Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2017 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дягилев М.В. МЕТОДИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ АГИТАЦИОННЫХ ПЛАКАТОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(48). URL: https://sibac.info/archive/social/1(48).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ АГИТАЦИОННЫХ ПЛАКАТОВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ)

Дягилев Михаил Васильевич

студент, социально-гуманитарный факультет, НТГСПИ (ф) РГППУ,

РФ, г. Нижний Тагил

Потапов Сергей Александрович

научный руководитель,

канд.ист. наук, доц. кафедры гуманитарных и социально-экономических наук НТГСПИ,

РФ, г. Нижний Тагил

В рамках визуального поворота в источниковедении, произошедшего в конце XX века, активизировалось обращение исследователей  к  изучению изобразительных исторических источников. Достаточно проблематичными сторонами данных исследований стали: во-первых, методологическое основание, а во-вторых, методика работы с разнородными визуальными источниками. Поэтому, в данной статье будет рассмотрен методологический аспект исследований данного плана, а также предложена методика работы с источниками рассматриваемого типа. Отметим, что в качестве визуальных источников был выбран вид изобразительно-графических, большой объем которых составляют материалы агитационного плана, в частности плакаты Первой мировой войны. Стоит подчеркнуть, что данные исследования можно назвать метапредметными и междисциплинарными, так как они основаны на данных исторической, культурологической, философской, психологической сферах знания.

Достаточно часто в рамках методологической концепции данных исследований избирается концепция визуальной социологии. Этот факт не случаен, так как визуальная социология позволяет изучить и проанализировать социальные, политические и культурные явления сквозь призму изобразительных источников, в частности агитационных плакатов периода Первой мировой войны.

Изучая выбранный тип исторических источников необходимо руководствоваться принципами историзма, объективности и ценностным подходом. Принцип историзма в данных исследованиях применяется в контексте рассмотрения агитационных плакатов в исторической ретроспективе. Принцип объективности обеспечивает получение истинного знания о прошлой реальности, адекватное ее понимание и описание. Стоит отметить, что данный методологический принцип требует всестороннего анализа агитационных плакатов с разных позиций, которые были представлены выше. Ценностный подход используется в процессе рассмотрения плакатов как государственного заказа и средства пропаганды в период Первой мировой войны. Он помогает учесть те ценности и традиции, которые были важны для человека начала XX века, и в контексте которых мог эффективно действовать механизм пропаганды.

Стоит отметить, что тип визуальных источников на данный момент является самой малоизученной группой исторических источников. Данный факт обусловлен тем, что изобразительные источники совсем недавно включили в источниковую классификацию в контексте синтаксического подхода. Но тем интереснее изучать данный тип источников, так как на сегодняшний день отсутствует какая-либо традиционная методика работы с визуальными историческими источниками, в частности с агитационными плакатами.

Как было сказано ранее, в конце XX века в источниковедении произошел визуальный поворот [4], в контексте которого большое внимание стало уделяться визуальным источникам. Интересно то, что до XX века вышеназванный тип источников рассматривался исключительно в рамках иллюстративной функции [1]. Поэтому, перед изучением методики работы, необходимо выделить ряд функций визуальных источников для выявления и реконструкции исторической действительности.

Одной из основных функций данного типа источников считается иллюстративная, которая применялась для рассмотрения изобразительных источников в дополнении к другим типам исторических источников. Следующей функцией является мировоззренческая, сущность которой заключается в рассмотрении и интерпретации изображения как части мировоззрения и исторической действительности. Третья функция – историко-культурологическая – выводит исследователей на метапредметный уровень в изучении какого-либо вопроса. В контексте историко-культурологической функции, проблема рассматривается с двух позиций: исторической и искусствоведческой. В исследованиях данной проблематики все три функции применимы. Иллюстративная функция может быть использована в дополнение при рассмотрении материалов периодической печати, которых сопровождали агитационные плакаты. Мировоззренческая функция может быть применена при рассмотрении принципов и целей государственного заказа, а также ментального аспекта сознания русского человека начала XX века. Историко-культурологическая функция в данном исследовании является основополагающей, так как плакат рассматривается в двух плоскостях: историческая сторона основана на рассмотрении специфики плаката и его содержательной части  для реконструкции и выявления объективности исторических событий в период Первой мировой войны, а культурологическая сторона вбирает в себя техники, элементы и принципы исполнения и создания плаката как художественного произведения.

