Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖЕНИЯ США В ВОЙНЕ ВО ВЬЕТНАМЕ: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРИЧИНЫ  И  ПОСЛЕДСТВИЯ  ПОРАЖЕНИЯ  США  В  ВОЙНЕ  ВО  ВЬЕТНАМЕ:  ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ  ФАКТОР

Шарова  Наталья  Алексеевна

студент  5  курса,  кафедра  всеобщей  истории  АлтГПА,  РФ,  г.  Барнаул

Е-mаil:  tаschа99@mаil.ru

Бармин  Валерий  Анатольевич

научный  руководитель,  доцент  исторических  наук,  профессор  АлтГПА,  РФ,  г.  Барнаул

 

Агрессия  США  явилась  попранием  международного  права,  грубым  нарушением  устава  ООН,  запрещающего  не  только  агрессивную  войну,  но  и  угрозу  силой.  Предпринятая  правящими  кругами  США  авантюра  превратила  Индокитай  в  опаснейший  очаг  угрозы  миру  во  всем  мире. 

Интерес  сверхдержав  к  Вьетнаму  был  обусловлен  его  исключительно  выгодным  географическим  и  геополитическим  положением,  во  многом  позволяющим  контролировать  Юго-Восточную  Азию  в  целом.  При  этом  необходимо  учитывать,  что  малые  страны  в  условиях  глобального  противостояния  также  стремились  решать  свои  задачи,  пытаясь  играть  на  противоречиях  между  великими  державами,  и  неоднократно  втягивали  великие  державы  в  локальные  конфликты.  Не  был  исключением  и  Вьетнам:  коммунистическое  правительство  Северного  Вьетнама  стремилось  объединить  страну  под  своей  властью,  а  правительство  Южного  Вьетнама  пыталось  сохранить  власть,  опираясь  на  внешние  силы.

Война  во  Вьетнаме  длилась  почти  20  лет.  За  это  время  стало  понятно,  какой  характер  носила  война.  Вьетнамскую  войну  можно  рассматривать  с  разных  сторон: 

·     это  была  война  двух  противоположных  идеологий  —  коммунистической  и  капиталистической,  и  один  из  этапов  советско-американского  противостояния,  хотя  борьба  США  и  СССР  в  Индокитае  имела  заочный  характер;

·     это  была  империалистическая,  захватническая  война  США,  стремящихся  перекроить  карту  ЮВА; 

·     это  была  самоотверженная,  героическая  национально-освободительная  борьба  вьетнамского  народа  в  борьбе  с  чужеземной  агрессией  [7,  c.  263].

Конец  60-х  был  временем  мощного  подъема  революционного  движения  и  ожесточенных  классовых  битв  в  Западной  Европе  и  США.  Антивоенные  настроения  дали  мощный  толчок  этим  движениям  по  всему  миру.  Всеобщая  революционная  забастовка  и  студенческие  выступления  парализовали  Францию  в  мае  1968  года,  аналогичные  события,  получившие  название  "жаркой  осени  1969-го  происходят  в  Италии,  в  Германии  идут  выступления  «внепарламентской  оппозиции».  И  по  всюду  в  мире  на  баррикадах,  во  время  уличных  боев  и  забастовок  звучат  лозунги  солидарности  с  борющимся  народом  Вьетнама.

Война  во  Вьетнаме  оказала  весьма  значительное  влияние  на  мировоззрение  жителей  США.  Новое  движение,  хиппи,  появилось  из  молодёжи,  протестующей  против  войны.  Многочисленные  декларации  и  митинги  в  защиту  борющегося  Вьетнама  прошли  в  самих  США.  В  октябре  1967  в  Вашингтоне  состоялась  грандиозная  манифестация,  в  которой  участвовало  свыше  150  тыс.  чел.  —  представителей  47  штатов  США  [3,  c.  65].

В  годы  войны  протест  против  войны  во  Вьетнаме  воплотился  в  американских  антивоенных  движениях.  Внутри  антивоенного  движения  было  сосредоточено  множество  различных  интересов,  которые  объединяла  лишь  одно  —  оппозиция  к  Вьетнамской  войне.  Среди  видных  участников  антивоенного  движения  были  доктор  Бенджамин  Спок,  Роберт  Лоуэлл,  американский  поэт,  актер  Гарри  Белафонте  и  Мартин  Лютер  Кинг  младший.

