Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2013 г.)

Наука: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Качан Е.А. ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ХРИСТИАНСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: https://sibac.info/archive/social/9(12).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

ПОСРЕДНИЧЕСТВО  КАК  СПОСОБ  УРЕГУЛИРОВАНИЯ  КОНФЛИКТОВ  В  ХРИСТИАНСТВЕ

Качан  Елизавета  Алексеевна

студент  2  курса,  кафедра  социальных  наук  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

E-mail:  i.do@bk.ru

Ильченко  Оксана  Юрьевна

научный  руководитель,  канд.  соц.  наук,  доцент  ДВФУ,  РФ,  г.  Владивосток

 

Ключевые  слова:  посредничество,  христианство,  урегулирование  конфликтов,  примирение,  решение  споров.

Как  известно,  христианство  основывается  на  идеях  милосердия  и  братства  и  также  порицает  споры  и  конфликты.  Согласно  христианскому  учению,  истинному  христианину  следует  не  только  стремиться  к  разрешению  спора,  но  и  вообще  по  возможности  от  них  воздерживаться.  В  Новом  Завете  Библии  содержится  следующее  предписание:  «Мирись  с  соперником  твоим  скорее,  пока  ты  еще  на  пути  с  ним,  чтобы  соперник  не  отдал  тебя  судье».  [  Матфей  5:25]  В  христианстве  примирению  с  оппонентом  отводится  важная  роль  в  социальных  взаимоотношениях.  В  Новом  Завете  провозглашается  ценность  мира  и  ненасилия  в  общественной  жизни,  в  том  числе  и  в  урегулировании  частных  споров.  Во  многих  случаях  в  Библии  упоминается  о  необходимости  привлечения  посредника  для  разрешения  конфликтов. 

«Если  согрешит  против  тебя  брат  твой,  пойди  и  обличи  его  между  тобою  и  им  одним:  если  послушает  тебя,  то  приобрел  ты/  брата  твоего;  Если  же  не  послушает,  возьми  с  собою  еще  одного  или  двух,  дабы/  устами  свидетелей  подтвердить  всякое  слово.  Если  же  не  послушает  их,  скажи  церкви;  а  если  и  церкви  не  послушает,  то  да  будет  он  тебе,  как  язычник  или  мытарь».  [  Матфей  18:15-17]

В  данном  высказывании  говорится  о  том,  что  если  конфликт  между  оппонентами  не  удается  разрешить  самостоятельно,  следует  привлечь  третью  сторону  из  народа,  которая  сможет  подтвердить  правоту  какой-либо  конфликтной  стороны  и  разрешить  спор.  Также  в  качестве  посредника  может  выступить  церковь,  а  в  частности  ее  служители. 

Одной  из  форм  посредничества  является  медиация.  И  приходской  медиатор  при  урегулировании  споров  должен  руководствоваться  Священным  писанием,  Священным  приданием  и  другими  источниками  Канонического  права  (обычаем,  мнением  авторитетных  канонистов  и  т.  д.).  Также  приходскому  медиатору  следует  использовать  такие  способы  примирения,  как,  например:

·     молитва,

·     принципы  диалога,  исходящие  из  теории  наличия  у  человека  двух  «Я»:  «духовного  Я»  и  «наличного  Я»  [3].  («Духовное  Я»  —  это  голос  совести  в  человеке,  его  творческая  и  нравственная  интуиция,  способность  к  самопожертвованию.  «Наличное  Я»  —  это  рассудочное  самооправдание).  Для  медиатора  очень  важно  уметь  различать  эти  голоса  во  внутренних  мирах  собеседников.

·     искреннее  проявление  евангельской  любви,  ведь  для  собеседником  очень  важны  проявления  внимания  посредника,  такие  как,  например,  заинтересованный  взгляд,  спокойный  голос,  доброжелательная  улыбка.

Применение  процедуры  посредничества  в  условиях  современного  православного  прихода  очень  важна,  ведь  она  служит  утверждению  братской  любви  между  прихожанами,  что  является  благородной  почвой  для  урегулирования  возникающих  конфликтов.

Немаловажная  роль  в  христианском  посредничестве  отводится  Иисусу  Христу.  В  Евангелии  от  Иоанна  Иисус  обращается  со  следующими  словами  к  апостолу  Фоме: 

«Я  есмь  путь  и  истина  и  жизнь;  никто  не  приходитъ  к  Отцу,  какъ  только  черезъ  Меня.  Если  бы  вы  знали  Меня,  то  знали  бы  и  Отца  Моего».  [1.  Иоанн  14:6-7]

Таким  образом,  Иисус  объявляет  себя  посредником  между  людьми  и  Создателем.  Христос  являет  собой  одну  личность,  но  две  природы  (человеческую  и  божественную).  Этот  факт  делает  из  Него  совершенного  посредника,  две  природы  которого  действуют  в  двух  направлениях  и  образуют  крест:

·     Создателя  и  людей  соединяет  ось  вертикальная

·     людей  между  собой  соединяет  ось  горизонтальная.

