Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБРАЗ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ НИЦШЕ
Майоров Михаил Андреевич
студент 2 курса, кафедра промышленная теплоэнергетика и теплотехника ЮУрГУ, РФ, г. Челябинск
E-mail: michaelmaiorov@gmail.com
Шубарина Любовь Васильевна
научный руководитель, д-р ист. наук, доцент, кафедра философии, Южно-Уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск
Введение
Морально-этические принципы есть неотъемлемая часть человеческого общества и каждого индивида. Эти принципы позволяют человечеству вести продуктивную совместную деятельность, служат регуляторами социальных отношений.
В наши дни наблюдается заметная тенденция к деморализации общества, поскольку с каждым годом традиционные моральные нормы вытесняются, давая место новым морально этическим воззрениям, заменяющим фундаментальные ценности инструментальными. Истоки этого процесса можно увидеть в философии Ф. Ницше, который в качестве субъекта ценностного выбора видит не бога, а человека, посягающего на основополагающие принципы системы европейской нравственности, базирующейся на фундаменте христианства. В своей философии Ницше отрицает любой вид сострадания. Основным объектом творчества философа является идея о сверхчеловеке, движимого волей к власти, путь к которой лежит через переоценку всех ценностей.
Если имморализм Ф. Ницше, существуя в виде теоретического конструкта, шокировал современников, то в современном обществе нравственный нигилизм стал обыденной практикой и воспринимается как данность. В связи с этим изучение концепции имморализма Ф. Ницше весьма актуально.
В современном мире, сначала в западных странах, а теперь и во многих другихя, активно культивируется принцип “self-made man” — «человек который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей этого принципа, является эгоизм и воля к власти. В данной статье, мы постараемся установить, что концепция «сверхчеловека» Ницше, является прообразом принципа “self-made man”.
Образ Сверхчеловека
В своих работах Ницше опирается на теорию Чарльза Дарвина, согласно которой, в процессе развития вида, выжить способен лишь сильнейший. У Ницше теория Дарвина проявляет себя в принципе «Воля к власти». Согласно которому, жизнь есть самое ценное и все что повышает волю к жизни есть истинно верная позиция. Все ныне живущие люди — это не высшая ступень эволюции, а только промежуточная ее часть. Истинным венцом эволюции человека должен стать сверхчеловек, особый вид людей, который качественно отличается от человека современного, как мы отличаемся от обезьяны.
То как стать этим сверхчеловеком, Ницше учит нас в книге «Так говорил Заратустра»
Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором... [2].
В философии Ницше, особое место занимает нигилизм. Он проявляется в отрицании и дальнейшей переоценке всех ценностей, присущих тому времени. Нигилизм необходим для человека, так как он станет первым шагом, катализатором на пути к сверхчеловеку. Для того что бы люди осознали необходимость своего развития, требуется взглянуть на настоящее положение дел, осмыслить моральные принципы общества и его устройства. И только после этого человек может осознать всю необходимость своего движения к сверхчеловеку.
Ницше упорно критикует мораль, как главную химеру общества, в котором он живет. Мораль — есть угнетающая, авторитарная сущность, которая устанавливается определенным классом (по классификации Ницше — низшим классом). Поэтому иметь лишь один вид морали, есть губительный путь «Моральное суждение и осуждение — это излюбленная месть умственно ограниченных людей людям менее ограниченным, это в некотором роде возмещение того, что природа плохо позаботилась о них» [3].
В связи с этим он делит людей на два типа, первый — это высшие люди, второй — люди низшие. Для низших людей, т. е. рабов, характерны типичные моральные нормы: сострадание, добро, красота, истина. Для высших такая мораль губительна. Согласно его философии, она заставляет идти человека против своей биологической сущности.
«Добродетельный вид человека, уже есть человек низший, так как он не представляет собой личности» [4].
Для Ницше естественно, что высшие люди, «сверхлюди», должны отбросить существующую мораль. Поэтому Ницше выдвигает концепцию имморализма, но имморализм не в его прямом значении, как отрицание любой морали, а как новая мораль, другими словами мораль имморализма, согласно которой человек сам себе хозяин и не может опираться на традиционные моральные рамки. Он полагает, что сверхчеловек, должен действовать исходя из своих инстинктов, что в конечном итоге должно повысить волю к власти, главное благо Ницше.
В связи с этим Ницше декларирует идею переоценки ценностей. Где на главенствующие позиции придет мораль господ, где высшей ценностью будет ценность жизни, где человек свободен от всех моральных обязательств. Ницше поощряет неравенство, так как считает, что люди не равны по своей сути. И всякая попытка уравнять права — есть путь декаданса.
Главным препятствием развития Ницше выделяет церковь. Для него христианство является главным виновником упадка воли к власти. По его мнению, провозглашая добродетель, мораль, сострадание, христианство превозносит рабов, заставляя господ подчиняться этой морали. Он делает такие выводы, потому что считает, что во времена когда на земле еще не было монотеистических религий, образ высших людей, был главной движущей силой, главной ценностью, провозглашался идеалом, на которого равнялись массы, с появлением же христианства, культивируется принцип добродетели, превозносящий слабых и немощных.
