Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2015 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОЕЗДКА В МЕТРО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Попова Анна Сергеевна
студент 2 курса факультета социальных наук департамента ГМиУ, НИУ ВШЭ, РФ, г. Москва
E-mail: aspopova634@gmail.com
Социальный опыт — это опыт взаимодействия людей в ходе совместной жизнедеятельности, передающийся и накапливающийся в виде знаний об образцах поведения, принципах, нормах, традициях и обычаях, влияющий на уровень развития умений и навыков человека. Чтобы овладеть социальным опытом, необходимо не только усвоить эти сведения, но и научиться следовать им, использовать данные способы деятельности. Каждый человек не просто накапливает социальный опыт, а учится жить в соответствии с ним.
Социальный опыт — это совокупность представлений об общественных процессах, коллективном поведении и с данной точки зрения представляет интерес для социологии как науки, объединившей все области знаний об обществе, в том числе и о взаимодействии социальных общностей.
В качестве малых социальных общностей могут быть изучены группы людей, соблюдающие обыденные ритуалы и связанные каждодневными ситуациями, такими как: занятия в школе, поездки в метро, деловые встречи, пятничный ужин в кругу друзей. Распознание этих стандартных, повторяющихся форм взаимодействия индивидуумов позволит аккумулировать знания о культуре определенных сообществ.
Одним из каналов получения социального опыта является пользование услугами метрополитена.
Поездка в метро — это деятельность группы пассажиров, которая осуществляется согласованно, оживленно и точно. Метро — это наиболее популярный вид транспорта у москвичей. Ему отдают предпочтение 85 % жителей столицы, при этом 33 % использует метро каждый день (по данным социологов фонда «Общественное мнение») [2].
Когда речь заходит о метрополитене, в первую очередь, возникает ассоциация со средством передвижения из заданного местоположения в другую точку, но если рассмотреть с социологической точки зрения, то можно заметить, что метро — это пространство взаимоотношений между индивидуумами, включающее образы каждого человека, который вступает в данные взаимоотношения. В чем же заключаются особенности этого пространства, и какой социальный опыт мы можем извлечь из поездки в метро?
Социальные нормы. Первое и самое очевидное — это усвоение социальных норм посредством пользования услугами метрополитена. Модели поведения, которые часто проявляются в обществе и считаются отражением его культуры, в данном случае выражаются в общепринятых правилах пользования метрополитеном: запрещается пользоваться неработающим эскалатором, препятствовать пассажиропотоку, заходить за ограничительную линию у края платформы, курить; необходимо быть взаимно вежливыми и бережно относиться к оборудованию метрополитена. В процессе действия индивида в социальной среде происходит выявление и усвоение данных правил, что способствует накоплению социального опыта. Также пассажир может столкнуться с применением санкций за нарушение принятых форм поведения (возмущение и осуждение общества, штраф).
Толпа. Наиболее заметная особенность метро — наличие большого скопления людей. По мнению Г. Брумера, социологи всегда интересовались явлениями коллективного поведения и рассматривали его в качестве различных выражений (толпа, массовое движение, пропаганда, мода). В подземках метро пассажиры становятся участниками такого выражения коллективного поведения, как действующая толпа. Главный признак этого типа элементарной группы – наличие цели, на которую направлена деятельность толпы (в данном случае зайти в вагон, занять место на эскалаторе). Сначала при выходе с эскалатора и движении по направлению к перрону зарождается толчея. Напряжение индивидов порождает суету, возбуждение каждого человека передается рядом стоящим, возвращается обратно и усиливает собственное возбужденное состояние. Затем показывается прибывающий поезд. Данный объект внимания фокусирует на себе порывы людей, задает единое настроение, ориентацию и порождает общую цель: зайти в вагон. Формируется дух толпы, так называемая «стадность» (crowd-mindedness) по выражению Э.А. Росса. Как только цель достигается, толпа распадается, и дух толпы утрачен [1, с. 177—180].