В  заповедях,  которые  нам  дает  Иисус  тоже  есть  эти  оси  : 

«Возлюби  Господа  Бога  твоего  всем  сердцемъ  твоимъ,  и  всею  душею  твоею,  и  всемъ  разумениемъ  твоимъ  :  сия  есть  первая  и  наибольшая  заповедь»  [1.  Матфей  22:  37]

«Возлюби  ближняго  твоего,  какъ  самого  себя»  [1.  Матфей  22:  39]

В  Послании  Святого  Апостола  Павла  к  Тимофею  можем  прочесть: 

«Ибо  Единъ  Богъ,  единъ  и  посредникъ  между  Богомъ  и  человеками,  человъкъ  Христосъ  Иисусъ,  предавший  Себя  для  искупления  всехъ».[1.  Тимофей  2:5]

В  Послании  к  евреям  снова  упоминается  о  посредничестве  Христа:  «И  потому  Онъ  есть  ходатай  [посредник]  нового  Завета»  [1.  Послание  Св.  Ап.  Павла  к  евреям  9:15]

Многие  христианам  требуется  посредник,  чтобы  через  него  обратиться  к  Создателю  и  быть  уверенными,  что  их  просьбы  будут  донесены  до  Творца.  И  сам  Господь  дал  людям  такого  ходатая  —  Сына  Своего.  Люди  могут  обращаться  к  Иисусу  и  быть  спокойны  и  уверены,  ведь  Библия  говорит  нам  прямо:  «Через  Него  …  имеем  доступ  к  Отцу».  [1.  Послание  к  Ефесянам  3:12  ]

Русским  святым  тоже  нередко  приходится  занимать  позицию  посредника.  Например,  Святая  Блаженная  Ксения  Петербургская,  которая  возвращает  мир  в  семьи.  У  часовни  Святой  Блаженной  Ксении  Петербургской  всегда  много  паломников,  которые  надеются  на  помощь  святой.  Множество  писем  приходит  в  церковь  Смоленской  иконы  Божьей  Матери  от  верующих  с  просьбами  помолиться  за  них  святой  Ксении  и  со  словами  благодарности  блаженной  за  помощь.

В  одно  из  писем  рассказывается,  как  у  одной  девушки  мама  была  тяжело  больна.  Девушка  все  время  сидела  у  постели  матери,  боясь  оставить  ее  без  присмотра.  И  вот  в  одну  из  таких  бессонных  ночей  она  решила  обратиться  к  блаженной  Ксении.  Молилась  она  долго,  вновь  и  вновь  неистово  повторяя  слова  молитвы.  Проснувшись,  мама  повернула  голову  к  дочери,  еще  слабо,  но  все  же  улыбнулась  и  сказала,  что  чувствует  себя  лучше.  Из  письма:  «Нет  слов  и  к  моей  радости  о  заступничестве  Ксении  Петербургской  за  людей  пред  Господом  нашим»  [3].

«Ксения,  мати  наша,  моли  Бога  о  нас»  —  с  такими  словами  люди  часто  обращаются  к  Святой.  Таким  образом,  блаженная  Ксения  выступает  посредником  между  Творцом  и  людьми.

Другой  известный  Святой  Сергий  Радонежский  умел  действовать  «тихими  и  кроткими  словами»  и  часто  примирял  враждующих  между  собой  князей.  Благодаря  Сергию  Радонежскому  все  князья  объединились  перед  Куликовской  битвой  и  признали  главенство  великого  московского  князя  Дмитрия.  Так  же  Святой  выступил  посредником  между  князьями,  когда  в  1385  году  посетил  Рязань  с  дипломатической  миссией,  и  тем  самым  успешно  предотвратил  войны  между  Москвой  и  Новгородом.  Как  известно,  Святой  Сергий  Радонежский  посвятил  свою  жизнь  Святой  Троице.  Его  последователь  Святой  Никон  по  словам  «Сказания»  поручил  Андрею  Рублеву  написать  икону  Троицы.  И  благодаря  своей  иконе  Святой  Троицы  Святой  Андрей  Рублев  является  посредником,  передающим  послание  Святого  Сергия  людям,  живущим  в  наше  время,  как  и  в  свое  время  современникам. 

Таким  образом,  роль  посредничества  блаженных  в  христианстве  очевидна.  Миротворческое  поведение  русских  Святых  характерно  для  христианства.  Посреднические  отношения  между  людьми  и  Богом  посредством  Святых  очень  развиты,  они  нацелены  на  достижение  умиротворения  человека  и  его  души.

Эта  потребность  в  умиротворении,  в  урегулировании  всех  возникающих  споров  и  конфликтов  путем  примирения  сторон  провозглашена  Богом.  Одна  из  заповедей  Блаженства  провозглашенных  сыном  Божьим  Иисусом  Христом  в  Нагорной  проповеди:  «Блаженны  миротворцы,  ибо  они  будут  наречены  сынами  Божиими».[1.  Матфей  5:9]

Из  всего  вышесказанного  следует,  что  посредничество  является  одним  из  основных  способов  урегулирования  конфликтов  и  противоречий  в  христианстве.  Изучения  традиций  христианского  посредничества  и  применение  полученных  знаний  на  практике  может  помочь  при  решении  всех  типов  конфликтов:  внутриличностных,  межличностных,  между  группой  и  индивидом  и  межгрупповых.

Истинному  христианину  следует  стремиться  к  соблюдению  библейских  заповедей,  и  если  у  него  нет  возможности  воздержаться  от  спора  и  конфликта,  то  нужно  обязательно  стремиться  к  его  разрешению,  если  не  удается  самостоятельно,  следует  обратиться  за  помощью  к  посреднику.

 

Список  литературы:

1.Библия,  Северо-Западная  Библейская  Комиссия,  1990  г. 

2.Литвинов  А.В.  «Основной  курс  медиации»,  М.  2011  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://samlib.ru/a/aleksandr_litwinow/mediacijaosnownojkursmediacii.shtml  (дата  обращения:  2.12.2013).

3.Печерская  А.И.  «Святая  блаженная  Ксения  Петербургская»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.rus.ec/b/411682/read  (дата  обращения:  6.12.2013).

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.