Статья опубликована в рамках: XLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
Артикул Густава II Адольфа и его влияние на воинские уставы Нового времени
Тридцатилетняя война явилась переломным моментом всей европейской истории, и её влияние отразилось во многих сферах жизни, где далеко не последнее место занимает военное законодательство. Мы рассмотрим военный устав Густава II Адольфа, дабы проследить историю его возникновения, особенности содержания статей и его отражение в военном праве Нового Времени. До начала Тридцатилетней войны в Западной Европе существовали две главные системы военного права: германская и французская. Их примечательность состояла в том, что они усиливали значение и имели большое количество военно-полицейских должностей для поддержания внутреннего порядка и дисциплины в походе; кроме того, в системах прослеживается стремление внести законность в отношениях между войсками и гражданами [2, с. 12].
При короле Густаве II Адольфе сформировалась новая, шведская система военного права. Им был создан свода правил, регулирующих взаимоотношения в армии и армии на войне, - устав, который по-шведски называется «Krigsartikler». Отражение деталей этого эпохального творения можно наблюдать в более поздних документах, например в артикулах Бранденбурга и в «Уставе воинском» Петра I. Распространение шведского кодекса в Европе напрямую связано с активным участием Швеции в Тридцатилетней войне.
В июле 1621 года, перед отправкой на захват Риги, к югу от Стокгольма были построены несколько шведских полков; в тот день солдатам и офицерам канцлер Аксель Оксеншерна зачитал первые статьи военного артикула. Текст устава был подготовлен королём, редактирован канцлером и подписан Густавом Адольфом 15 июля 1621 года.
Статьи нового устава были основаны на некоторых континентальных моделях и более ранних шведских текстах. Так, некоторые детали были заимствованы из кодекса Фердинанда I (1526), Максимилиана II (1570) и Морица Оранского (1590). И всё же, в уставе было немало нового. Если предыдущие воинские правила представляли собой нечто вроде соглашения между сторонами, то Артикул Густава Адольфа содержал в себе перечень конкретных приказов и обязанностей, установил иерархию военной юрисдикции: полковой суд под председательством полковника, военно-полевой суд и наконец, обращение к королю (система была дополнена наличием военных прокуроров и генерального аудитора, который контролировал применение положений устава, укрепляя тем самым всю систему правосудия). Почти за половину преступлений была назначена смертная казнь. Более того, в отличие от уставов более раннего времени, данный кодекс отличает господство военной юстиции над военной полицией. Уже во время Тридцатилетней войны, в 1632 году, документ был переведен на немецкий язык, в связи с большим количеством немецких наемников в шведской армии [11, с. 439].
Артикул Густава Адольфа включает в себя 150 статей. Мы обратимся к тем статьям, которые содержат гуманитарные начала, так как, несмотря на то, что в наше время данные правила довольно тривиальны относительно ведения войны, на момент XVII века документальное фиксирование подобных указаний было чем-то необычным и открывало новую страницу в принципах ведения войны. Так, статья 88 гласит: «Тот, кто надругался над женщиной, и если сему есть доказательство, должен быть казнён». Статья 90 запрещает солдатам устраивать поджоги в населенных пунктах дружественной страны. Статья 91 предусматривает подобное правило относительно и вражеской территории, но с одним исключением: капитан имеет право приказать сжечь город или деревню с согласия его непосредственного командира или короля. За несоблюдение этого правила не была предусмотрена уголовная ответственность: капитан, ошибочно приказавший сжечь населенный пункт, обязан был выплатить компенсацию за потерю добычи, вызванную пламенем. Статья 99 предусматривает запрет разрушения и сожжения церквей и больниц в захваченном городе, за исключением зданий, используемых как средство обороны. Статья 100 запрещает жестокое обращение с пожилыми людьми, женщинами, детьми и духовенством, если те не оказывали вооруженного сопротивления. Но из каждого правила есть исключения, поэтому в критических ситуациях армии позволялось добывать жизненные блага грабежом [11, с. 439].
Говоря о наказаниях, хочется отметить и введение шпицрутенов. Само слово имеет немецкое происхождение и состоит из двух слов: «шпиц» – копьё, пика, и «рут» - хлыст. По-другому данное наказание называется «прогон сквозь строй». Процесс осуществления наказания происходил так. Две шеренги солдат снабжались специальными ивовыми прутьями (собственно, шпицрутенами), два унтер-офицера вели наказываемого, чтобы он не мог ускорить свой ход. Под барабанный бой наносились удары достаточной силы. В Швеции это наказание было отменено в 1812 году. История возникновения шпицрутенов не вполне ясна, хотя несомненно то, что их прообраз зародился в римской армии, которая, как известно, являлась образцом для подражания в военной сфере в Новое Время. Вслед за Швецией наказание шпицрутенами распространилось по всей Европе [6].
