Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ДОСОКРАТИКИ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАРОЖДЕНИИ КОСМОСА
Чтобы заглянуть на миллионы лет назад, не нужно машины времени, — достаточно поднять голову и посмотреть на звезды (К. Борг)
Одним из удивительных качеств человека, начиная с древнейших времен, было его непреодолимое желание понять, как устроен мир, окружающий человека и частью которого он себя считал.
Наиболее отчетливо это стремление человека оформляется в самом начале античного периода истории. Еще до появления классической философии возникают школы, представители которых ищут ответы на вопросы о природе космоса, и о месте человека в нем. Развитие философии в Древней Греции с VII до IV в. до н.э. представлено как путь от мифологии и религии к стихийно материалистическому пониманию мира. За этот промежуток времени была создана новая картина мира, важнейшим элементом которой стало учение о космосе.
Космос – это понятие античной философии и культуры, представление о мире как упорядоченном гармоническом целом. Космос осознавался древними греками как «одушевленное целое, которое образовалось из древнейшего неорганизованного хаоса» [1, с. 45].
Т.к. первым классическим философом принято считать Сократа, то все более ранние школы получили название досократических. Это понятие оформилось в философской традиции Нового времени и используется до сих пор.
Для представителей досократической философии был характерен поиск ответа на вопрос о первооснове, первоначале мира (архэ). Следуя традиции и принципам натурфилософии, большинство досократиков понимают космос как огромное, бесконечное, но материальное тело, в основе существования которого закон всеобщей необходимости или мировой гармонии. Этот космос объективен, а, значит, существует по своим законам и не подчиняется чьей-то воле. Человек – это слабое подражание космосу, его отражение, микрокосмос. Такая мировоззренческая позиция получит название космоцентризма. Человек - часть космоса и сам по себе он ничем не примечателен. Традиции этой эпохи не признают понятие личности и индивидуальности. Интерес к изучению космоса определил появление таких систем представлений человека о мире как космогония и космология.
Одной из древнейших философских школ, сведения о которой дошли до нас, является Милетская школа. Ее представители (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) считали, что первоначало всего существующего надо искать в действительности. Фалес в качестве первоначала выбирает воду, Анаксимандр – некую первочастицу, названную апейроном, а Анаксимен – воздух. Все предложенные варианты отражают реально существующий мир, имеют природное происхождение. К тому же все названные философы признают тот факт, что все в мире постоянно изменяется. Выше сказанное позволяет говорить о стихийном материализме и наивной диалектике, как отличительных чертах многих философских школ ранней античности.
Но складывается и другая традиция. Пифагор в своем желании найти единое основание мира приходит к выводу о том, что только число может рассматриваться как универсальная основа всего существующего. Именно число – ключ к пониманию гармонии мира. Т.о., числа у Пифагора наделены мистическим смыслом и заключают в себе тайны мироздания.
Принципиально новый подход к пониманию мира, его основ и законов предлагают философы Элейской школы. Они убеждены, что познание космоса возможно лишь на основе разума, в то время как органы чувств, являясь причиной наших ошибок и заблуждений, искажают картину действительности. Именно элеатам мы обязаны использованием и обоснованием такой фундаментальной философской категории как бытие. Один из самых известных представителей школы Парменид в своей поэме «О природе» требовал различать космос как устойчивое единое бытие, постигаемое разумом, и космос как масса изменчивых отдельных вещей, которые воспринимаются чувствами. Познание есть «путь знания» или бытия, познание же множества есть «путь мнения или небытия»[2, с.336]. При этом Парменид не допускает возможность существования небытия, т.к. его нельзя не помыслить, не почувствовать. Т.о., представители школы отрицали возможность чувственного познания как опытного и признавали только непрестанное и недвижимое единение космоса, постигаемое разумом. Такую позицию в понимании устройства мира позже будут характеризовать как иделистическую.