Агитационный плакат Первой мировой войны традиционно рассматривается как знаковая система, содержательную часть которой можно рассматривать с двух позиций – текстологической и визуальной. Поэтому, очень важное место в методике работы с визуальными источниками отводится семиотическому и герменевтическому подходам. Герменевтика – искусство интерпретации текста, а семиотика – искусство кодирования информации, изучение знаковых систем. По мнению некоторых исследователей [2], плакаты рассматриваются, с одной стороны, как знаковая система, в которой выделяют вербальную (текстологическую) и невербальную (иконическую) части. С другой стороны, плакат можно рассматривать как текст, то есть визуальная часть плаката гипотетически становится текстологической в процессе закладывания информации в иконический образ. В ходе рассмотрения и анализа агитационных плакатов Первой мировой войны в контексте данных подходов, необходимо перед собой поставить следующие вопросы: «Почему изображено именно так?», «Какая информация является прямой и скрытой в данном историческом источнике?», «Является ли информация, заложенная в источнике, объективной?».

Непосредственно переходя к рассмотрению самой методики работы с визуальными историческими источниками, еще раз подчеркнем, что в рамках данной проблематики в качестве методологической концепции была выбрана – визуальная социология.

Как уже было сказано, традиционная методика работы с визуальными историческими источниками отсутствует. Тогда встает закономерный вопрос, который касается принципов изучения визуальных исторических источников, в частности плакатов, а также рассмотрение истории России в период Первой мировой войны на материале источников изобразительного типа. В данной статье хочется акцентировать внимание на методике, которая основана на синтезе методики источниковедческой интерпретации визуальных источников (в частности видеофильмов) Л.Н. Мазур [4] и традиционной методики изучения исторических источников.

Методика работы с визуальными источниками, в частности с агитационными плакатами, состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит процесс отбора русских агитационных плакатов периода Первой мировой войны, которые относятся к одной из четырех групп плакатов [3]: плакаты, обличающие образ врага; информативные плакаты; собственно агитационные плакаты; плакаты индивидуализированного типа; плакаты-карты.

Второй этап целесообразно назвать внешней критикой источника. В ходе данного этапа идет процесс сбора и анализ информации об источнике, а именно: цель создания, время создания, условия создания в контексте государственного заказа, выявление сверхъидеи, заложенной автором при создании плаката, примерное время действия агитационного плаката на фронте (исследуется по данным периодической печати).

На третьем этапе начинается процесс внутренней критики источника. Он состоит и нескольких частей. Во-первых, ознакомительный просмотр агитационного плаката для выявления каких-либо метафорических и ярких образов. Во-вторых, целенаправленный просмотр, оканчивающийся фиксацией информации, которая касается непременно текстологического и иконического содержания агитационного плаката.

Заключительный четвертый этап связан с реконструкцией исторической реальности на основе зафиксированных и изученных элементов. В случае с агитационными плакатами, заключительный этап позволяет сделать вывод об объективности событий, которые изображены на плакате, о скрытой и открытой информации, которая заложена в данном историческом источнике. Все вышеназванные результаты играют большую роль в вопросе о специфике использования данного типа исторических источников для изучения истории России в период Первой мировой войны.

Хочется отметить, что интерпретация изобразительного источника проецируется на ценностный аспект создателя, а значит, результаты отличаются большой степенью субъективности. Поэтому для ответа на вопрос, который касается специфики использования агитационных плакатов для изучения истории России в указанный период, следует использовать комплексный подход, который основан на полноценном анализе исторических источников разных типов.

Междисциплинарность и межпредметность, проблема методологического основания исследований визуальных исторических источников, отсутствие общей методики работы с данным типом источников, показывают, что тема и проблематика, рассматриваемые и изучаемые в рамках данной статьи являются актуальными.

 

Список литературы:

  1. Батурин С.А. Визуальные материалы по истории Бурятии как источниковый комплекс. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.dissercat.com/content/vizualnye-materialy-po-istorii-buryatii-kak-istochnikovyi-kompleks (дата обращения: 02.06.2016).
  2. Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». — М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 366 с.
  3. Дягилев М.В. Агитационные плакаты Первой мировой войны как исторический источник // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(13). [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(13).pdf (дата обращения: 23.01.2016).
  4. Мазур Л.Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX – XXI вв.: в поисках новых методов исследования. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16-1-0-144 (дата обращения: 03.06.2016).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий