Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 мая 2014 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Аручян Нарек Араевич
студент 1 курса, кафедра философии КГТУ, РФ, г. Кострома
E-mail: Menak.Arev@mail.ru
Шульгина Лилия Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент КГТУ, РФ, г. Кострома
Вл. Соловьев крупнейший русский философ, публицист, представитель религиозно-идеалистического направления русской философии XIX—ХХ веков. Флоровский анализируя философское мировоззрение Соловьева считал, что, он был не просто философом, а прежде всего, религиозным идеалистом. Его характеризует широта кругозора, энциклопедичность ума, его труды по истории русской философии, в совокупности образовали философскую систему по характеру идеалистического направления. Для его творчества характерна исключительная широта и многообразие тематики, особая теоретическая глубина. Его философская система органически объединяет в единое целое философию, религию и науку, систему «цельного знания». От ранних славянофилов он воспринял идею «цельного знания» которая, в его представлениях должна дать ответ на вопрос о смысле человеческого существования, о последней цели космического и исторического процесса. В отличии от славянофилов он создал целую философскую систему. Бердяев считает, что «философия его была слишком рациональной, и в ней слишком большую роль играли схемы, которые он очень любил» [1. с. 166]. А.Ф. Лосев анализируя философское творчество Вл.С. Соловьева считал, что особенность теоретической философии Вл. Соловьева именно в том, что она во многом совпадает с различными философскими учениями — идеализмом, диалектикой, а также подчеркивается «склонность к систематике категорий, совмещение понятийной философии с определенного рода мифологией, понятийный историзм, теософская тенденция» [6. с. 158].
В центре внимания Соловьева оказались проблемы метафизики, натурфилософии, историософии, антропологии и гносеологии, этики и эстетики. По существу все проблемы Соловьев стремился подчинить замыслу создания религиозной философии всеединства. Поэтому практически вся философская система Соловьева строится на исторической схеме, характерной для русской философской мысли ХIХ столетия — как история развития мирового духа, как тео-космо-исторический процесс. В.В. Зеньковский анализируя философское наследие Соловьева писал: «Владимир Соловьев, символически отделяет и себя и с собою тех, кого главные создания созрели еще в XIX в., от тех, чье творчество развернулось преимущественно в XX веке» [4, с. 452].
В своем духовном развитии Соловьев испытывал различные влияния, которые определили особенности его философского мышления. Следует отметить, что его мировоззрение формировалось в интеллектуальной обстановке культурно-исторических реалий ХIХ века и под влиянием не только философии Платона, Канта, Гегеля, Шопенгауэра [1, с. 167]. В.В. Зеньковский отмечает, что источником философского творчества Соловьева является необычайно острое ощущение истории. «Для него «историчность» была главной формой бытия, его цветением. Не космоцентризм, не антропоцентризм, а историоцентризм определяет подход Соловьева ко всем вопросам, которые им рассматривались не контексте проблем исторического обзора их решений, а в том, что для него все «лики» бытия раскрываются в истории, в развитии человечества» [4, с. 461]. Основные фазы в его духовном развитии тоже тесно связаны с его историческими воззрениями. Все мышление Соловьева проникнуто подлинным историзмом, а основное понятие его философии, из которого он строит свое мировоззрение, понятие Богочеловечества, раскрывается им как понятие по существу историческое.
В философской системе Соловьева идея Богочеловечества является фундаментальной характеристикой человеческого бытия как бытия духовного. Духовная целостность и единство у Вл. Соловьева находит преломление и в понятии «всеединства». Основные аспекты идеи всеединства были намечены в магистерской диссертации Вл. Соловьева «Кризис западной философии (против позитивистов)». Позже философия всеединства стала самостоятельным направлением в русской философии в конце ХIХ столетия. Философия всеединства является вершиной творческих усилий Вл. Соловьева, которая стала самым главным разделом его философского мировоззрения. Именно к этому разделу сходятся основные направления его идей.
Бердяев Н.А. в «Русской идее» указывал, что «тема историософическая была для Вл. Соловьева центральной, и вся его философия в известном смысле, есть философия истории, учение о путях человечества к богочеловечеству, к всеединству к Царству Божьему. Его теократия это историософическое построение. Философия истории связана для него с учением о Богочеловечестве, что и есть главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью» [1, с. 170]. Этой теме посвящена характерная по названию работа «История и будущность теократии» (1885—1887).
