Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2016 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горина С.Р. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛАГЕРНОЙ ЖИЗНИ ВОЕННОПЛЕННЫХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(47). URL: https://sibac.info/archive/social/11(47).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛАГЕРНОЙ ЖИЗНИ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Горина София Романовна

cтудент, кафедра истории России ВлГУ,

РФ, г. Владимир

Николаева Ирина Алексеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент ВлГУ,

РФ, г. Владимир

«Сгоняли на фронт умирать…» такая строчка есть в стихотворении великого русского поэта С. Есенина, написанного в годы Первой мировой войны. Она во многом отражает положение русской армии в военные годы. Одной из самых трагичных страниц войны является плен. Представления русских солдат о германском плену формировались еще до попадания на фронт боевых действий. С самого начала войны священники агитировали против сдачи в плен. Они аргументировали это тем, что люди, оказавшиеся в плену, совершили преступления перед Богом. Также бытовало мнение, что всех пленных после возвращения на родину отправят в Сибирь. Чувство неизбежного наказания было таким ужасающим, что уже в середине войны многие военные обращались с просьбами остаться в Германии, чтобы их не расстреляли на родине [5, c. 38]. Многие бежавшие из плена награждались георгиевскими крестами и хвалебными строками в прессе. Тем самым они представляли себя и мучениками, и героями. «Беглецам» даже предоставлялось слово на съезде делегатов в Петрограде в 1917 году [8]. Позже почти все военнопленные включали в свои биографии попытку побега или отказ работать на врага, чтобы хоть как - то реабелитировать себя в глазах общественности.

Большую информацию о содержании военнопленных содержат рассказы беглецов, чьи показания зафиксированы в опросных листах. В основном военнопленных российской стороны представляли малограмотные крестьяне в возрасте 25-39 лет [2]. Первые группы пленных из России начали поступать в сентябре – октябре 1914 года, но основную массу русских привезли в плен после провала наступления на Восточном фронте в 1915 году. Тогда германские лагеря дополнили около 70 тыс. российских военных. Все прибывшие военнопленные проходили обязательную регистрацию. А с 1915 года начали заводиться трудовые карточки на военнопленных, где указывалась специальность пленного и другие его данные. Именно благодаря этой немецкой скрупулёзности германской статистике можно доверять. Русских пленных распределяли в немецкие лагеря по сословному признаку. Т.е. офицеры поселялись отдельно от солдат и ни в коем случае не допускались в помещение к нижним чинам [7]. В записках полковника В.Б.Лисынова, который был в плену 15 месяцев, говорится о том, русские живут в плену хуже, чем каторжники. Сами лагеря, как рассказывают очевидцы, были сделаны из досок, которые абсолютно не держали тепла, о наличии мебели и говорить не приходится. Однако встречались и противоречивые сведения. Многие пленные в своих записях писали, что после ухода из плена они будут помнить о Германии только хорошее. Во многом сказался тот факт, что немцы занимались пропогандистской работой среди пленных и «промыванием мозгов». Тем самым они очерняли России и восхваляли Германию. Рядовой Василисков, которые сбежал из немецкого плена, рассказывал о немцах с восторгом. Вот что он говорил: «Во флягах дорогие вина…чай не пьют вовсе, только один кофей да какаву...а на дне кусков пять сахару лежит» [1, c. 16]. Немцы специально пользовались таким приёмом, чтобы бежавшие из плена солдаты могли деморализовать своих сослуживцев. Так они обещали сладкую и сытную жизнь солдатам в плену. На самом деле пленные могли надеяться лишь на самые общие меры гуманности по отношению к ним [8]. Хотя, в общем, офицерам жилось намного лучше, чем рядовым солдатам. В местах их содержания было просторно и чисто, и пища их была намного лучше, им разрешали делать покупки в городе и не заставляли работать. Но в основном почти во всех воспоминаниях можно встретить упоминание о том, что с пленными обращались очень жестоко [3, c. 20]. Например, автор П. Навоев пишет, что за малейший проступок пленных били по лицу или кололи штыками. Русские врачи, которые побывали в немецких концлагерях, говорили о том, что к военнопленным применяются палки, кандалы, розги, травли собаками, сокращение пайка, погружение в холодную воду, сжигание заживо, сдирание кожи с пленника и многое другое [4, c. 43]. Работали заключённые с 4 часов утра и до 8 часов вечера, а свободное время было лишь с 20 до 21 часов [5]. А то, что пленных заключали на арест до двух недель, было обычным явлением. Например, арест могли назначить за курение в бараках, за попытку стащить еду на кухне или же за ослушание проводника пленного. В течение всего этого ареста военнопленных заставляли каждый день по несколько часов стоять неподвижно связанными или заставляли до изнеможения бегать с мешком с песком за спиной. Также распространённой пыткой было заколачивание в гроб на несколько часов и подвешивание провинившихся за ноги [8]. После чего более крепкие падали в обморок, а остальные умирали. Пленный Иван Аношенков сообщал, что одного пленного расстреляли за то, что он взял одну бутылку вина и несколько хлебов. В одном из писем военнопленного из Германии сказано, что заживо было погребено 3600 человек. Своим соотечественникам немцы не раскрывали всю правду про военнопленых и всякую информацию по поводу жестокого обращения с пленными они опровергали и оборачивали её так, чтобы немецкие граждане с призрением относились к пленникам.

