Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 февраля 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОТКРОВЕНИЯ В УЧЕНИИ Н.А. БЕРДЯЕВА
Назарова Людмила Ивановна
студент 4 курса з/о, факультет гуманитарных наук, НГПУ им. К. Минина, РФ, Н. Новгород
E-mail: ladmira@yandex.ru
Трынкин Вадим Владимирович
научный руководитель, доцент, канд. филос. наук, кафедра философии и теологии, НГПУ, РФ, г. Н. Новгород
Философское творчество Бердяева часто характеризуют как многоуровневое и противоречивое, но его стержнем, несомненно, является человек. Николай Александрович много и подробно пишет о человеке внешнем, и еще более подробно и проникновенно о человеке внутреннем. Второе направление более ценно тем и оттого, что здесь просвечивает личность философа и его неповторимый жизненный опыт. Бердяев, движется во времени своей необычной стезей, духовно-революционным путем. Творчество Бердяева окрашено пророческим светом и потому переменчиво, и наполнено множеством явных и скрытых смыслов. Сам Бердяев высказывает о себе и собственном мышлении мнение, как о глубоко интуитивном и уверенность в отсутствии всякой системности. Возрождение христианской веры, рождение Христа в настоящем отрезке времени, ставит новые вопросы. Вопрошание имеет отношение, прежде всего к явившим свою веру словом. Бердяев интересен тем, что в своей философии пытается показать во всей полноте перспективу развития человеческого сознания. Он не только говорит о трудностях в попытках найти человеком Бога, но и противопоставляет единичную, отдельно взятую личность всему историческому и временному миру в совокупности. Бердяев по примеру Достоевского, берет человека и ставит перед всем земным шаром, складывает к его ногам весь исторический багаж знаний: философских, религиозных и культурных. Одна личность - в противовес всему, в поисках высшего Смысла жизни, в попытке найти формулу для оправдания самого процесса жизни вообще. Его человек пытается отыскать, в чем же заключается цель пребывания человеческой души во времени. Нужно сказать, что Бердяев ищет Бога с помощью Бога. Он идет по стопам бл. Августина: « Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» [1, с. 27]. Бердяев говорит о богосозданости человеческой души, этим он объясняет развертывание человеческого опыта судьбы в богоискательстве, алкание взаимных отношений и душевную тревогу о высшем начале в человеке. Сознание отдельного индивида теряется в насыщенном гносеологизме нашего времени, оно утрачивает свою априорную внутреннюю бесконечность и беспредельно перескакивает от одной объективности к другой, с желанием отыскать глубинную истину во всем. Человек погребает свое истинное «Я» под несущественными отрывками объективности в своем сознании. Он закрывается сам от себя. Здесь возникает противоречие между богосозданным миром и богосозданным человеком, которого при не глубинном рассмотрении быть не должно, потому что Источник жизни един. «Что эмпирическая жизнь мира бессмысленна, это принадлежит к ее существу, это так же бесспорно и естественно, как то, что выдранные из книги клочки страниц бессвязны, или то, что в темноте нельзя ничего увидеть» [13, c. 262]. Чем дальше углубляется личность в поисках смысла во всем внешнем, тем тяжелее его безнадежность. Человек окутан и опутан миром, но человек замкнут сам в себе, в нем укоренилась всеохватывающая боязнь предстояния этому миру. «Боимся быть ослепленными и оглушенными и защищаемся ограниченностью сознания, затверделостью его и неподвижностью» [4, c. 78]. Здесь ему вторит Виктор Франкл, он пишет о том, что человек теряет смысловую наполненность своей жизни, но смысл должен быть найден, ибо он никак не может быть сотворен. «Этот парадокс подчеркивает диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность — это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он должен стать» [12, c. 204]. Человеческая индивидуальность, как дуализм материального и духовного, открывает безбрежные просторы для возрастания и совершенствования себя, если духовное содержание в себе сама личность не отрицает. Нигилизм духовности — это улыбка отчаяния. «Стало быть, он отчаивается, и его отчаяние состоит в том, что он не хочет быть собою» [8, c. 73]. Бердяев произносит в своей философии имя Льва Толстого, как пример религиозного сознания человека, который преткнулся о несовпадение цели жизни и самой жизни, как пример высшего накала в поисках Бога личностью, которая не соглашается на определенном этапе своей жизни с присутствием