Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2014 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дудко К.А. ГУМАНИЗМ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: https://sibac.info/archive/social/11(25).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГУМАНИЗМ  КАК  ОСНОВА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Дудко  Ксения  Анатольевна

студент  2  курса,  кафедра  общей  психологии  СамГМУ,  РФ,  г.  Самара

E-mailksududko95@icloud.com

Захарова  Елена  Владимировна

научный  руководитель,  канд.  мед.  наук,  доцент  кафедры  общей  психологии  СамГМУ,  РФ,  г.  Самара

 

Появление  философии,  основанной  Карлом  Марксом  и  Фридрихом  Энгельсом,  было  закономерно.  Так  как  эволюция  немецкой  классической  философии  и  английской  политической  экономики  разработали  и  вплотную  приблизили  философскую  мысль  к  материалистическому  толкованию  общества.  Она  оказала  сильное  воздействие  на  эволюцию  философской  мысли  в  XIX—XX  веках.  Так  же  дала  мощный  импульс  как  революционному,  так  и  реформаторскому  переустройству  социальной  реальности. 

Исторические  критерии  происхождения  марксизма  и  его  философии  определялись,  прежде  всего,  тем,  что  капитализм  укрепился  в  Западной  Европе  как  превалирующая  экономическая  система.  Марксом  и  Энгельсом  предполагалось,  что  если  определить  капитализм  как  доминирующую  экономическую  систему,  то  явно  обнаруживаются  пороки  буржуазного  общества,  не  поддающиеся  разрешению  в  условиях  данной  социально-экономической  системы  противоречия.  Появилось  явное  расхождение  капитализма  —  между  трудом  и  капиталом,  между  пролетариатом  и  буржуазией  [1] 

В  1831  году  во  Франции  происходит  восстание  лионских  ткачей,  в  1834  году  —  силезских  ткачей  в  Германии,  а  в  Англии  развертывается  чартистское  движение,  которое  является  первым  массовым,  политическим  оформленным  революционным  движением  пролетариата  [4].

Это  все  говорит  о  том,  что  к  40-м  годам  XIX  века  пролетариат  сформировался  как  класс  [2].  Преобразовался  в  независимую  политическую  силу,  осмысляющую  своеобразие  своих  интересов  и  их  разница  от  интересов  других  классов.  Так  же,  для  него  стало  понятной  противоречивость  положений  идеологов  буржуазной  революции  о  свободе,  равенстве,  братстве,  о  всеобщей  гармонии  и  всеобщем  благополучии  в  капиталистическом  обществе. 

Уже  у  более  опытного  пролетариата  появилась  необходимость  в  реалистической  теории,  которая  могла  бы  представить  пролетариату  объективные  пути  освобождения  от  подчинения  и  улучшения  жизни.  В  таком  случае,  потребовался  совершенно  другой  путь  к  созданию  материалистического  взгляда  на  общество.  Ответом  на  эту  потребность  и  появилась  марксистская  философия.  Маркс  осознанно  определил  себя  на  службу  пролетариату.  Философия  марксизма  изначально  создавалась  как  философия  пролетариев.  «Подобно  тому,  как  философия  находит  в  пролетариате  свое  материальное  оружие,  —  заявил  Маркс,  —  так  и  пролетариат  находит  в  философии  свое  духовное  оружие  [9]».  Маркс  и  Энгельс  увидели  ту  силу,  которая  могла  бы  перестроить  общественные  устои,  ранние  существовавшие. 

В  целом  Маркс  расценивал  свою  философию  как  философию  действия.  Он  считал,  что  развитие  философии  должно  привести  к  превращению  человеческой  мысли  в  дело  и  категорично  заявлял:  «Идеальное  есть  не  что  иное,  как  материальное,  пересаженное  в  человеческую  голову  и  преобразованное  в  ней»  [8].