Администрация  Джонсона  боролась  с  движением,  посылая  своих  ораторов  в  школы  и  университеты,  чтобы  вести  провоенную  пропаганду.  Однако  это  не  принесло  ожидавшихся  плодов.  Своего  апогея  антивоенное  движение  достигло  при  Никсоне,  в  октябре  1969  года. 

Именно  в  это  же  время  в  качестве  альтернативы  официальной  в  недрах  антивоенного  движения  появилась  подпольная  пресса.  Подпольные  газеты  издавались  как  в  колледжах  и  школах,  так  и  на  военных  базах. 

После  окончания  войны  большинство  подпольных  изданий  исчезли,  однако  некоторые  из  них,  включая  уже  упоминавшуюся  газету  «Вилладж  Войс»,  все  же  остались.  Что  же  касается  освещения  войны  во  Вьетнаме,  то  подпольная  пресса  была  чрезвычайно  успешной.  При  администрации  Джонсона  она  сыграла  знаменательную  роль,  заставив  его  изменить  своей  политике  во  Вьетнаме,  а  также  приблизила  конец  войны,  внеся  весомы  вклад  в  подрывание  авторитета  Никсона  после  Уотергейтского  скандала.

Во  Вьетнаме  война  официально  оценивается  как  всенародная  борьба  за  воссоединение  страны  и  против  американской  агрессии.

Огромные  потери,  которые  несли  США  в  войне,  нежелание  тысяч  молодых  людей  идти  по  призыву  в  армию,  чтоб  умирать  за  непонятные  им  цели,  сокращение  социальных  программ  в  результате  больших  расходов  на  войну,  жестокости  американских  солдат  против  мирного  населения  Вьетнама  —  все  это  сыграло  большую  роль  в  росте  антивоенных  настроений.  Если  в  середине  60-х  антивоенное  движение  состояло,  главным  образом  из  студентов,  то  к  концу  десятилетия  в  нем  участвуют  самые  разные  слои  населения,  в  том  числе  резко  меняется  отношение  к  войне  рабочего  класса.  Ведь  умирать  во  Вьетнам  посылают,  прежде  всего,  выходцев  из  рабочей  среды  [4,  c.  47—48].

Широко  растет  движение  отказников  от  военной  службы.  Молодые  люди  сжигают  свои  повестки  на  демонстрациях.  Около  10  тысяч  нежелающих  служить  в  армии  нашли  убежище  в  Канаде.  К  антивоенным  демонстрациям  в  массовом  порядке  начинают  присоединяться  ветераны  вьетнамской  войны,  что  явилось  дополнительным  ударом  для  авторитета  американских  властей.  Тысячи  американских  солдат  в  военной  форме  приняли  участие  в  демонстрациях,  которые  состоялась  осенью  1969  года,  самая  многочисленная  из  которых,  собравшая  250  000  человек  прошла  в  Вашингтоне  15  октября.  В  самом  Вьетнаме  многие  солдаты  надевали  черные  нарукавные  повязки  в  знак  солидарности  с  антивоенными  демонстрациями  у  себя  на  родине.

Ощущение  бессмысленности  и  бесперспективности  войны,  большие  потери,  тяжелое  материально-бытовое  положение  солдат  и  ненависть  к  ним  местного  населения  оказывают  сильное  влияние  на  психологию  американских  военнослужащих  [5,  c.  33].

Массовые  протесты  против  интервенции  во  Вьетнаме  начались  сразу  после  начала  массированных  бомбардировок  территории  ДРВ  военно-воздушными  силами  США  в  феврале  1965  г.  и  отправки  первых  регулярных  частей  американской  армии  в  Юго-Восточную  Азию  (в  марте  того  же  года).  Уже  в  марте  прошли  первые  антивоенные  выступления.  В  апреле  в  Вашингтоне  по  инициативе  организации  «Студенты  за  демократическое  общество»  состоялась  25-тысячная  демонстрация.