Нельзя не отметить и еще одну особенность армии Густава Адольфа и, соответственно, устава. Это – высокая роль религиозного воспитания солдат. Дело в том, что одной из черт военной организации во время Тридцатилетней войны была деконфессионализация. Главным моментом была не единая конфессиональная ориентация войска, а власть и подчинение территориальному государю. Военная власть сосредотачивалась в руках монарха. Во время Тридцатилетней войны становилось обыденностью то, что в армии Католической Лиги находились протестантские капелланы, а в шведских войсках – католические священники (несмотря на то, что одной из причин Тридцатилетней войны была борьба католичества и протестантизма). Единичная конфессиональная ориентация способствовала укреплению военной власти монарха; кроме того, переплетение военной власти с властью государя было неотделимым от процессов формирования государства Нового времени. Конфессионализм в военном деле ослабевал, власти государства становились выше религиозной принадлежности, и единство подданных стало формироваться властью государства, а не религией. В этой связи нельзя не заметить своеобразное отличие шведской армии от общеевропейских тенденций деконфессионализации войск [5, c.54]. Несмотря на то, что Густав II Адольф брал в армию людей вне зависимости от вероисповедания, лютеранство считалось в войсках официальной религией. В статьях восьмой [9] и девятой [10] сказано, что молитвы должно совершать два раза в день, а по воскресеньям устраивать проповеди. Кроме того, каждый солдат обеспечивался карманным сборником церковных гимнов, подходящим для битв [3, c.301]. Религиозное воспитание подразумевало под собой и некоторую долю охранения религии. Статья вторая призывает к почитанию бога в соответствии с лютеранскими идеалами [7]; статья седьмая предусматривает суровое наказание за богохульство: «Если кто-либо оскорбит имя бога, в пьяном или трезвом виде, и этому отыщутся три свидетеля, то совершивший это будет казнен» [8].
Сравнительно высокая дисциплина в войсках способствовала и репутации шведского войска: весть о порядочном поведении солдат быстро распространилась среди гражданского населения, и протестанты Германии смотрели на шведского короля как на спасителя своей страны от хищных лап контрреформации.
Таким образом, устав Густава II Адольфа явился своеобразной новинкой в сфере европейской военной деятельности, а впоследствии прямо повлиял на воинские уставы других государств Нового Времени.
В дальнейшем развитии военного права в Европе хронологически последовательно следует выделить ситуацию в Бранденбурге. Поначалу придерживаясь прогрессивной шведской системы, герцогство вскоре подчинилось идеям военно-полицейских законов Франции. В итоге, к началу XVIII века это вылилось в отдельную бранденбургскую систему военного права, которая является ярким примером сословной розни в армии (войско разделено на офицерство, т.е. благородных, и солдатство, т.е. мужиков); кроме того, от шведской системы бранденбургскую отличали и элементы военного судебного процесса. Это отразилось в прусском уставе военного суда 1712 года. Таким образом, в Европе к началу XVIII века военное право распалось на четыре большие группы: французскую, германскую, шведскую и бранденбургскую [1].
Чтобы лучше понять объемы и значимость влияния Артикула Войны Густава II Адольфа на последующие воинские уставы, имеет смысл сказать пару слов об «Уставе воинском» Петра I. В какой-то мере идеи Петра совпадали с идеями Густава Адольфа о стремлении воспитать в армии порядочность и уйти от желания превратить солдата в машину. «Устав воинский» почти повторяет 110 статей кодекса Густава Адольфа. Он был издан в 1716 году; там определялись не только организация и устройство армии, но и военно-уголовные, административные законы. Все воинские артикулы, заимствованные из Европы были переработаны и дополнены [4]. «Устав воинский» сменил «Учение о хитрости ратного строю» царя Алексея Михайловича и просуществовал 150 лет.
В итоге, Krigsartikler Густава II Адольфа стал началом нового этапа в формировании военной дисциплины и военного права. Шведский устав определил дальнейшее развитие армии как сферы со сложной внутренней структурой и действующего организма. Что касается судьбы самих статей о войне, то в 1683 году при Карле XI они были дополнены и переведены на уже изменившийся и обновленный шведский язык. Многие страны Европы, а также Россия, сделали устав короля Густава основой для собственных военных законов, что на многие годы вперед создало новые тенденции в правилах ведения войны и военном искусстве.
Список литературы:
- Бобровский П.О. Военное право в России при Петре Великом: Артикул воинский с объяснениями, заметками и цитатами по иностранным источникам [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.bibliard.ru/vcd-6-1-52/index.html (Дата обращения: 01.03.2016).
- Бобровский П.О. Уклонение от воинской службы. – СПб.: Типография Правительствующего Сената, 1886. – 50 с.
- Веджвуд С.В. Тридцатилетняя война / Сесили Вероника Веджвуд; пер. с англ. И.В. Лобанова. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2012. – 571 с.
- Воинский устав Петра I [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://adjudant.ru/regulations/1716-01.htm (Дата обращения: 12.09. 2016).
- Ивонин Ю.Е. Альбрехт Валленштейн // Вопросы истории. 2003. №9. – с. 48-78 с.
- Шпицрутены // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (Дата обращения: 12.04.2016).
- Artikel 2 / Utkast till Krigs-Artiklarne, utfärdade den 15 Juli 1621 // Konung Gustaf II Adolfs skrifter. – Stockholm: P. A. Norstedt & söner, 1861. P. 243.
- Artikel 7 / Utkast till Krigs-Artiklarne, utfärdade den 15 Juli 1621 // Konung Gustaf II Adolfs skrifter. – Stockholm: P. A. Norstedt & söner, 1861. P. 244.
- Artikel 8 / Utkast till Krigs-Artiklarne, utfärdade den 15 Juli 1621 // Konung Gustaf II Adolfs skrifter. – Stockholm: P. A. Norstedt & söner, 1861. P. 244.
- Artikel 9 / Utkast till Krigs-Artiklarne, utfärdade den 15 Juli 1621 // Konung Gustaf II Adolfs skrifter. – Stockholm: P. A. Norstedt & söner, 1861. P. 244.
- Ögren К. Humanitarian law in the Articles of War decreed in 1621 by King Gustavus II Adolphus of Sweden // International Review of the Red Cross. 1996. V.36. – P. 438-442.
дипломов
Оставить комментарий