Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2016 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯСМЫСЛ ЖИЗНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Смысл жизни как философская категория является одним из сложных и спорных вопросов философии. Жизнь - самое дорогое и ценное, что есть у человека. Вспоминаются строчки Островского из бессмертного произведения «Как закалялась сталь»: «…жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» [6, с. 241].
Философы всех времен и народов занимались поиском смысла жизни. «Смысл жизни — интегративное, регулятивное понятие, присущее развитой мировоззренческой системе, которая истолковывает и предписывает смысл, свободу ценности, моральные нормы предстоящей социальной деятельности[3, с. 535-536]. Смысл жизни заключается в том, что люди хотят реализоваться, достичь своих целей и принести пользу обществу.
Столпом «смысла жизни» в социально-философском анализе являются понятия «смысл» и «жизнь». Понятие «смысл» это ничто иное, как эталонное предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо [4, с. 196]. Жизнь же «особая форма существования материи, возникшая на определенной ступени ее развития, главным признаком которой и отличием от неживых объектов является обмен веществ» [11, с. 225].
Смысл жизни неразделим от понятий самоутверждение, самореализация, самоопределение. При этом мы должны постоянно над собой работать. В, частности, работать над самоанализом, где главным является воспитание ума, которой большую роль отводили философы Древнего Востока. К примеру, в философии Абая Кунанбаева — «устраивать себе самоотчёт» или мысль, оставленная в древнеиндийской философии в Упанишадах,— «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем» [5, с. 59].
Также представляет интерес труд М. И. Беляева «Человек знания», он работал над исследованием высшего разума. Беляев считает, что самореализацией нужно заниматься всю жизнь. Не бояться «сюрпризов», которые нам подбрасывает жизнь[2, с. 133-135].
Другой точки зрения стали придерживаться в 20 веке. Самым известным из исследований по смыслу жизни считается В. Франкл, который написал труд «Человек в поисках смысла». Франкл выводит три ведущие части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Благодаря этим постулатам он и объясняет понятие смысла жизни. По Франклу самым жизнеутверждающим является воля. Чтобы найти свой смысл жизни нужно соблюдать 3 идеи:
творческая деятельность заключается в ценностях сопереживания;
принять с достоинством и мужеством все удары судьбы, не потеряв смысла;
остаться человеком с большой буквы[9, с. 213]. С точкой зрения Франкла, трудно не согласиться.
Понятие смысла жизни для человека представляется как закон, который нужно соблюдать в данное время. Например, в «Мифе о Сизифе» (А. Камю), человек должен нести на себе ношу — в поисках смысла жизни он ищет ответы на свои вопросы.
Продолжая данную точку зрения, состав определения «смысл жизни» приобретает динамику через соответствующие характеристики. С возникновением сознания и разума индивид начинает осмысливать себя в мире, находя собственную роль в обществе. Это понимание проходит ряд стадий: поиск значения существования (смысловой и семантический подход); нахождение либо единая нацеленность в коннотационной струе (в свойстве требуемого компонента представляет независимость (подбора), далее самодеятельность (креативный импульс);реализация себя, установление собственного «я» в обществе, в установленной социально-исторической сфере. Взаимосвязь значения существования ценностных ориентиров, состоит в желании достигнуть подобного значения, какой представляется значимым, согласно отношению к нему. Значение существования не способно действовать за пределами сообщества, Смысл жизни немыслим без общества, как и общество без смысла жизни. Они взаимосвязаны.
Смысл жизни помогает постичь истину жизни, ведь ради этого философы на протяжении веков трудятся над данным вопросом.
Экзистенциальная философия берёт начало в творчестве С. Кьеркегора, ей отводится важная роль. В XX веке Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти» [1, с. 310]. Человек перед смертью, может, наконец, понять, что же было главным в его жизни. Предпочтительным предметом общефилософского осмысления в экзистенциализме представляет существование особенности познания. Жизненный мир с позиций экзистенциалистов — это общество духовности, субъективности. Экзистенциалисты говорят, что человек должен помнить, что он не вечен. Суета остается позади, когда приходит она - Смерть.
Секулярный экзистенциализм считает, что выбор связан с самореализацией личности. Самореализуясь, совершая поступки, руководя своими действиями, человек и становится личностью. Э.-П. Сартр говорит: «Человек сам себя выбирает» [8, с. 54]. Когда мы выбираем себя, мы делаем выбор окружающих. Отсюда вытекают эталонные действия людей, отсюда тревога за будущее человечества. Экзистенциальная свобода предполагает, свободу выбора духовно-нравственной позиции индивида и свободу сознания. Свобода для экзистенциализма важна. Свобода- это внутренний регулятор поведения, который действует на всех по- разному, побуждая на те, или иные поступки. Каждый индивид вправе выбирать свой личный путь к цели, в этом, и заключается свобода. Судьба дает несколько шансов, и, только от человека зависит, какой выбор он сделает. А при помощи, каких средств он достигнет цели, это и есть свобода выбора. Свобода тесно связана с такой категорией как ответственность. Если человек не обладает свободой, над ним довлеют какие-то факторы. Если же он обладает свободой выбора, силой воли, значит он отвечает за свои поступки. С. Кьеркегор открыл нам столп «экзистенциального мышления», которое означает связь внутреннего мира и переживаний- это и есть смысл человеческого мира.
Если же обратиться к К. Ясперсу, индивид живёт «заброшенной», бессмысленной жизнью — «как все». Сам человек не придает значения своему интимному миру, не раскрывает своих скрытых способностей, подлинного «Я». Но настоящее лицо человека, часто выходит наружу. К. Ясперс считает, что это происходит при экстремальных ситуациях: или между жизнью и смертью, или при важных судьбоносных ситуациях. Именно в этот момент он осознает смысл жизни и сталкивается с высшим бытие. [2, с. 133-135].
Все жизнедеятельность лица, сознательно либо бессознательно, ориентирована к пребыванию за пределами возможного опыта (запредельность), к абсолютному раскрепощению энергии и осознанию некоторого высочайшего абсолюта. Человек приближается к запредельности, совершенству, освобождает энергию, признает себя коды запредельного состояния:
• целостность себя со своим «я»;
• секс и эротику;
• независимость и свободу;
• и, наконец, смерть как конечность бытия[7, с. 35].
Экстремальные обстоятельства могут пониматься как трудный барьер, все это может привести к развитию нигилизма. «Но если граница открывается в своём указующем характере, то в таком случае обозначается базисное отношение существования — его пребывание в трансценденции» [10, с. 247-248]. К. Ясперс создал главный постулат гуманизма— проектирование глобальной духовной общности. Экзистенциализм концентрирует собственный интерес во внутреннем мире пред личностью недоброжелательного ему общества. Его агенты воздерживаются преобразовывать лица в механизм, каким возможно жонглировать: в механизм постижения либо изготовления. Индивид, согласно их взгляду, никак не предмет, а человек, беспрепятственное, непрофессиональное, серьезное существо. Из всего вышесказанного следует, экзистенциализм, анализируя вопросы смерти, приводит нас также к пониманию смысла жизни. Другим главным столпом экзистенциализма представляется отвергая многофункциональное значение, смысл жизни есть исключительный, как исключительна человеческая самобытность.
Таким образом, смысл жизни есть философский вопрос, ответ на который находят в существовании человека во вселенной, познании мира, субъективных ориентировках, всего его мировоззрения. И, только от человека зависит, как гармоничен будет его внутренний и внешний мир, станет ли он творцом природы, и вот, тогда перед ним откроется тайна смысла жизни, и постигнет человек высокую духовность.
Список литературы:
- Зеленкова, И. Л. Проблема смысла жизни. – Мн., 1988. - С.310
- Канке В. А. Основы философии. – Москва: «Логос», 2001. – С. 133 – 135.
- Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студента – М.: Филологическое общество «Слово», 2000. – C. 535 – 536.
- Назарова, О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. – М., 1989. - С.196
- Нурбосынова Л.С. Смысл жизни: поиски возможных решений. Алматы: МГП «Принт» ИФВЭ НАН РК. - С.59
- Островский Н.А. Как закалялась сталь, ч. 2, гл. 3. М.1983.- С. 241
- Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос. – 1912-1913. Кн.1-2. Ионин Л.Г. Георг Зиммель. М.:Мысль,1981.-С.35.
- Сартр Э-П. Первоначальное отношение к другому. М.,1996. С.54
- Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.- С. 213
- Фролов И. Т., Арефьева Г. С., Гайденко П. П. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений (в двух частях). 2 часть. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – С. 247 – 248.
- Чуешов В. И., Таркан И. И. Философия: Инновационные технологии подготовки в вопросах и ответах. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – C. 225.
дипломов
Оставить комментарий