективное значение.

Хозяйство не существует без знания, знание есть проективная, моделирующая сторона в хозяйстве; вместе с тем и знание не может обойтись без хозяйства, существует только с ним и в нем.

НАУКА И ЖИЗНЬ

Наука есть функция жизни, она родится в трудовом процессе, а природа всякого труда хозяйственна, имеет целью защиту или расширение жизни. Жизнь нигде не остается в покое, она находится в состоянии непрерывного напряжения, актуальности, борьбы. Жизнь в этом смысле есть непрерывный хозяйственный процесс. Она есть деятельность, в которой моменты созерцания, теоретического знания существуют лишь как моменты действия. Хозяйственное отношение к миру включает в себя как необходимое средство и теоретическую ориентировку в нем, т. е. науку. Наука рождается из практической нужды и развивается под тем же импульсом.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Социальная политика есть нерв социальной науки, она владеет ключами от всех ее зданий.

Всякая деятельность, в том числе и социальная,представляет собою синтез свободы и необходимости. В рассматриваемом случае свобода выражается именно в этом субъективизме, волевом устремлении социальной деятельности в момент оценки, а необходимость – в научной ее обусловленности со стороны средств.

Социальная политика имеет свою особую область и свой собственный объект: это – действие на совокупности, на социальное тело.

Из одних и тех же научных данных могут вытекать различные, но в то же время обоснованные направления социальной политики, другими словами, из данного научного инструмента может быть сделано различное употребление.

ПРОБЛЕМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Хозяйство как единое деяние трансцендентального хозяйственного субъекта дробится в явлениях, имеет свою феноменологию.

Хозяйство в своей феноменологии, т. е. в непосредственной эмпирической данности, существует для нас как принимаемая необходимость, которая налагается на нас извне. Мы испытываем ее как гнет нужды, как стесненность жизни, подвергающейся постоянной опасности. Потому хозяйственная деятельность имеет характер борьбы за жизнь, и, в частности, именно за определенный уровень жизни.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Экономический материализм, недостаточно просто отвергнуть, его надо преодолеть, а преодолеть можно только положительным путем, признав его правду, понимая его мотив, но отклоняя при этом его ограниченность. В экономическом материализме говорит суровая жизненная честность, он отдает свое внимание значению нужды, заботы о куске насущного хлеба, которая тяготеет над большинством человечества.

Он есть первая попытка философии хозяйства, в нем впервые сознательно поставлена ее проблема, в истории мысли прозвучал новый мотив, навеянный жизненными впечатлениями действительности.

Согласно центральному учению экономического материализма о «базисе и надстройке», вся историческая жизнь человечества в ее внешних и внутренних, политических и социальных, культурных и духовных проявлениях есть лишь надстройка над экономическим базисом, следовательно, не имеет самостоятельного метафизического бытия, есть только «рефлекс», т. е. оказывается онтологически обусловлена совершенно в таком же смысле, в каком все эмпирические события истории у Гегеля обусловлены победным шествием всемирного духа, проходящего разные фазы своего развития.

Итак, экономический материализм есть метафизика истории, которая, не сознавая своего действительного характера, считает себя наукой, но не становится всецело ни той, ни другой.

 

Список литературы:

  1. Алексеев Н.Н. Опыт построения философской системы на понятии хозяйства (С. Булгаков, Философия хозяйства. Ч. 1. Мир, как хозяйство. М., 1912) // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 5 (115). С. 704 -735).
  2. Бибихин В.В. Язык философии. М., 2002.
  3. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 412 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.