Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 декабря 2014 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зайнутдинова Е., «Видеть и.ч., У. Ш. ЖИЗНЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/social/12(26).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЖИЗНЬ  КАК  ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ  КАТЕГОРИЯ  ФИЛОСОФИИ

Зайнутдинова  Евгения

2  курс,  204  группа,  лечебный  факультет  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mailzaynutdinova_96@mail.ru

Воробьёв  Дмитрий  Олегович

научный  руководитель,  ассистент  кафедры  философии  ОрГМУ,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail:  dratsolonchack@mail.ru

 

«Видеть  и  чувствовать  —  это  быть,  размышлять  —  это  жить».

У.  Шекспир

 

 

В  современном  мире  большинство  ученых  и  философов  уделяют  одно  из  главенствующих  мест  разработке  онтологических  и  гносеологических  проблем  феномена  жизни,  в  том  числе  философского  понимания  сущности,  источников,  механизмов  эволюции.

Жизнь.  Понятие  жизнь.

Философской  загадкой  и  научной  проблемой,  по  сей  день,  является  феномен  жизни.  Понятие  жизни  настолько  многогранно  и  абстрактно,  что  представляет  собой  не  просто  объединение  элементов  материи,  а  гораздо  большее  и  всеобъемлющее.  Существует  множество  определений  жизни,  но,  ни  одно  из  них  не  раскрывает  всей  глубины  представления  о  ней  и  о  научной  картине  мира.

Лев  Толстой  в  своем  философском  трактате  «О  жизни»  писал:  «Жизнь  определять  нечего:  всякий  ее  знает,  вот  и  все,  и  давайте  жить,  говорят  в  своем  заблуждении  люди,  поддерживаемые  ложными  учениями.  И  не  зная,  что  такое  жизнь  и  ее  благо,  им  кажется,  что  они  живут,  как  может  казаться  человеку,  несомому  по  волнам  без  всякого  направления,  что  он  плывет  туда,  куда  ему  надобно  и  хочется.  Истинная  жизнь  человека,  проявляющаяся  в  отношении  его  разумного  сознания  к  его  животной  личности,  начинается  только  тогда,  когда  начинается  отрицание  блага  животной  личности»  [3]. 

Нельзя  не  согласиться  со  словами  автора:  дать  краткую  и  одновременно  исчерпывающую  характеристику  жизни  фактически  невозможно,  не  смотря  на  то,  что  мы  имеем  представление  о  том,  что  жизнь  являет  собой  фундаментальную  сферу  бытия  и  более  универсальную  (совершенную)  форму  движения  матери.  Отличием  от  материальной  действительности  является  некая  одушевленность. 

В  современном  мире  известно  несколько  определений  жизни  [1].  Первое  из  них  высказывает  убеждение,  что  жизнь  на  Земле  существует  примерно  два  с  половиной  миллиарда  лет.  Данное  определение  всеобъемлющее,  включающее  в  себя  и  представление  о  живом  на  Земле  и  в  Космосе,  и  формы  и  способы  взаимодействия  живого  и  неживого.  Основоположником  данной  теории  является  Вернадский  В.И.  Он  полагал,  что  два  с  половиной  миллиарда  лет  назад  Земля  являла  собой  пустынное,  безжизненное  пространство,  на  которой  не  было  ничего,  кроме  многометрового  слоя  льда  и  температура  не  поднималась  выше  -30  градусов  по  Цельсию.  Таких  «зим»  на  Земле  было  несколько,  но  именно  последняя  стала  ключевым  моментом  эволюции  всего  живого:  от  простейших  микроорганизмов  до  человека.  В  современном  мире,  некоторые  их  ученых  поддерживают  данную  теорию,  утверждая,  что  без  этих  ледниковых  явлений  и  не  возникла  бы  наша  жизнь  на  планете.

XIX  век  естествознания  характеризуется  тем,  что  Ф.  Энгельс  определяет  жизнь  как  способ  существования  белковых  тел,  данный  способ  представляет  собой  самообновление  химических  частей  этих  тел.  Данное  определение  и  являлось  фундаментальным  для  диалектического  материализма  середины  XX  века.

Имеет  место  и  понятие  жизни  с  точки  зрения  религиозной  мотивации,  в  которой  религия  ублажает  потребности  бытия  души,  сердца  и  разума  человека.  На  мой  взгляд,  в  данном  понятии,  религия  подсознательно  действует,  прежде  всего,  в  чувствах  и  эмоциях  человека.  В  данном  контексте  нельзя  не  согласиться  с  Львом  Николаевичем  Толстым,  для  которого  человек  без  религии  «также  невозможен,  как  человек  без  сердца.  Он  может  не  знать,  что  у  него  есть  религия,  как  может  человек  не  знать  того,  что  у  него  есть  сердце;  но  как  без  религии,  так  и  без  сердца  человек  не  может  существовать».

Так  или  иначе,  смысл  человеческого  бытия  и  жизни  в  целом,  связывается  с  Богом.  Слова  П.  Тиллиха  всецело  подтверждают  данную  теорию:  «Если  теология  спрашивает  о  смысле  жизни,  то  она  спрашивает  о  Боге».

Основой  религиозного  смысла  существования  является  служение  Богу,  исполнение  всех  религиозных  заповедей  и  предписаний.  Религиозный  смысл  жизни  дает  человеку  утешение  в  жизненных  страданиях,  невзгодах  и  лишениях.

