Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Зотина Татьяна Олеговна
студент 3 курса, факультета менеджмента, НИУ ВШЭ, РФ, г. Пермь
E-mail: tatyana_zotina94@mail.ru
Федотова Вера Александровна
научный руководитель, преподаватель кафедры общего менеджмента, НИУ ВШЭ, РФ, г. Пермь
Проблема социальной стереотипизации всегда была и остается актуальной. Актуальность данной проблемы обуславливается потребностью в объяснении особенностей социального поведения и других процессов, протекающих в обществе, например, межличностная и межгрупповая коммуникация, манипулирование общественным сознанием, вплоть до распространения различных форм нетерпимости в социуме. С практической точки зрения, знания о стереотипах необходимы для минимизации и нейтрализации негативных последствий, острых проявлений нетерпимости в поведении и отношениях людей.
Что же такое стереотип? «Словарь практического психолога» С.Ю. Головина дает следующее определение данному понятию: «Стереотип — нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость» [2].
Под социальным стереотипом чаще всего понимается простой и крайне устойчивый образ какого-либо общества или социальной группы. Обычно при определении социального стереотипа выделяют такие характеристики, как целостность, устойчивость, ярко выраженную оценочную окраску, консерватизм. Эти характеристики помогают стереотипу успешно сопротивляться с совершенно любой информации, которая направлена на его изменение. Также стереотип преимущественно признается негативным феноменом, который препятствует адекватному взаимопониманию и общению людей.
У. Липпман впервые ввел термин «социальный стереотип». Согласно Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права [3, c. 68].
Т. Шибутани определил термин социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [4, c. 57].
Г. Тэжфел сформулировал главные выводы о социальном стереотипе:
1. люди легко проявляют готовность охарактеризовать значительные по размеру группы людей, а также социальные категории грубыми, пристрастными и недифференцированными признаками;
2. этот процесс стабилен в течение достаточно длительного времени;
3. стереотипы становятся более четкими и враждебными в случае возникновения социальной напряженности между группами;
4. социальные стереотипы иногда могут изменяться в зависимости от политических, экономических, или социальных изменений, однако данный процесс протекает очень медленно;
5. дети усваивают стереотипы очень рано и используют задолго до возникновения ясных понятий о тех группах, к которым они принадлежат;
6. В то время, когда не существует ярко выраженной враждебности в отношениях социальных групп, социальные стереотипы не являют собой большой проблемы. Однако ими трудно управлять в условиях конфликтной ситуации и значительной напряженности [1, c. 95].
Различают два вида социальных стереотипов. Первый вид — автостереотипы, т. е. представления о своей конкретной группе, например, этнические. Второй вид — гетеростереотипы, т. е. представления о других группах. Примером гетеростереотипов является поведение, которое у одного народа считается проявлением бережливости и расчётливости, у другого народа может считаться проявлением жадности и скупости. Люди воспринимают большинство стереотипов как образцы поведения, которым необходимо соответствовать. Именно поэтому эти фиксированные представления достаточно сильно влияют на людей, создавая и стимулируя у них зарождение и формирование таких черт характера, которые ассоциируются со стереотипом и отражены в нем.
Таким образом, социальные стереотипы — это, в некотором роде, штампы сознания, которые вырабатываются социальной средой и приписывают те или иные значения и качества социальным группам и их типичным, характерным представителям. Обычно социальный стереотип, который ассоциируется с негативным отношением к какой-либо группе, называется предубеждением.
До сегодняшнего дня в средствах массовой коммуникации и в общественном сознании мнение о стереотипах складывается, в первую очередь, как о негативном явлении. Скорее всего, это явление связано с тем, что по всему миру в науке чаще изучаются негативные стереотипы об этнических меньшинствах, подвергавшихся дискриминации. Отсюда происходит отождествление стереотипов с предрассудками, а процесса стереотипизации — с «безнравственной формой познания».
Однако существует четкое различие между стереотипизацией как психологическим процессом и стереотипами как социальным явлением. В социальной психологии последнее время стереотипизация рассматривается как одна из рациональных форм познания, как частный случай более разностороннего процесса категоризации: создавая социальные категории, люди обращают внимание на характеристики, благодаря которым индивиды, принадлежащие к одной группе, воспринимаются похожим друг на друга и отличающимися от других людей.
Социальный стереотип — своеобразный инструмент передачи общественно важной информации в процессе взаимодействия и общения людей друг с другом и окружающим миром. Социальные стереотипы позволяют индивиду без особых усилий, целиком, словно единым комплексом, воспринимать и реагировать на ситуации, с которыми он сталкивается в жизни. Это происходит потому, что стереотипы содержат в себе коллективный многолетний опыт, внушающий человеку общую простую формулу поведения. Данный процесс определенным образом направляет поведение человека, помогает ему легче ориентироваться в жизни. Процесс стереотипного восприятия происходит автоматически. Хорошим примером может служить социальное всеобщее убеждение о том, что «старших нужно уважать». Сознание человека автоматически принимает это убеждение, при этом человеку уже не нужно разбираться, почему и как необходимо уважать старших. Просто в сознании существует конкретная схема поведения. Таким образом, основной плюс социального стереотипа заключается в том, что у нас нет необходимости анализировать огромное количество информации всякий раз, когда нужно принять решение. Это значительно облегчает процесс социализации в современном обществе.
Однако с другой стороны, стереотипы зачастую искажают восприятие реальности. Порой, неправильно рассматривать ситуацию или объект с точки зрения всеобщих представлений, не учитывая факты и не используя индивидуальный подход. Иногда воспринимается как «хорошее» лишь то, что является общим коллективным убеждением; то, что не является, воспринимается как «плохое». Если человек не соответствует общим понятиям о «правильности», многие думают, что с ним что-то не так. Люди, посредством социальных стереотипов, «навешивают ярлыки» на все, что их окружает.
Чем же на самом деле являются стереотипы в современном обществе? Чего больше, положительных или отрицательных сторон? На этот вопрос не существует однозначного ответа.
Человек — это существо социальное, на протяжении всей жизни окруженное другими людьми, проживающее процесс социализации. В процессе социализации как раз и рождаются различные стереотипы. С одной точки зрения, стереотипы в значительной степени упрощают процессы познавательной и творческой деятельности, позволяют довольно широко использовать полученные знания, умения и навыки. Однако с другой — они ограничивают возможность человека познавать новое, выходящее за рамки обыденных понятий, а также рождают огромные разногласия и нетерпимость между отдельными людьми или целыми группами людей.
Список литературы:
- Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С. Агеев // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — 95 с.
- Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». М.: АСТ, Харвест, 1998.
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 68 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1989. — 534 с.
дипломов
Оставить комментарий