Особенно любили немцы глумиться над пленными во время своих праздников. В эти дни пленных особенно много били и бранили, а также водили по улицам города, чтобы немецкие жители могли поглумиться над пленными солдами. По сведениям исследователя О. С. Нагорной, в первые полгода войны пленные размещались в палатках, землянках или же просто под открытым небом. Этот период отмечен высокой смертностью и заболеванием, так как не хватало должного медицинского обслуживания, питания и одежды. Многие военнопленные донашивали одежду, в которой они были на факт пленения до полностью непригодного состояния. Но иногда и это подлежало конфискации. О. С.Нагорная отмечает, что в сентябре 1914 года у русских пленых отбирали сапоги, которые позже отдавались солдатам немецкой армии, а вместо сапог выдавали деревянные башмаки, ходьба в которых была крайне неудобной и болезненной. Одежду пленных составляли два одеяла. Одно предназначалось на голову, а второе на тело [7]. Также немцы отбирали у пленных деньги, бельё, хлеб, платье. Если немцы встречали сопротивление, то тут же убивали пленных, а затем уже мёртвых продолжали грабить [4, c. 19]. Штабс-капитан Самохвалов в своих воспоминаниях рассказывает, что когда он попал в плен, с него сняли даже «кокарду и погоны, не забыли часы и кошелек» [4, c. 14]. Особенно русские военнопленные ценились, как послушные рабочие и поэтому работать им приходилось на самых тяжелых работах.

Тяжелые условия содержания военных в плену приводили к их высокой заболеваемости, а зимой смертность увеличивалась в 7-8 раз. Качественной медицинской помощи пленным не оказывали, т.к. подозревали их в симуляции болезни для уклонения от работ. Постоянно возникающие проблемы с продовольствием в Германии во время войны заставляли власти снижать нормативы выделения продовольствия военнопленным. Уже в 1915 году из их рациона исчезло мясо, а хлеб по своей консистенции состоял в основном из картофеля. Однако следует отметить и положительный аспект. Немецкая лагерная организация способствовала знакомству пленных с иной производственной и языковой структурой. Они проходили обучение грамоте, языку, новым профессиям [5]. Приобретенные умения они пытались использовать после возвращения в Россиию или для получения права остаться в Германии. В условиях Гражданской войны большевики стремились использовать бывших пленных для пополнения состава армии, а их профессиональные навыки для налаживания разрушенного проихводства. Однако опыт плена в глазах власти и общественности носил негативный оттенок и уже в 1930-е годы стал причиной для репрессирования бывших заключенных.

Можно сказать, что лагерная повседневность, условия труда были направлены на физическое и моральное уничтожение заключённых. Однако это не мешало россиянам в своих воспоминаниях писать о проявлении гуманности к пленным со стороны стран-захватчиков. Эти несоответсвия мешали созданию единой картины положения русских в плену у обычных граждан и порождали множество сомнений.

 

Список литературы:

  1. Арамилев В.В. В дыму войны. Записки вольноопределяющегося (1914-1917 гг.). – М., 1930. – 340 с.
  2. Китанина Т.М. Война, хлеб и революция. – Л.: Наука, 1985. – 383 с.
  3. Михайлович З.З. Зверства немцев в войну 1914-1918 гг. – Л.: Газетно-журнальное и книжное изд-во, 1943. – 116 с.
  4. Навоев П. Как живётся нашим пленным в Германии и Австро– Венгрии. – Петроград: Военная Типография Императрицы Екатерины Великой, 1915. – 48 с.
  5. Нагорная О.С. Другой военный опыт. Российские военнопленные Первой мировой войны в Германии (1914-1922). – М.: Новый хронограф, 2010. – 438 с.
  6. Нагорная О.С. Русские генералы в германском плену в годы Первой мировой войны// Новая и новейшая история. – 2008. - №6. –С.94-109
  7. Сергеев Е.Ю. Русские военнопленные в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны // Новая и новейшая история. – 1996. - №4. – С.65 – 79.
  8. Солнцева С.А. Военный плен в годы первой мировой войны (новые факты) // Вопр. Истории. – 2000. - №4/5. – С. 98 -106.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.