В отличие от Пифагорейской и Элейской школ, большинство философов досократического периода придерживаются материалистической позиции в объяснении окружающей действительности. Эмпедокл, один из основателей античного механицизма, пришел к выводу, что космос возник как следствие связи четырех материальных элементов с идеальными силами любви (притяжения) и вражды (отталкивания). Идеальный сферичный космос создается в результате взаимосвязи земли, воды, воздуха и огня под влиянием сил любви, побеждающих вражду. Когда космос проходит через этап равновесия сил любви и вражды, рождаются отдельные вещи и живые существа. Но когда побеждают силы вражды, космос вновь разбивается на четыре элемента.
Одним из самых интересных и загадочных философов описываемого периода является Гераклит. По его мнению, источником всего сущего является огонь. В огне все рождается, в нем же все и погибает, происходит вечный процесс превращений. Существование мира не зависит от промысла богов: «Этот космос…не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»[5, с. 225]. Космос рождается из огня, далее огонь превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и наоборот: «смерть земли – возникновение воды, смерть воды – возникновение воздуха, а воздуха – огня»[5, с. 226]. Гераклита считают одним из основателей античной диалектики. Он убежден, что все в мире движется и изменяется. Но процесс бесконечной изменчивости не хаотичен. Он подчиняется закону всеобщей необходимости – Судьбы или Логосу. В основе этой изменчивости мира существование природных противоположностей, которые находятся в постоянной борьбе друг с другом, но цель этой борьбы – вражды не взаимное уничтожение, а достижение состояния гармонии. Принято считать, что именно Гераклит впервые сформулировал один из фундаментальных законов современной диалектики – закон единства и борьбы противоположностей.
Дальнейшее развитие философии связано с именами Левкиппа и Демокрита, которых мы считаем авторами столь хорошо известного сегодня атомистического объяснения природы материального мира. Согласно их учению, мир представлен двумя началами: бытие и небытие, притом «небытие существует нисколько не меньше, чем бытие»[4, с.23]. Вещи состоят из атомов. В связи с этим, появление вещей атомисты рассматривали как результат разложение и суммирование атомов, изменение их порядка и положения. Атомы представляют собой мельчайшие, далее неделимые частицы мира, и все что мы можем наблюдать в этом мире, включая душу, состоит из атомов. Это означает, что все, что существует, конечно в своем существовании. Т.о., атомисты, в отличие от большинства своих современников, отрицают бессмертие души. Разнообразие явлений, представленных в мире, объясняется бесконечным числом как самих атомов, так и их форм. Космос в целом - это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, число которых беспредельно и которые возникают совершенно случайно. Главный закон мироздания атомистов гласит: «Ни одна вещь не происходит напрасно, но все в силу причинной связи и необходимости»[3, с. 112], т. е. ничто не происходит случайно, а вызывается определенной первопричиной.
Еще один известный представитель данной эпохи Анаксагор основой мирового порядка полагал некий космический Ум, который упорядочивает и структурирует материальные частицы - «гомеомерии». Этот Ум приводит в движение гомеомерии, разделяет их и создает из них космос. Философия Анаксагора демонстрирует переход греческой философии на более высокий уровень, когда в центре внимания находится уже не космос, а мышление и ум (космический и человеческий).
Анализируя опыт ранней греческой философии, мы отмечаем, она представляет процесс развития мира в виде перехода от беспорядка, воплощенного в неорганизованном хаосе, к порядку, выраженному в возникновении все более высокоорганизованных и высокоупорядоченных структур. Данный подход станет основой для появления в ХХ в. синергетики.
К принципам античной космологии и натурфилософии обращались и в эпоху Возрождения, и в Новое время. Они остаются актуальными и для современной науки: философии, астрономии, космологии.
Список литературы:
- Асмус В.Ф. Античная философия: учеб. пособие / Изд. 3-е, доп. - М.: Высшая школа, 2005. – С. 406.
- Богомолов А.С. Античная философия / Изд-е 2-е. – М.: Высш. школа, 2006. – С. 390.
- Лурье С.Я. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. / С.Я. Лурье. – Ленинград, 1970. – С. 208.
- Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев. - М., 1927. – С. 550.
- Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии / С.Н. Трубецкой. - М.: Наук, 1997. – С. 576.
- Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. – С. 445.
отправлен участнику
Оставить комментарий