К.  Маркс  и  Ф.  Энгелс  тяготели  выстроить  свою  философию  по  строго  научному  способу  —  диалектическому.  Радикально  утвердил  о  своих  научно-материалистических  расположениях,  решительно  преобразовывая  предыдущие  материалистические  идеиИх  пролетарски  —  классовый  гуманизм  немало  отличался  и  был  далек  от  фактического  гуманизма,  гуманистического  отношения  к  человеку  и  от  всех  предыдущих  философских  учений.  Самое  важное,  что  была  отдалена  созерцательность,  характерна  всем  философским  системам.  Добавим,  что  в  социуме  образовывается  коллективный,  классовый  антигуманизм.  Он  становиться  причиной  классовых  и  других  социальногрупповых  разногласий.  Гуманизм  класса  становится  в  социуме  антигуманизмом  определенного  человека,  игнорированием  его  интересов,  прав  и  свобод.  Размышляя  об  этом,  можно  сказать,  что  такой  подход  к  обществу  имеет  антигуманный  характер.  Все  советское  общество  становиться  пропитанным  антигуманизмом.  Определенная  личность  часто  приходит  в  столкновение  с  равнодушным  отношением  к  его  потребностям,  интересам,  желаниям,  стремлениям  и  так  далее. 

Идеология  Маркса,  как  и  любая  идеология,  способна  совершенствоваться  только  в  благоприятных  для  нее  условиях.  В  1990  году  осложнения  экономического  кризиса  приблизили  упадок  интереса  к  советскому  режиму  в  обществе.  К  концу  1991  года  жители  многих  союзных  республик  на  всенародных  голосованиях  встала  на  сторону  свободы,  то  есть  демократию  [3].  Это  означает,  что  в  таком  государстве  философии  Маркса,  которая  является  не  гуманной,  развиваться  не  эффективно.

Гуманизм  соотносится  с  демократией,  потому  что  в  нем  укрепилось  убеждение  в  умение  людей  ценить  друг  друга  и  коллективно  трудиться  над  налаживанием  своей  жизни.  Наряду  с  этим,  в  рамках  демократичного  общества,  не  нашлось  мыслителей,  которые  бы  стали  дальше  развивать  марксистскую  философию.  Здесь  же  перед  обществом  встал  вопрос,  о  пробуждении  индивидуального  сознания  и  о  возвышения  уровня  человечности.  Чтобы  гуманизму  снова  закрепиться  в  обществе,  в  России  23  апреля  1991  года,  в  соответствии  с  решением  №  92  Государственного  комитета  по  труду  и  социальным  вопросам  в  перечне  профессий  появились  новые  специальности  —  социальный  работник,  социальный  педагог  и  специалист  по  социальной  работе  [7]. 

Период,  который  длится  до  сих  пор  охарактеризовывают  как  «период  социальной  работы».  Здесь  гуманизм  занял  очень  важную  позицию,  потому  что  почти  все  его  убеждения  и  идеи  относятся  к  основным  установкам  социальной  работы,  и  оценивается  как  главное  течение  в  этой  профессиональной  деятельности.  Суть  этих  идеи  в  том,  что  человек  стремиться  внести  смысл  миру,  в  котором  он  находиться.  Социальные  работники  стараются  помочь  человеку  получить  навыки  самообучения  и  устремить  их  на  уничтожение  кризиса  индивидуальности  и  кризиса  самосознания,  основываясь  на  опыт  и  внешнее  влияние. 

На  структуру  социальной  работы  повлияли  множество  гуманистических  идей.  Например,  идеи  Карла  Рэнсома  Роджреса  получают  широкое  распространение,  так  как  специалисты  стали  использовать  тренинги  и  консультирование.  Соображения  Абрахамом  Харольдом  Маслоу  о  том,  что  подкрепления  к  достижению  целей  происходит  из  необходимости,  которая  возникает  из-за  нехватки  чего  либо.  Применяется  в  дневных  стационарах,  ибо  возможно  проследить  осуществление  потребностей  клиентов.  Трансактный  анализ,  который  исследовал  Э.  Берном,  считается  как  вариант  гуманистической  терапии.  Тем  не  менее,  ТА  не  ввели  социальной  работы,  но,  возможно,  и  пользуются  частные  специалисты  социальных  служб  [5]. 