Контакты. Интересная характеристика большого скопления людей в метро — повышенная частота контактов: столкновения лицом к лицу, а также обширный физический контакт, порожденный сумятицей — случайные прикосновения, наступание на ноги и т. д. Пользователь метрополетена встает перед выбором: уступить дорогу самому или заставить кого-то уступить дорогу. При пересечении траекторий движения вероятность лобового столкновения понижена, происходит телесное столкновение, или же, при взаимной вежливости участников, наступает пауза и оценка противоположной стороны во избежание телесного контакта. Данная особенность встречается не только в метро, но и при любой другой повышенной концентрации индивидуумов чаще всего в городских сообществах. Это вынуждает человека вырабатывать психологические барьеры в виде терпимости и, в крайнем случае, отстраненности [5, с. 97—100].
Социальная стратификация. Поездка в метро — яркий пример, иллюстрирующий социальное расслоение общества. Подземка представляет собой совокупность различных слоев населения: средний класс, переселенцы, люди низкого достатка. Стратификация происходит и по наличию или отсутствию привилегий в транспорте: по возрасту, состоянию здоровья, полу, наличию багажа, количеству остановок до выхода [5, с. 99]. Присутствуют также элементарные разделения на сидящих и стоящих, на тех, кто имеет доступ к окну, дверям и поручням или нет. Отдельную группу составляют люди, занимающиеся попрошайничеством. Этот социально-экономический феномен приобретает все больший размах в метрополитене. Попрошайничество сегодня — это устойчивая социальная группа со своими правилами и стратегией поведения. Пассажиры вынуждены реагировать на это явление, вызывающее чувство дискомфорта и растерянности; наиболее распространенные виды реакции: сострадание и вытекающее отсюда оказание материальной помощи, безразличие или отвращение.
Занятия. Наблюдения за занятиями пассажиров в метро могут сообщить некоторое представление о поведении рядового жителя городского сообщества. Основываясь на личном опыте, могу заметить, что в общественном транспорте люди находят разнообразные занятия. Большинство во время своего пребывания в общественном транспорте читают книги, слушают музыку или используют гаджеты. Многие спят, особенно утром, другие оглядывают попутчиков или пытаются разобраться в карте метрополитена, чтобы определить правильность направления дальнейшего движения.
Тревога. Согласно данным социологического исследования, 63 % пассажиров метрополитена чувствуют себя там некомфортно [7]. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, метрополитен и в самом деле является зоной повышенной опасности. Об этом пользователям регулярно сообщают по радио через объявления. Ежедневно, находясь в метро, мы неоднократно посредством голосового оповещения прослушиваем инструкции, правила поведения, которые оседают глубоко в подсознании каждого. Во-вторых, большая глубина, на которую пассажиров опускают эскалаторы, и извилистый характер подземных переходов формируют чувство неопределенности местоположения и отрезанности от внешнего мира. Еще одна скрытая особенность поездки в метро заключается в факте безальтернативности. Пассажиры — пассивные части системы. Так двери поезда открываются и закрываются автоматически, отсутствует кнопка или рукоятки ручного открытия двери, как в европейском метро. Электронные часы на станциях метро указывают минуты после отправления последнего поезда, а не до прибытия следующего состава, что вынуждает нас послушно подчиняться времени [4].
Манеры. Подсознательная тревога приводит к повышенной суетливости, которую несложно заметить в поведении и манерах пассажиров. Желание обогнать, оттолкнуть, занять место раньше другого. Агрессия, торопливость и озлобленность — крайние формы проявления тревоги.
Культуру общества и манеру поведения людей можно оценить после нескольких поездок в метро. Правила пользования метрополитеном призывают уступать места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам. Согласно социологическому опросу 42 % пассажиров-мужчин всегда уступают место женщинам, 24 % — уступают часто [2]. Процентный показатель достаточно оптимистичный, однако встречаются и индивиды, несоблюдающие элементарные правила поведения. У такого пассажира возникает желание «скрыться из виду», поэтому большинство из них закрывает глаза или опускает их в книгу.
В часы «пик» сидящий человек ощущает на себе внимание тех, кому не хватило места, и это внимание рождает в нем чувство неуверенности.
Ввиду скопления людей нарушение личного пространства неизбежно, пассажир ведет себя настороженно от контакта с незнакомым человеком, испытывают желание отстраниться от него. Это объясняет хмурые взгляды, нетерпение и нервозность.