в жизни. Толстой, и схожие с ним по внутренней наполненности личности полны решимости скорее, отказаться быть, чем бытийствовать в неопределенности. Возникает проблема жизни человека и человеческого страдания. Страдание в человеке непреодолимо, даже в прикосновении ко Христу, душа не избавляется от болезнования. Возможно, ли причислить страдание к опыту познания Бога? Страдание в Боге не снимает боли души, но укрепляет ее высшим смыслом переживаемого опыта. Ум, привыкший к логичному рассуждению, по любому поводу ищет логического обоснования и для бытия самого себя. Бердяевский человек не идет на соглашение с окружающим, объективным миром. Он противится ему в установлении направленности его сознания, и в учреждении правил о духовности жизни. Он исследует жизнь путем осмысленного отрицания, путем отсекания лишнего в своем сознании. Осознанная бессмысленность жизни детерминирует личность и неизбежно приводит ее к Богу. Практическое познание жизненного процесса рождают человека в человеке. Бердяев говорит: « Можно преодолеть то, что пережито в опыте жизни, но самый пережитый опыт навеки остается достоянием человека, расширенной реальностью его духовной жизни. <…> Опыт жизни, борения духа созидают образ человека. Человек не есть окончательно готовое и законченное существо, он образуется и творится в опыте жизни, в испытаниях своей судьбы. Человек есть лишь Божий замысел» [4, c. 14]. Обретение человеческой душой Бога, шаг совсем не простой и очень болезненный. Бердяев не жалеет человека, он со всей откровенностью изобличает болезненность человеческой жизни, объективную привязанность, косность и нерешительность, инфантильность и леность, потому «… нужно, чтобы огонь сошел с неба, чтобы расплавить затверделость нашего обыденного сознания» [4, c. 78]. Бердяев рассматривает человека во всей многогранности его души, во всей полноте и по аналогии с бл. Августином он говорит о внешних объективных трудностях, о мире, о влиянии социума до момента обретения человеком Христа. Прозаичность сознания для Бердяева заключается в его закрытости, которое он определяет по аналогии с монадой Лейбница и противопоставляет ей развернутость христианского сознания. «Возможно изменение сознания индивидуально замкнутого и возникновение сознания космического и сверхсознания» [4, c. 77]. Человек, содержащий Жизнь в себе, открывает новую реальность для жизненного процесса и новые цели. Бердяев исследует не только сознание, как данность собственного опыта, он идет дальше Достоевского и пророчески рассуждает о возможностях изменения для каждой отдельной индивидуальности в созидании нового с Богом, и в начале он выражает мысль о диалоге, о взаимоотношениях двух личностей. Кажущееся одиночество человека в истинной реальности наполнено Другим, сознание человека не единично, оно не обладает достаточной полнотой без Бога, но божественное не принуждает. «Откровение предполагает веру в человека, в его высокую природу, которая и делает возможным религиозное потрясение откровения, рождение Бога в человеке, встречу человека с Богом» [4, c. 74]. И здесь образуется категория свободы человека, которая неотделима от Бога. Без Бога свобода человеческого «Я» утрачивает свой глобальный смысл. Бердяев говорит, что нет и человека, так как весь жизненный путь есть медленное умирание или угасание, обманывающее само себя иллюзией жизни. «Если Христос не воскрес, то нет и у меня надежды на победу над смертью и на вечную жизнь» [4, c. 64]. Процесом, преобразующим и оживотворяющим, будет для человека откровение. Бл. Августин пишет: «Мы знаем, Господи, знаем, что не быть тем, чем был, и стать тем, чем не был — это своего рода смерть и рождение» [1, c. 321]. Обещая перерождение, он подразумевает здесь иную направленность сознания человека со всецелым надеянием на участие божественное. «Феномен откровения имеет обратной своей стороной феномен веры» [4, c. 79]. И возможно все, что окружает нас не полезно для человека, тогда нужно найти подсказку для ищущего значение жизни. Движение свободной веры и является такой божественной помощью. Во взаимных отношениях рождается всецелое, полное доверие человека к Богу. Ни свободная направленность воли, ни вера не могут быть обоснованы никакими логическими доводами и разумом. У Канта читаем: «Поэтому я вынужден был ограничить разум, чтобы дать место вере...» [2, c. 76]. Действительно, логика и вера часто стоят в противоречии. Логика бессильна доказать веру, отметая логику ума, человек приобретает мудрость — ум, просвещенный Богом. Бердяев полагает в основы веры априорную волевую богонаправленость, отметающую все обманчивое. «Человек прошел через Гамлета и Фауста, через Ницше и Достоевского, через гуманизм, романтизм и революционизм, через философию и науку нового времени, и зачеркнуть пережитого нельзя. Когда пережитый опыт преодолевается более высоким состоянием, то он входит в это состояние» [4, c. 156]. Бердяев рассматривает человека своей эпохи, он принимает в качественности его сознания, глубокую, осмысленную свободную веру. Вера требует от человека мужества вместе с Христом не поклоняться внешнему миру и его многоликим миражам. Как писал А. Августин: «И хотя никто не мог бы верить в Бога, если бы ничего не понимал, однако сама вера, при помощи которой верят, исцеляет, чтобы мы понимали {еще} большее» [11, c. 643]. Бердяев говорит, что вера — это проявление свободной воли духа, акт свободной любви. Встречающееся упоминание о драме Ибсена «Женщина с моря», является символическим выражением стремления человека к Бесконечному. Ибсен обостряет проблему творчества и свободной духовности, в вечном стремлении человека ввысь. Христом возрождается же человек и только во Христе. «От Христа идет новый род человеческий, Христов род, духовный род, в духе рожденный и возрожденный. Христос в человеке и человек во Христе» [4, с. 135]. Христос явил могущество Духа, творящего плоть, непостигаемую мудрость для человеческого ума. Сама духовность становиться движущей, направляющей силой человека. Божественное в человеке раскрывается по всей жизненной длине. Детерминантом преображения служит решимость, взращенная верой и окрыленная свободой. Вот как Бердяев размышляет о новой жизни: «Человек жаждет новой, высшей, вечной по своему достоинству жизни, жаждет жизни в Боге, а не урегулирования внешних отношений и счетов с Богом. Это и есть стадия новозаветного откровения. Центральна в христианстве не идея оправдания, а идея преображения» [4, c. 64]. Душа, поглощенная созерцанием Бога, сама становиться верным образом Бога. Сопричастность дает силу и порождает взаимопроникновение в свободном единении двух личностей, хотя и несоизмеримых. Высшая идея бытия обозначает себя в охристовленной человечности. Возвращением сверхъестественной Жизни обогащается человеческая душа. Невозможность доказуемости иной, духовной жизни в человеческом естестве, еще не доводод к ее отсутствию. Духовно, внутренне изменяясь, человек прорастает, входит в истинную жизнь, в подлинное бытие. Истинность бытийствовавания, а значит, и разумность человеческого сознания постоянно требует утверждения, познавания себя в истинности, убежденности в обладании Истиной. «В духовной жизни, в духовном опыте дано внутреннее единство моей судьбы, судьбы мира, судьбы Бога [4, c. 31]. Откровение божественного в человеке не умаляет человека, а возвышает и освещает его. Человеку же, свойственна неуверенность в духовности. Патристика, в лице св. Г. Нисского говорит, о том, что «… если мы создадим полную, цельную картину всего, что узнали о Боге из Священного Писания, из Божественного Откровения, из опыта святых, и вообразим, что эта картина дает нам представление о Боге, — мы создали идола и уже не способны дознаться до настоящего, Живого Бога, который весь — динамика и жизнь» [9, c. 36]. Подлинная жизнь есть непрерывное духовное рождение человека, не ограниченное временем. Поиск человеком Бога рождает поиск себя, своей духовной человечности. Бог находит человеческое сердце. «И рождение Бога в человеческой душе есть подлинное рождение человека. Рождение Бога в человеческой душе есть движение от Бога к человеку, Бог нисходит в душу человеческую. И это есть ответ на тоску человека по Богу» [4, c. 133]. Бердяев углубляется в мистический опыт человечества, вникает в философию мистиков, пытается погрузиться в нее, преодолевая религиозные различия, и он находит, то Единое, что всех объединяет. Об этом хорошо сказал Е. Трубецкой, что все то, всеединое, что соединяет все религии и философские учения, искателей правды всех эпох — это и есть Предмет их исканий. Соловьев много говорит о Богочеловеке и акцентирует высшую силу любви, божественный эрос в платоновском смысле и защищает мистический рационализм. Но Бердяев больше склоняется к Николаю Кузанскому, который писал: «Но последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании; премудрый Соломон утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах; а еще один муж божественного духа сказал, что мудрость и место разума таятся от всего живущего» [6, c. 51]. Бердяевское христианское сознание апофатично, ученое незнание детерминирует единичного индивида сделать скачок в духовности. Как мыслит датский философ: « духовность вообще начинается только тогда, когда « не ищут закон своих действий в другом человеке, или предпосылки своих действий — вне самих себя» [8, c. 15]. Сам Предмет познания, сама сущность Его имени, рождают мысли о бессилии человеческого ума. «Все, что мы говорим о недоступности Божества понятию, о невозможности рационального познания Божественной жизни, есть также познание, есть также религиозная философия» [4, c. 63]. В постановке единого индивида и Бога, возникает трагичный парадокс разумного познания, невозможность постижения умом рождает познание в любви. Не случайно Бердяев упоминает Соловьева, который писал в мистическом духе о любовном эросе Бога и человеческой души. Любовь Божия в том, что Он разделяет мученические земные страдания человека, злоупотребившего своей свободой. И первым шагом откровения является изменение сознания до принятия иной реальности. «Сознание, обращенное к миру божественному, повсюду открывает смысл, связь и значение, ему даны знаки иного мира» [4, c. 51]. Новое сознание, сознание свободное и оно, наполняет смыслом видимую бессмыслицу натуралистического мира. И в иной качественной наполненности, личность в объективной реальности видит свет божественный и неотмирный. Бердяев противопоставляет миропонимание до Христа и христианское мировосприятие личности, где внутренний светлый, божественный Смысл жизни окрашивает смыслом и внешнее. Мир разворачивается из человеческого сознания. Бердяев допускает изменение меры и наполненности квалиа, расширение границ, осмысление принятия или не принятия внутренней качественности. «Но духовная жизнь раскрывается по ступеням и разнокачественно. В нее входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человечества, входит общение в любви» [4, c. 48]. Бердяев также пишет о том, что и в язычестве были просветы духовного мира. Он не отнимает у Бога возможности открываться и в языческих религиях. Его вера настолько высока, что он не пытается своим умом ограничить Бога. Мера духовности, идеальности человеческой души понятие дифференцированное, полнота духовная понятие парадоксальное — т. е. недостижимое. Человеческая душа — бесконечно потенциальна, ее глубина идет вверх, начиная от индивидуума и простираясь в вечности к Богу. Однако божественное откровение привходит в посюсторонний мир символически, Бог скрывает себя. «Божество постижимо лишь символически, лишь через символ можно проникнуть в его тайну» [4, c. 57]. Откровение же содержит не одно только доверие человеку, но и знание человека, высшую тайну о нем. Откровение невидимо соединено с самым потаенным в человеке, актуализирует в нем апперцепцию сознания. Неявное божественное пронизано сокровенностью Голгофы, мистерией духовного. Голгофским крестом прорезалось бытие. Мучение и терзания есть внутренний миг духовного естества жизни, бессмертного пути. «В глубине духа рождается Христос, проходит свой жизненный путь, умирает на кресте за грехи мира и воскресает. Это и есть внутренняя мистерия духа» [4, c. 40]. О мистериозности сердечной жизни, как о бытии Бердяев говорит, что она проявляется в духовном опыте, и ее знает каждый духовный человек, о ней пишут мистики, указывая путь к внутренней жизни. Когда Бердяев рассуждает о мистической жизни человеческой души, он приходит через Христа к сверхчеловеку Ницше. У Ницше и Достоевского, как пишет Бердяев, есть гениальность брани христианства и гуманизма. Свехчеловек возможен только в христианстве, это не земной человек, но человек освященный Христом и его любовью, человек Царства небесного. Вмещая в себе соборность всего человечества, личность в полном одиночестве предстает перед Богом. Сама вероятность, сама возможность диалога с Богом возвышает человека до небывалой высоты, ставит его вне времени. Бердяев пишет и о вечной жизни, и о неизменном Смысле, но его единственный смысл индивидуального человеческого существования в Вечности — это творчество, окрашенное мистическим, пророческим божественным светом. «Истина есть не объективная данность, а творческое завоевание» [4, c. 21]. Через человеческие свершения божественное являет себя другим. Кьеркегор писал: «…тогда как сама гениальность — это выражение божественного предпочтения» [8, c. 123]. Не просто дар, но предпочтение, всецелое доверие Божье