Признание  людей  как  личностей,  находящихся  в  согласовании  с  социумом,  принятие  их  индивидуального  осмысления,  а  также  толкование  переживаемых  явлений  состыковываются  с  главными  принципами  социальной  работы.  В  таком  случае  следует  сказать,  что  социальный  работник  в  рамках  его  профессионального  долга  должен  поддерживать  клиента  в  самореализации  его  личности,  которые  выполняются  различными  способами  и  методами  согласно  с  интересами  клиента.  Социальный  работник  всегда  несет  нравственную  ответственность.  Кроме  того  он  несет  ответственность  перед  самим  собой.  Он  должен  поддерживать  свою  честь  и  достоинство.  Так  же  должен  заслужить,  что  бы  его  кадровые  навыки  и  достоинства  как  мастера  своего  дела  и  личности,  признали  клиенты  и  общество.  Для  того,  чтобы  применять  результативное  воздействие  на  сознание  клиента,  социальный  работник  должен  быть  профессионально  подготовлен  и  стать  духовно  нравственным,  это  значит  не  просто  сопереживать,  а  думать  на  боле  высоком  уровне.

В  заключение  рассмотрим  ценности  социальной  работы.  Они  сформировывают  базис  воззрений  профессионала,  где  осуществляются  убеждения,  идеалы,  этические  правила  и  профессиональные  ценности.  Первостепенными  ценностями  социальной  работы  являются:

·     Гуманизм  и  уважение  к  человеку;

·     Добро,  законность,  добросовестность,  благовоспитанность,  толерантность,  нравственность,  порядочность;

·     Чувство  профессионального  долга  [6].

Таким  образом,  можно  сделать  выводы: 

·     Гуманизм  и  его  духовные  элементы  балансируют  рационализм  практической  деятельности  социальной  работы. 

·     Принятие  смысла  духовности  и  осмысления  индивидуальных  качеств  имеет  большое  значение  для  всех  представителей,  что  бы  миновать  социальное  исключение.

·       Духовность  и  реализация  потенциала  личности  ценится  клиентами  и  социальными  работниками

·     Гуманистические  перспективы  указывают,  что  уважение  к  личности  и  стремление  к  общему  благу  лежат  в  основе  социальной  работы.

 

Список  литературы:

  1. Всемирная  история,  10  томов,  государственное  издательство  политической  литературы,  москва,1956,  под  редакцией:  В.В.  Курасова,  А.М.  Некрича,  Е.А.  Болтина,  А.Я.  Грунта,  Н.Г.  Павленко,  С.П.  Платонова,  А.М.  Самсонова,  С.Л.  Тихвинского.
  2. Даниэль  Бенсаид,  «Маркс.  Инструкция  по  применению».  М.:  институт  общегуманитарных  исследований.,  2012  год. 
  3. История  России.  М.:  АСТ,  М.:  Харвест,  2005. 
  4. Мещеряков  М.Т.,  «Книги  для  чтения  по  новой  истории  1640—1870».  М.,  1987.
  5. Пейн  М,  «  Социальная  работа;  современная  теория».  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2007.
  6. Платонова  Н.М.,  Теория  и  методика  социальной  работы.  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2010.
  7. Постановление  Госкомтруда  СССР  от  23  апреля  1991  г.  3  93  «О  дополнении  квалификационного  справочника  должностей  руководителей,  специалистов  и  служащих  и  об  установлении  должностных  окладов  специалистов  по  социальной  работе». 
  8. Хрусталев  Ю.М.,  «Философия».  М.:  ГЭОТАР-Медиа,  2007. 
  9. Черников  В.Г.,  «Философия  диалектико-материалистического  гуманизма».    Рыбинск:  ОАО  «Рыбинский  Дом  печати»,  1998.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий