Статья опубликована в рамках: XXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ФИЛОСОФИИ ЭРИХА ФРОММА
Ковалёва Валерия Сергеевна
студент 3 курса кафедры философии и культурологии, Оренбургского государственного университета, РФ, г. Оренбург
E-mail: valeria.kovalyova94@mail.ru
Кобзева Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры философии и культурологи ОГУ, РФ, г. Оренбург
Эрих Фромм (1910—1980) — один из классиков философии XX века. В своих многочисленных работах Э. Фромм анализирует актуальные и по сей день проблемы. Известный философ, психолог и гуманист обращает своё внимание на проблемы свободы, личности и характера человека, на этическую проблематику, уделяет внимание вопросам, касающимся религии, социологии, психологии и психоанализа и многим другим. На становление Фромма как философа повлияли три мощных течения — психоанализ, марксизм и экзистенциализм. Но при этом Э. Фромма по праву можно назвать самобытным мыслителем, работы которого достойны исследования в различных областях гуманитарного знания.
Одной из главных заслуг Эриха Фромма является переосмысление человеческой природы, которая в истории философии описывалась, по большей части, путём перечисления признаков, отличающих человека от животного. Фромм же совершил попытку определения человека экзистенциально, т. е. через способ существования. Человек в некоторой ситуации — вот фундамент любой проблемы, выдвигаемой Фроммом. Бесспорно, такая постановка проблемы в истории философии не является новой. Однако у Фромма, как пишет в вступительной статье к работе Э. Фромма «Революция надежды. Избавление от иллюзий» доктор философских наук и профессор П.С. Гуревич, интерес к человеку выявляется более последовательно и своеобразно.
В своих философских рассуждениях Эрих Фромм делает основой прежде всего проблему человека и человеческого существования и, исходя из этого ядра своей философии, излагает свои воззрения, в том числе и интересующие нас — этические.
В книге «Человек для самого себя» (1947 г.) Э. Фромм исследует принципиальные различия авторитарной и гуманистической этики, непродуктивные и продуктивные ориентации человеческого характера, глубинные моральные проблемы.
Философ анализирует глубинные проблемы кризиса человечности, отказа от идей Просвещения и, как следствие, упадка этических ценностей в самом человеке и в обществе. Э. Фромм ставит ряд важных вопросов: «Должны ли мы согласиться на то, что альтернатива религии — релятивизм? Должны ли мы допустить отказ от разума в вопросах этики? Должны ли мы счесть, что выбор между истиной и ложью, между честностью и оппортунизмом, между жизнью и смертью — это лишь результат простого субъективного предпочтения?» [3, c. 8]. И сам же отвечает: «Нет, есть другая альтернатива» [3, c. 8]. Эта альтернатива заключается прежде всего в том, что только разум человека способен на формирование правильных этических норм, только человек способен отличить добро от зла и только он способен дать правильную этическую оценку. Эрих Фромм подчёркивает, что именно гуманистическая традиция заложила основу систем ценностей, основанных на человеческой автономии и разуме.
Гуманистическая этика утверждает, что знание природы человека ведёт не к этическому релятивизму, а напротив, — к убеждению, что истоки норм человеческого поведение следует искать в самой человеческой природе.
Э. Фромм исследует принципиальные отличия авторитарной и гуманистической этики. «В авторитарной этике авторитет определяет, в чём благо человека, и он же устанавливает законы и нормы поведения; в гуманистической этике человек сам и творец норм, и их исполнитель, он их создаёт, он их регулирует и соблюдает» [3, c. 11].
Авторитарную от гуманистической этики Фромм отличает по двум критериям — формальному и материальному. Формальный критерий отличия подразумевает под собой отрицание у человека способности знать, что хорошо, а что плохо; здесь норма устанавливается авторитетом, стоящим над индивидом. Материальный критерий авторитарной этики отвечает на вопрос, что хорошо, а что плохо, исходя из интересов авторитета, а не личности. Формальный и материальный аспекты авторитарной этики нераздельны.
Также, как и авторитарную этику, Э. Фромм характеризует гуманистическую этику по двум критериям: формальному и материальному. Формально гуманистическая этика базируется на принципе, что только сам человек способен определить критерий добродетели и греха. Материально она подразумевает принцип: «благо» то, что хорошо для человека, «зло» то, что вредит ему.