На  первом  этапе  антивоенного  движения  основную  роль  в  придании  ему  массового  характера  сыграло  участие  студенческой  молодежи:  СДО,  Студенческого  координационного  комитета  ненасильственных  действий,  организации  «Молодежь  против  войны  и  фашизма»  и  др.  Была  создана  широкая  коалиция  —  Студенческий  мобилизационный  комитет  за  прекращение  войны  во  Вьетнаме.  Почти  во  всех  университетах  и  колледжах  действовали  антивоенные  группы.  Молодежь  внесла  в  антивоенные  выступления  страстность  и  напористость,  придала  им  яркий  эмоциональный  характер  [6,  c.  127—128].

На  последовательных  антиимпериалистических  позициях  стояла  Коммунистическая  партия  США.  С  первых  выступлений  против  войны  во  Вьетнаме  и  вплоть  до  окончательной  победы  вьетнамского  народа  каждый  коммунист  каким-либо  образом  участвовал  в  какой-либо  фазе  этой  борьбы.  Коммунисты  сумели  правильно  оценить  вопрос  о  войне  в  комплексе  других  национальных  проблем  США. 

Коммунисты  требовали  полного  и  немедленного  прекращения  американского  вмешательства  во  Вьетнаме,  последовательно  выступали  в  поддержку  национально-освободительной  борьбы  вьетнамского  народа.

Конечно,  были  и  такие,  кто  поддерживал  позиции  правительства  США.  «Есть  ребята,  которые  ждут  Вьетнама  с  нетерпением.  Вот,  например,  Ашворт:  он  уже  мечтает  о  вьетнамских  женщинах.  Но  есть  и  такие,  как,  например,  Йост,  которые  сидят  целыми  часами  и  не  говорят  ни  слова.  Всем  ясно,  что  он  боится,  и  все  знают,  чего  именно  он  боится.  Все  это,  по-моему,  зависит  от  индивидуальных  качеств  человека»  [1,  c.  87—88].

В  1966  г.  прошел  ряд  конференций,  посвященных  борьбе  против  призыва.  Наиболее  значительной  была  конференция  «Студенчество,  университет  и  призыв»,  состоявшаяся  в  октябре  в  Нью-Йорке.  Крупнейшие  молодежные  организации  заявили  об  оппозиции  любой  форме  обязательного  призыва,  который  используется  Соединенными  Штатами  для  угнетения  людей  в  США  и  во  всем  мире.  Как  бы  откликаясь  на  это  обращение,  в  1967  г.  (в  апреле,  октябре  и  декабре)  в  ходе  многих  массовых  антивоенных  демонстраций  молодые  люди  публично  сжигали  свои  призывные  карточки  или  возвращали  их  властям.  Они  подвергали  себя  серьезной  опасности,  так  как  еще  в  августе  1965  г.  был  принят  закон,  в  соответствии  с  которым  виновные  в  таких  действиях  или  в  подстрекательстве  к  ним  приговаривались  к  тюремному  заключению  до  5  лет.  К  лету  1967  г.  в  различных  районах  страны  активно  действовало  более  40  антипризывных  организаций.  На  этот  период  приходится  создание  общественной  организации  «Ветераны  Вьетнама  —  против  войны»  [2,  c.  55].

1968  год  начался  для  американцев  с  психологического  шока,  когда  в  конце  января  они  увидели  на  экранах  своих  телевизоров  бойцов  Национального  фронта  освобождения  Южного  Вьетнама,  ведущих  бои  на  территории  посольства  США  в  Сайгоне.  Восклицание  популярного  телекомментатора  Уолтера  Кронкайта:  «Что  же  это  делается?  А  я-то  думал,  мы  побеждаем!»  —  отражало  умонастроения  миллионов  американцев,  которые  верили  победным  заявлениям  президента  Джонсона.  Именно  после  этого  наступления,  как  свидетельствуют  данные  опросов  общественного  мнения,  против  продолжения  войны  высказалось  уже  более  50  %  американцев,  и  с  тех  пор  этот  процент  неуклонно  рос  [3,  c.  78].