Тема Востока и Запада была одной из актуальных в истории русской философской мысли в ХIХ веке. С присущим ему литературным дарованием и философской широтой Соловьев развивает тему о России и Европе, касаясь ее почти во многих своих произведениях. Идею примирения односторонности Востока и Запада, объединить духовные богатства того и другого мира в «одно великое целое» — эта идея синтеза нашла глубокое развитие в публицистических произведениях Вл. Соловьева [5, с. 67]. Н.А. Бердяев в своей статье «Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева» отмечает, что он в проблеме Востока и Запада активно развивал политический аспект и преследовал только публицистические цели. По преимуществу его интересовала организационная и общественно-политическая сторона католицизма. А мистикой Запада и Востока, по мнению Бердяева, он интересовался весьма мало. Поэтому Вл. Соловьев рассуждал слишком абстрактно и даже схематически. Лосев А.Ф. в своей монографии «Владимир Соловьев и его время» осуществляет терминологический анализ его философских сочинений. Он утверждает, что термины «Запад» и «Восток» Соловьев меньше всего связывает с культурно-национальной проблематикой, а рассматривает лишь в историко-философском контексте.
Теософия и историософия у Вл. Соловьева органически связаны с его этикой. Эти разделы определили по существу содержание вопросов человеческого бытия, что в последствии расширило и углубило подход к обсуждению философских и мировоззренческих проблем. Проблемам этики посвящено его сочинение «Оправдание добра» (1895), которое должно было, по замыслу автора, стать первой частью «положительной» философии «всеединства», представляя собой этическую её часть. В этом сочинении философ вновь возвращается к идее вселенской теократии. Он понимал, что этот проект оказался утопическим и поэтому он позже изменил свою точку зрения. В последующих работах он подчеркивает зависимость этики от религиозной метафизики и создает нравственную философию где главной является идея добра. Фундаментом нравственности является, по мнению Соловьева, действительность сверхчеловеческого добра. Понятие добра во взаимосвязи с нравственным смыслом жизни Соловьёв считает безусловным, самоочевидным и несомненно доступным познанию началом. Безусловность добра означает, что само по себе оно ничем не обусловлено, но оно всё собою обусловливает и через всё осуществляется. А.Ф. Лосев писал: «Весь трактат «Оправдание добра» проникнут мягкой, благожелательной, мы бы сказали, человеческой тенденцией привести человека и всю его историю к благополучному завершению. Человеческое влечение к добру оправдывает собою, то что очень часто считается несовместимым противоречием. Так нравственности свойственно аскетическое начало но оно вовсе не есть цель, а только путь к добру, да и то не единственный» [6, с. 155]. «Вся жизнь Вл. Соловьева, — пишет кн. Е.Н. Трубецкой, — была стремленьем оправдать свою веру, оправдать добро, в которое он верил» [2]
Духовный мир личности философа, его публицистика, метафизика всеединства оказали значительное влияние на русский религиозно-философский ренессанс, в целом все его философское наследие становится символом духовных исканий эпохи. Он предопределял творческие искания С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, В.Ф. Эрна, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, притягивал к себе внимание С.Н. и Е.Н. Трубецких, С.Л. Франка, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского и др. В его философском наследии обнаруживается богатый опыт исследования проблем, опирающийся на реальный процесс культурно-исторического развития России, развития различных по характеру учений, согласно которым основные понятия и категории рассматриваются им в сочетании с проблемами мировоззрения и нравственного совершенствования личности.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. Русская идея / Н.А. Бердяев Самопознание. Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — с. 11—248.
- Гаврюшин Н.К. Князь Е.Н. Трубецкой и христианский платонизм [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bestreferat.ru/referat-262939.html (дата обращения 25.04.2014).
- Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., Прогресс-Традиция, 2001. — 472 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии М.: Академический Проект, Раритет, 2001. — 880 с.
- Зеньковский Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005. — 358 с.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., Молодая гвардия. 2009. — 617 с.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж: YMKA-PRESS, 2003 — 413 с.
дипломов
Оставить комментарий