Для гуманистической этики нет ничего выше и достойнее самого человека, человеческого существования. Человек в гуманистической этике есть мера всех вещей.
Э. Фромм обосновывает объективные принципы гуманистической этики, ведь без объективности и устойчивости этических оснований невозможно обладание объективной достоверностью этих принципов и, как следствие, суждения человека будут являться суждениями вкуса, а не универсальными ценностными суждениями. Такими объективными принципами гуманистической этики являются положения о том, что благо — это утверждение жизни, развертывание человеком своих сил; добродетель — это ответственность за собственное существование; порок — это безответственность по отношению к самому себе.
Фромм связывает развитие гуманистической объективной этики с развитием психологии. Как утверждает философ, прогресс аристотелевской этики к этике Спинозы связан с превосходством динамической психологии Спинозы над статической психологией Аристотеля. «Спиноза открыл бессознательную мотивацию, законы ассоциации, стойкое воздействие детских переживаний на всю жизнь человека. Его концепция желания динамична и превосходит аристотелевскую концепцию “склонности”» [3, c. 26]. Таким образом, Фромм объясняет, что психология, психоанализ связаны с этикой, и наоборот, что даёт ещё более обширные и глубинные возможности для построения гуманистической этики, которая будет опираться не только на философские основания, но и на установки психологической науки.
В другой, важной для понимания идеи «гуманности», работе «Революция надежды. Избавление от иллюзий» (1968 г.) Фромм даёт ответ на вопрос: что значит быть гуманным? Без ответа на этот вопрос невозможно прийти к всеобщей и объективной гуманистической этике, ведь без гуманного человека невозможна и такая этика. Фромм даёт недвусмысленный ответ: «Быть гуманным означает уверенность в том, что, как Теренций сказал, “Homo sum, not humani a me alienum puto” («Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»); что каждый человек несёт в себе всю человечность — как святой, так и преступник» [2, c. 64].
Для обоснования гуманности, присущей человеку, прежде всего необходимо понять истоки человечного отношения, то есть является ли он добрым или злым по своей природе. Противники гуманистической этики утверждают, что человек по природе зол, склонен к враждебности, завистливости, ревности и лени, сдерживаемым только страхом. Представители же гуманистической этики в корне не согласны с данной интерпретацией проблемы.
На пути становления человека, как целостной личности, не склонной к совершению злодеяний стоит феномен десктруктивности. Деструктивность является порождением самого человека, экзистенциальным человеческим выбором. Деструктивность, или тяга к разрушению собственного Я, порождает агрессивное поведение. Одной из главных заслуг Фромма является разделение агрессии на «доброкачественную» (филогенетически заложенный импульс к атаке в ситуации, когда возникает угроза жизни) и «злокачественную» (деструктивности и жестокости). Деструктивность направлена не только на других людей, но и на свою собственную жизнь. Деструктивное поведение влияет привносит зло не только в жизнь окружающих людей, но и в жизнь человека, склонного к проявлению разрушения естественных процессов, не предполагающих такого поведения. Главной задачей человека в жизни является реализация своих возможностей, становления себя как личности. Деструктивность в поведении является огромной преградой на пути этой задачи и, как следствие, преградой на пути к здоровому обществу. Здоровое общество, в свою очередь, является основой для создания гуманного общества.
Итак, Эрих Фромм делает попытку обосновать этические проблемы не абстрактно, а конкретно — делая основой своих рассуждений природу человека, особенности человеческого существования и поведения. Связывая психологические основания с этическими, Фромм привносит новые возможности в обоснование гуманного поведения человека. Его обоснование гуманизма вскрывает корни бед, присущих современному обществу. Этот глубокий мыслитель пытается освободить человека от мира иллюзий, показать ему истинные стремления — к человечности, уважению и любви. Фромм заявляет о необходимости радикальных перемен — и не только в экономических и политических структурах, но и в личностных и поведенческих структурах, то есть во всей системе ценностных ориентаций человека. На данном этапе человеческого развития обществу необходимо осознание важности и нужности гуманистической этики, что в своих работах и обосновывает Эрих Фромм.
Список литературы:
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2006. — 604 с.
- Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.: Айрис-Пресс, 2005. — 352 с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. М.: АСТ, 2010. — 350 с.
дипломов
Оставить комментарий