Антивоенные  настроения  сказались  в  ходе  избирательной  кампании  1968  г..  Подтвердилась  правота  КП  США,  которая  предсказывала,  что  любое  мнение,  будто  можно  проводить  выборы,  игнорируя  вопрос  войны,  любая  тактика,  основанная  на  предположении,  что  другие  вопросы  заслонят  войну,  или  любая  идея,  будто  можно  вступать  в  политические  соглашения,  не  принимая  во  внимание  центрального  вопроса  о  войне,  не  реальны.

Война  во  Вьетнаме  —  одна  из  самых  драматических  эпох  в  истории  США.  Она  явилась  сильнейшим  потрясением  для  всей  американской  нации,  затронула  каждого  в  отдельности  и  определила  судьбы  целого  поколения  шестидесятников,  бейбибумеров  (bаby-bооmеrs).  Если  в  1961  году  первые  американские  военнослужащие  высадились  на  берегах  Южного  Вьетнама  в  количестве  400  человек,  то  в  1968,  последнем  для  администрации  Линдона  Джонсона,  американский  контингент  составлял  уже  537  тысяч  человек.  В  результате  войны  было  убито  по  разным  оценкам  более  57  тысяч  военнослужащих.

«Господи,  не  отвергай  своих  глаз  от  меня,  не  забывай,  что  я  существую.  Весь  день  вертолеты  привозят  мертвых.  Одни  трупы  целые,  другие  разорванные  пополам,  третьи  в  мешках.  Ярлыки,  привязанные  к  ногам,  к  рукам.  Глаза,  которые  больше  не  видят,  белые  губы,  которые  больше  не  будут  целовать.  Одних  приносят  на  носилках,  других  привозят  на  автокарах,  свалив  в  кучу,  как  мертвую  рыбу...»  —  эти  слова  из  письма  солдата  Джона  Мэрфи  своей  невесте,  проживающей  в  штате  Нью-Йорк,  рисуют  подлинные  настроения  среди  интервентов,  которые  уже  не  верили  не  только  в  возможность  победы,  но  и  в  то,  что  им  удастся  выбраться  живыми  из  Вьетнама  [5,  c.  66].

Подъем  массового  движения  за  мир,  против  агрессивной  войны  во  Вьетнаме  стал  одним  из  серьезных  факторов,  вынудивших  Вашингтон  пойти  на  мирные  переговоры,  а  затем  и  на  полный  вывод  своих  войск  из  Индокитая,  оказал  значительную  помощь  народам  Индокитая  в  их  борьбе  за  национальное  освобождение.

Одним  из  самых  жестоких  последствий  этой  войны  стал  Вьетнамский  синдром.  Как  правило,  вьетнамский  синдром  в  США  является  медицинским  термином,  объединяющим  различные  нервные  и  психические  заболевания,  жертвами  которых  стали  американские  солдаты  и  офицеры,  прошедшие  войну  во  Вьетнаме.  По  наблюдениям  американских  ученых,  большинство  солдат,  вернувшихся  из  Вьетнама,  не  могли  найти  свое  место  в  жизни.  И  причины  этого  были  в  основном  не  материального  плана,  а  именно  социально-психологического:  то,  что  общество  сознательно  или  неосознанно  отторгало  от  себя  «вьетнамцев»,  которые  вернулись  в  него  «другими»,  не  похожими  на  всех  остальных.  Они  вели  себя  независимо  в  отношениях  с  вышестоящими  и  очень  требовательно  в  отношении  с  подчиненными,  в  общении  с  равными  не  терпели  фальши  и  лицемерия,  были  чересчур  прямолинейны.  Таким  образом,  американские  «вьетнамцы»  оказались  в  положении  «неудобных  людей»  для  всех,  кто  их  окружал,  и  вынуждены  были  «уйти  в  леса»,  —  то  есть  замыкались  в  себе,  становились  алкоголиками  и  наркоманами,  часто  кончали  жизнь  самоубийством.  По  официальным  данным,  во  время  боевых  действий  во  Вьетнаме  погибло  около  шестидесяти  тысяч  американцев,  а  количество  самоубийц  из  числа  ветеранов  войны  еще  в  1988  г.  перевалило  за  сто  тысяч.  Причем  «вьетнамский  синдром»  развивался  постепенно,  время  лишь  обостряло  его  признаки  и  «трагический  пик  болезни  наступал  почему-то  на  восьмом  году». 

Признаки  этой  болезни  таковы:  прежде  всего  неустойчивость  психики,  при  которой  даже  самые  незначительные  потери,  трудности  толкают  человека  на  самоубийство;  особые  виды  агрессии;  боязнь  нападения  сзади;  вина  за  то,  что  остался  жив;  идентификация  себя  с  убитыми.  У  большинства  больных  —  резко  негативное  отношение  к  социальным  институтам,  к  правительству.  Днем  и  ночью  тоска,  боль,  кошмары... 

По  свидетельству  американского  психолога  Джека  Смита,  —  кстати,  сам  он  тоже  прошел  войну  во  Вьетнаме:  «синдром,  разрушающий  личность  «вьетнамца»,  совершенно  не  знаком  ветерану  Второй  мировой  войны.  Его  возбуждают  лишь  те  обстоятельства,  которые  характерны  для  войн  на  чужих  территориях,  подобных  вьетнамской.  Например:  трудности  с  опознанием  настоящего  противника;  война  в  гуще  народа;  необходимость  сражаться  в  то  время,  как  твоя  страна,  твои  сверстники  живут  мирной  жизнью;  отчужденность  при  возвращении  с  непонятных  фронтов;  болезненное  развенчание  целей  войны»  [4,  c.  88].

То  есть  синдром  привел  к  пониманию  резкой  разницы  между  справедливой  и  несправедливой  войнами:  первые  вызывают  лишь  отсроченные  реакции,  связанные  с  длительным  нервным  и  физическим  напряжением,  вторые  помимо  этого  обостряют  комплекс  вины. 

Директор  Всеамериканской  администрации  ветеранов  бывший  психиатр  армии  во  Вьетнаме  Артур  Бланк  убежден,  что  и  сегодня  одна  половина  «вьетнамцев»  считает  эту  войну  нужным  делом,  а  другая  —  ужасом.  Но  и  те,  и  другие  остро  недовольны.  Первые  —  тем,  что  проиграли,  вторые  —  что  влезли.

Во  время  войны  во  Вьетнаме,  по  сути,  впервые  в  столь  резкой  форме  американские  моральные  ценности  пришли  в  столкновение  с  реалиями  внешней  политики  США.  Именно  она  довела  это  столкновение  до  конфронтации  между  правительством  и  американской  общественностью.  Она  была  «двойной  войной»:  одна  велась  в  Юго-восточной  Азии,  другая  в  самих  США,  и  именно  последняя  оставила  глубокий  след  в  американском  общественном  сознании.  Результатом  войны  во  Вьетнаме  явилось  обострение  внутриполитических  проблем  США.  Она  разъединила  страну  [6,  c.  204].

 

Список  литературы:

  1. Брекк  Б.  Вьетнамский  кошмар  /  Перевод  К.  Бокова.  М.:  Эксмо,  2008.  —  стр.  247.
  2. Джованитти  Л.  Кавалер  ордена  Почета  /  Пер.  с  английского  П.Н.  Видуэцкого  М.:  Воениздат,  1981.  —Стр.  34—36.
  3. Замошкин  Ю.А.  Общественное  сознание  и  внешняя  политика  США.  М.,  1987.  —  С.  280.
  4. Ильинский  М.М.  Индокитай:  Пепел  четырех  войн  (1939—1979  гг.).  М.:  Вече,  2000.  —  С.  512.
  5. Паркс  Д.  Дневник  американского  солдата.М.,  1972.  —  С.  125.
  6. Севостьянов  Г.Н.  Американский  экспансионизм  в  новейшее  время.  М.,  1986.  —  С.  448.
  7. Яковлев  Н.Н.  Силуэты  Вашингтона.  Политические  очерки.  М.,  1983.  —  С.  414.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.