Единым  мнением  является  то,  что  жизнь  является  прогрессом  эволюции  во  всей  Вселенной  [4].  До  возникновения  человечества  первую  роль  играли  материальные  факторы,  а  впоследствии,  творческая  деятельность  людей.  Не  смотря  на  это,  философская  мысль,  на  современном  этапе,  готова  к  переосмыслению,  полученных  наукой,  определений  о  жизни  и  об  общем  развитии  жизни  на  Земле.

Жизнь,  как  категория  в  философии.

Конец  XIX—XX  века  для  философии  знаменателен  тем,  что  именно  в  этот  период  сформировалось  такое  течение,  которое  считало  понятие  «жизнь»  основой  для  мира.  К  данному  течению  можно  отнести  таких  различных  по  типу  мыслителей,  как:  А.  Бергсон,  В.  Дильтей,  Г.  Зиммель,  Л.  Клагес,  Т.  Лессинг,  Ф.  Ницше,  О.  Шпенглер.  К  примеру,  Ф.  Ницше  считал,  что  жизнь  являет  собой  органический  процесс,  который  подвержен  постоянным  совершенствованиям.  Средствами  и  орудиями  жизни  называл  сознание  и  дух.  В  случае,  если  интеллект  возымеет  верховенствующее  значение,  то  жизнь  угасает  и  человек  просто-напросто  превращается  в  животное,  живущее  по  законам  науки  и  морали.

Бергсон  же  позиционировал  жизнь,  как  взлетающую  ракету,  при  запуске  которой,  ненужные  сгоревшие  остатки  падают  вниз,  являя  при  этом  материю  [2].  Бергсон  считал,  что  жизнь  —  это  некая  космическая  сила,  порыв  в  эволюции,  который  вдохновляет  человека  на  творчество,  побуждает  к  постоянной  изменчивости  и  длительности.  Последнее  выражается,  как  поток  переживаний  в  сознании.  Весь  мир  является  для  нас  поделенным  на  замершие  объекты,  поскольку  мы  живем  в  пространстве.  Для  нас  проходит  незаметным  то,  что  эти  объекты  делятся,  переходят  друг  в  друга,  то,  что  эти  объекты  динамичны.

Современное  представление  о  жизни.

На  мой  взгляд,  данный  вопрос  не  подвластен  человеческому  пониманию.  К  тому  же,  ученые,  работавшие  над  данной  проблематикой,  не  открывали  ничего  нового,  только  лишь  критиковали  друг  друга.

Перед  человечеством  стоит  вопрос  «Как  появилась  жизнь?».  Попыток  ответить  на  данный  вопрос  великое  множество,  однако  каждая  из  них  имеет  под  собой  основу  одной  из  трех  теорий:

Божественная  теория;

Космическая  теория;

Теория  химического  синтеза.

Божественная  теория  имеет  своим  основанием  суждения  о  том,  что  жизнь  возникла  по  «божьей  воле»,  но  любая  «божья  воля»  имеет  вполне  конкретное  материальное  выражение.

Космическая  теория  говорит  о  том,  что  жизнь  является  «продуктом»  космического  пространства  и  принесена  из  космоса,  но  не  раскрыт  вопрос  о  том,  как  она  там  появилась.

Теория  химического  синтеза  позиционируется  на  том,  что  жизнь  возникла  в  древнем  океане  из  неорганических  соединений  путем  всевозможных  химических  реакций.  То  есть,  некая  всемогущая  вселенская  Сила  заставила  молекулы  на  Земле  выстроиться  определенным  образом,  чтобы  возникла  клеточная  жизнь,  при  этом,  не  оказывая  на  них  никакого  воздействия.

Главной  загадкой  вселенной  является  человеческая  душа,  и  разгадав  ее,  человечество  получит  ответы  на  все  интересующие  вопросы.  В  том,  что  душа  существует,  перестали  сомневаться  даже  самые  отъявленные  материалисты,  то,  что  она  есть  —  доказанный  наукой  факт.  Над  ее  пониманием  и  пониманием  понятия  «жизнь»  ломали  головы  величайшие  умы  человечества,  такие  как:  Д.И.  Менделеев,  К.Э.  Циолковский,  В.И.  Вернадский,  В.М.  Бехтерев  и  др.

 

Список  литературы:

  1. Антология  мировой  философии.  В  четырех  томах.  Том  3.  Буржуазная  философия  конца  XVIII  в.  —  первых  двух  третей  XIX  в.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://publ.lib.ru/ARCHIVES/F/''Filosofskoe_nasledie''/_''Filosofskoe_nasledie''.html  (дата  обращения  12.10.2014). 
  2. Соловьев  В.С.  Соч.:  В  2  т.  М.,  —  1988.  —  Т.  2.  —  822  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vehi.net/soloviev/  (дата  обращения  11.11.2014).
  3. Толстой  Л.Н.  Полное  собрание  сочинений.  М.;  Л.,  1928—1958.  Т.  18.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rvb.ru/tolstoy/toc.htm  (дата  обращения  12.10.2014).
  4. Энгельс  Ф.  Сочинения,  2  изд.,  Т.  20.  М.,  Прогресс,  1987.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://www.marxists.org/russkij/marx/cw/index.htm  (дата  обращения  20.09.2014).

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.