человеку, как личности, которая сильна в своей любви, которая глубока в своей любви, которая предана в своей любви. «Христианская истина открывается в динамическом, творческом процессе. И этот процесс не закончен еще в мире и не может быть закончен до конца мира» [4, c. 85]. Исходя из сказанного о непознаваемости Бога, в разговоре об откровении Бердяев не ставит точки. Пророческое слово Бердяева открывает нищету человеческой души и вдохновенно проповедует о возможности божественного величия человеческого духа. Страждущий в страстях, отчаявшийся, отрицающий саму жизнь, мятущийся человек, возрождается и обновляется, насыщается вновь силами и энергиями, новым содержанием, движимый Вечным Смыслом, умерший и воскресший во Христе, человек становиться сверхчеловеком. Ницше говорит: «А пока говорю я сам с собою, как тот, у кого есть время. Никто не рассказывает мне ничего нового, — поэтому я рассказываю себе о самом себе» [10, c. 244]. Эти слова возможно отнести и к Бердяеву. Отдавая всего себя Богу и обретая в нем творчество, что бы философским пророческим словом служить людям, Бердяев говорил только о пережитом в своем жизненном опыте, отождествляя себя со всем человечеством. Христос есть камень, на котором он стоял, с Ним построена его философия. Он написал: « И вне христианства, вернее, вне Христа нет спасения для погибающего человека. К христианству, возрожденному и обновленному, переходит теперь защита человека, человеческого достоинства, человеческой свободы, человеческого творчества, человеческих отношений между людьми. Только христианство может создать внутреннее общество» [4, c. 361]. Вера вдохновляет его всецело полагать надеяние на Творца. Христианство усложнило душу человека. Христианская душа — это душа соборного человека, человека, связанного в Вечности узами искренней сердечной любви со всеми другими и вместе с тем бесконечно жаждущего одиночества. Бердяев разрешает свое индивидуальное противоречие между соборностью и индивидуальностью творчеством, не просто творчеством, но творчеством, родившимся из взаимосвязанности религиозного и человеческого. Христианская боязнь мистически направленных творческих душ уже не будет являться существенным препятствием для выплескивания человеческой индивидуальности в творческом божественном порыве. Разрешение проблемы творчества человека должно идти от него к Богу. И Бердяев пишет: « …есть положительное раскрытие Богочеловечества, соединение двух движений, сочетание христианства и творчества» [4, с. 157]. В общении с Богом, в откровении Его рождается новый человек в христианстве, который не может и не должен быть копией других, Который по-новому мыслит себя и свой смысл жизненного пути. «…Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею. И да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа» [5, c. 374].
Список литературы:
1.Августин. Исповедь / Пер. с лат. и коммент. Сергеенко М.Е.; М., «ГЕНДАЛЬФ», 1992 — 541 с.
2.Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ В переводе и под редакцией Мальцевой С.А., С.- Петербург, « Пневма », 2002, — 880 с., с ил.
3.Бердяев Н.А. Истина и откровение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1996, — 155 с.
4.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994, — 480 с. — (Мыслители ХХ века).
5.БИБЛИЯ. М.: «Российское Библейское общество», 2008, — 2047 с.
6.Кузанский Николай. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод/ Общ. ред. и вступит. Статья Тажуризиной З.А. М.: Мысль, 1979. — 488 с., 1л. порт. — (Филос. Наследие). В надзаг.: АН СССР, Ин-т философии.
7.Кьеркегор С. Болезнь к смерти/ Пер. с дат. Исаевой Н.В, Исаева С.А. М.: Академический Проект, 2011. — 157 с. — (Философские технологии).
8.Кьеркегор С. Страх и трепет/ Пер. с дат. Исаевой Н.В., Исаева С.А. М.: Академический Проект, 2011. — 154 с. — (Философские технологии).
9.Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2010. — 352 с.
10.Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра/ Пер. с нем. Антоновского Ю. М.: Эксмо, 2010. — 416 с.
11.Попов И.В. Труды по патрологии. Т. 2. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 2005. — 771 с.
12.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Гозмана Л.Я. и Леонтьева Д.А.; вст. ст. Леонтьева Д.А. М.: Прогресс,1990. — 368 с.: ил. — ( Библиотека зарубежной психологии).
13.Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ cост. Алексеев П.В. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 576 с.
дипломов
Оставить комментарий