Опасность. Ограничение доступа к свежему воздуху и естественному свету, окружение толпой людей, воздействие сильного шума поездов, звуковой информации сказывается на эмоциональном состоянии, угнетающе действует на индивида. Упомянутое состояние тревоги может привести и к трагическим последствиям. В связи с этим в среднем в год, около 40 человек падают под колеса поезда, часть из них делают это добровольно [6]. По числу самоубийств московская подземка занимает 17 место среди 22 городов, имеющих метро [8]
По статистике, в Москве каждый 13-й житель никогда не спускается в метро. Люди все чаще предпочитают передвигаться на наземном общественном или личном транспорте, даже несмотря на постоянные заторы в городе.
Еще один негативный аспект пользования метрополитеном — вероятность стать жертвой преступных действий «карманников». В Москве с начала 2013 года было зафиксировано около шести тысяч карманных краж, более 900 из них совершены в метро. То есть каждая шестая карманная кража совершается в подземке столицы России [3].
С точки зрения социологии, учащенные случаи суицида и воровства говорят о недостаточном социальном контроле общества. То есть механизм, регулирующий поведение индивидов и групп не срабатывает точно и слаженно, что приводит к отклонениям от общепринятых правил и возрастанию опасности в метрополитене.
В настоящее время разрабатываются меры, которые позволят сократить число самоубийств и несчастных случаев в метрополитене.
Так, например, в Лондоне собираются ввести компьютерную программу, позволяющую отслеживать движение пассажиров в метро, отображать их действия на станции.
На станциях метро установлены специальные экраны, отделяющие пути от перрона, что позволяет защитить пассажиров, ожидающих поезда или заходящих в вагон, от падения. Такие экраны существует в метро в странах юго-восточной Азии.
В Японии появилась идея оборудовать перроны устройствами, реагирующими на пересечение ограничительной линии путем включения яркого света прожектора, который отпугнет потенциальных самоубийц.
На станциях метро Индии звучит оптимистичная бодрящая мелодия.
В Московском метрополитене по аналогии с опытом Соединенных Штатов планируется на некоторых станциях метро заменить указатели с надписью «Выхода нет» на таблички с надписью «Прохода нет» [3].
Основываясь на данной работе можно сделать вывод, что поездка в метро это не просто социальное действие, а социальный опыт и средство его накопления, которое осуществляется через усвоение социальных норм, неизбежное участие и обширное взаимодействие с другими людьми, наблюдение и выявление единого поведения. Метро иллюстрирует мир социального расслоения общества, отражает некоторые негативные аспекты социума, такие как кражи, случаи самоубийства, феномен попрошайничества. Поездка в метро позволит составить представление о культуре определенного сообщества, а также культуре общества в целом. Индивидуальный и общественный опыт воплощаются в понимании нравственных установок социума и собственного рационального поведения.
Список литературы:
- Блумер Г. Коллективное поведение в кн. Американская социологическая мысль: тексты. М., 1994, — С. 168—215.
- Больше половины пассажиров метро назвали подземку вполне комфортным видом транспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://moskva.bezformata.ru/listnews/metro-nazvali-podzemku-vpolne/14925414/ (дата обращения: 15.02.2014).
- Демидюк Н.В Москве каждая шестая карманная кража совершается в подземке [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.mk.ru/moscow/article/2013/08/14/899377-v-moskve-kazhdaya-shestaya-karmannaya-krazha-sovershaetsya-v-podzemke.html (дата обращения: 17.02.2014).
- Дубин Б. Дети подземелья // Ежедневный журнал. 10 апреля 2006.
- Карпов А.Е. Имплозия городского пространства: проблема существования центра в городах современной России. Российское городское пространство: попытка осмысления. М.: МОНФ, 2000. — С. 92—112.
- Пелехацкая Н. Ежегодно в метро сводят счеты с жизнью несколько десятков человек [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://izvestia.ru/news/294539 (дата обращения: 15.02.2014).
- Поздняев М., Важдаева Н. Ужасы подземки: две трети москвичей панически боятся ездить в метро [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.newizv.ru/society/2007-12-20/81926-uzhasy-podzemki.html (дата обращения: 15.02.2014).
- Расследуются причины падения женщины в московском метро [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pravda.ru/news/accidents/30-01-2006/75147-metro-0/ (дата обращения: 15.02.2014).
- Щетинин А. Поездка в московском метро у многих вызывает дискомфорт [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://transday.ru/analitika/18-transport/8260-poezdki-v-metro.html (дата обращения: 15.02.2014).
дипломов
Оставить комментарий