«О мои братья, разве я жесток? Но я говорю вам: что падает, то нужно еще и толкать! [5].
Религия, уповая на загробную жизнь, разрушает инстинкт жизни реальной. Христианство есть источник рабства — оно культивирует в сознании человека чувство покорности, страха, смирения, наказания за грехи. Христианство отрицает самостоятельности индивида, свободу мысли, подчиняя его своей воле, делая его не свободным — рабом.
Сверхчеловек — это в первую очередь творец, создающий свою мораль, противопоставленный серой массе. свободный от обязательств и не скованный никакими общественными рамками. Противопоставление сверхчеловека и людской массы, было рассмотрено в статье Исаченко Н.Н. «Идея сверхчеловека — путь от рессентимента к возвышению индивида», в которой подробно описывается отличие мировоззрения высших (господ) и низших (рабов) людей.
Что толку в «сером стаде», если все, что есть в нем — это удовлетворения своих низменных желаний о покое и уюте. Они славят равенство, но не видят, что это равенство убивает в них человека: « ...они не должны быть равны!» [1].
Единственный верный путь Ницше видит в пути к Сверхчеловеку. Человеку, который добр к «своим», но беспощаден к «чужим». Человеку благородному, аристократичному, эгоисту, опирающемуся лишь на свои инстинкты, живущему лишь для себя. Ницше считал, что люди будут подчиняться такому человеку, ведь это заложено в природе — подчиняться сильному. Такого человека не существует, но к такому идеалу нужно стремиться.
Выводы
Мы рассмотрели основные положения философии Ницше. И не трудно сделать вывод, о том что идеи сверхчеловека сформулированные философом, все чаще проявляются в современном мире. Эпоха постиндустриального общества диктует свои законы, здесь чтобы выжить, человеку снова нужно обратиться к своей природной сущности, ощутить, что рамки, поставленные обществом призрачны, что истина лежит за пределами нашего сознания.
С ХХ столетия в мире, сначала в западных, а затем и во многих других странах, стал развиваться принцип “self-made man” — «человек который сделал себя сам». Одной из характерных особенностей этого принципа, является эгоизм и воля к власти. “Self-made man” — это человек, поднявший от самых низов, до самого высокого положения в обществе, благодаря упорной работе над собой, активному развитию своих качеств. Определив в статье, образ сверхчеловека Ницше, не трудно выявить объективную взаимосвязь между принципами сверхчеловека и принципами “self-made man”.
Но общество не остановилось в своем развитии, в конце XX века, все чаще стал появляться образ так называемого креативного класса. Это представители творческих профессий: инженеры, дизайнеры, архитекторы, создающие что-то новое, движущих мировой разум вперед. Для них характерен определенный набор ценностей, среди которых главными являются: личная самореализация, индивидуальные свободы, предпочтения нематериальных благ финансовому успеху и открытость, то есть отказ следовать традиционным моделям жизни и карьеры, ассоциировать себя с определенным государством или нацией и стремление вместо этого свободно самоидентифицироваться и искать свое место в глобализированнном мире. За последние годы было написано не мало статей о креативном классе. И мнение многих авторов расходятся, кого можно считать представителем креативного класса, каковы его главные признаки и концепции. Среди многих статей, выделим одну их них - «Креативный класс: еще одна маска неолиберализма». В ней образ креативного класса рассматривается в основном с позитивной точки зрения, и мы можем увидеть подтверждение связи креативного класса и сверхчеловека Ницше.
Стоит отметить, что согласно Ницше, сверхчеловек — «штучный» продукт. Их просто не может быть много. Но в наши дни стремление стать частью креативного класса принимает повальный характер. В первую очередь, это вызвано тем что моральный нормы, которые во времена Ницше были неприемлемы для большинства, стали нормой жизни в наши дни.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сверхчеловек Ницше стал прообразом, возможно даже бессознательно принятым для представителей креативного класса. И живя Ницше в наше время, думается, он был бы немало удивлен, что его идеи, считавшиеся бредовыми среди его современников, так качественно прижились в нашем поколении, став общепринятыми ценностями.
Сделать вывод о том, хорошо это или плохо в настоящий момент очень непросто, поскольку найдутся как противники, так и сторонники этой идеи. Но как показывает история, обыватели очень часто ошибаются, возможно, чтобы понять какой результат принесут нам эти веяния, нужно просто подождать, ну или иметь широту мышления, подобно Ницше.
Список литературы:
- Исаченко Н.Н. Идея сверхчеловека — путь от ресентимента к возвышению индивида [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10005209 (дата обращения: 06.01.2015).
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла»: Азбука-классика; СПб.; 2006 — 347 с.
- Ницше Ф. Н70 Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей/ Пер. с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная Революция, 2005. — 880 с.
- Ницше Ф. сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», М. 1990 — 335 с.
- Цендровский О.Ю. «Идеал величия в философии Ницше» [Электронный ресурус] — Режим доступа — URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxc/etika/zendrovsky/ (дата обращения: 09.01.2015).
дипломов
Оставить комментарий