Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 23 июня 2015 г.)
Наука: Социология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЦВЕТ И ФОРМА В ДЕЛОВОМ КОСТЮМЕ
Великих Павел Константинович
студент 1 курса, кафедра управления персоналом,
Институт управления НИУ "БелГУ",
РФ, г. Белгород
Е-mail:
Антоненко Наталья Владимировна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры управления персоналом, Институт управления НИУ "БелГУ",
РФ, г. Белгород
Имидж, как целенаправленно формируемый образ человека, наделяется с помощью ассоциаций необходимыми ценностями. Появление образных ассоциаций обеспечивается восприятием человека, в котором наиболее важными являются зрительные.
Именно поэтому, внешний вид человека играет важную роль при формировании его образа в глазах окружающих людей. При формальном общении внешность оказывает решающее воздействие на общественное мнение. И именно поэтому, имиджмейкеры уделяют первостепенное значение внешним компонентам образа делового человека — его костюму, жестам и манерам поведения.
Удачно сформированный образ может помочь получить популярность, власть и деньги. В связи с этим он рассматривается как существенное условие личного и профессионального успеха.
Для каждой сферы жизни характерен свой особенный и применимый только в ней стиль. Образы, сформированные в деловом стиле, отличаются консерватизмом, строгостью и сдержанностью. Это касается как выбора ткани — вида, цвета, покроя, так и аксессуаров. Все должно быть четким — формы, линии и силуэты. Одежда не должна отвлекать внимание ни от деловых качеств сотрудника, ни от рабочей ситуации.
Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие — «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния моды, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Понятие «костюм» выходит далеко за рамки комплекта, состоящего из пиджака, брюк и жилета.
Деловой костюм является основной формой одежды занятого человека. Например, официальный прием предполагает ношение одежды, предписанной прилагаемым к приглашению протоколом. Если стиль одежды заранее не оговорен, предпочтителен максимально консервативный образ. Для мужчин это темный строгий костюм, белая сорочка, сдержанный галстук и черные туфли.
Психологи считают, что внешний облик делового человека является многомерной информацией об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т. д. Деловой костюм является своеобразной визитной карточкой. Он оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу.
Деловая обстановка предъявляет ряд требований как к деловому костюму, так и его носителю. Костюм делового мужчины обязательно должен быть строгим, чтобы тем самым демонстрировать серьезное отношение к делу. Стиль требует, чтобы все детали костюма были выдержаны в одной цветовой гамме: пиджак, брюки и жилет должны быть одного цвета и из одинакового материала или материалов одной фактуры. Не рекомендуется надевать одновременно костюм и спортивную обувь, а также носить сумку спортивного типа.
В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах; тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном. Наиболее распространённые цвета мужского делового костюма — синий, тёмно-синий, серый, тёмно-серый.
Полоска в деловом стиле допустима: чем уже рисунок на одежде — тем более официальной считается вещь. Костюмы в очень широкую полоску в официальном стиле не приветствуются. Оптимальный вариант — мелкая полоска. В индустрии традиционного бизнеса, с жестким дресс-кодом, клетка также не приветствуется. Она для неофициальной одежды или для стиля Business Casual.
Важным элементом делового костюма является рубашка. Считается верным, если цвет рубашки светлей самой темной нити костюма. Соответственно, в случае, когда деловой костюм темно-синего цвета, рубашка может быть выполнена во всех оттенках этого цвета, а также розовом или бардовом. Для серого костюма подбирают цвета синей и голубой гаммы [4].
Кроме того, в классическом деловом костюме рекомендуется использовать однотонные рубашки. Уместны сорочки в мелкую полоску и чуть заметную мелкую клетку. Белая однотонная рубашка — это классический вариант, который подходит к костюму любого цвета. Сочетание белой сорочки с черным костюмом подходит для любого торжественного случая.
Следующим компонентом делового костюма является классический галстук. Он может быть однотонным, в полоску или с мелким набивным рисунком. Галстук подбирается в тон к костюму и должен гармонично сочетаться по цвету как с пиджаком, так и с рубашкой.
Основной цвет галстука должен быть на несколько тонов темнее рубашки, но светлее костюма. Для рубашек в полоску следует использовать только одноцветные галстуки. Для костюма черного цвета в сочетании с белой рубашкой лучше подобрать галстук с мелким рисунком.
Один из самых элегантных рисунков галстука — мелкий горох. Так, изысканный вид придает мужчине темно-синий галстук в мелкий белый горошек, идеально сочетающийся с темно-синим костюмом и белой рубашкой.
Такая деталь как носки может испортить впечатление о мужчине даже в самом дорогом костюме. Классический деловой костюм предполагает только два варианта выбора цвета носков: они должны соответствовать цвету брюк или цвету обуви. Требования также предъявляются и к длине носков: они должны быть достаточно длинными, чтобы не открывать ноги сидящего.
Важной составляющей костюма является обувь. Некоторые модельеры отмечают, что именно обувь, а не одежда является самой важной частью гардероба современного человека. Обувь отражает его истинный образ жизни и уровень дохода. Она способна изменить рост человека, преобразить его походку и даже характер. Обувь должна соответствовать не только цветовой гамме, но и стилю одежды в целом. Выбирать туфли необходимо те, которые подходят по тону брюкам, или немного темнее их. Ремень нужно подбирать под цвет обуви.
Черные туфли дополняют строгие деловые костюмы или одежду для торжественных случаев и прекрасно сочетаются с брюками серого, темно-синего и черного цветов.
Темно-коричневый цвет можно комбинировать с костюмами темно-серого и синего цветов, а также с брюками бежевого и светло-коричневого цвета, которые уместны в деловом костюме в летнее время. Чем светлее оттенок коричневогого цвета, тем более неформальный стиль туфлей.
Неотъемлемой составляющей процесса конструирования образа делового человека является использование цветовой символики. Каждый цвет имеет множество значений и характеристик. Цвет всегда символичен. Семантика цвета определяется следующими обстоятельствами: воздействие цвета на человека имеет выраженную физиологическую подоплеку, действие цвета материально — им в организме человека вызываются реальные изменения, значения одного и того же цвета часто имеют сходство в различных культурах.
Для создания гармоничного образа, способствующего достижению поставленных целей, необходимо следовать его особенностям, понимать возможности и ограничения применения каждого из цветов. Так, например, белый цвет вызывает доверие к человеку и ассоциируется с высоким положением в обществе. Соблюдение основных пропорций в цветовой гамме может позволить белому цвету в одежде вызывать положительную оценку. Однако при построении имиджа конкретного человека необходимо учитывать особенности его фигуры, так как белый цвет полнит и делает образ менее подвижным.
Противоположным белому является черный. Черный цвет — цвет власти, стабильности и консерватизма, строгости и элегантности. Именно поэтому использование черного цвета в образе публичного человека допускается для придания имиджу делового характера.
При смешении черного и белого появляется серый цвет. Серый цвет нейтрален. Он выражает уравновешенность, профессионализм, информированность и здравомыслие.
Синий цвет — это цвет контроля, управления, организованности, серьезности, упорства, благородства и сдержанности. Одежда темных оттенков синего повышает профессиональный и социальный статус человека, создает ощущение рассудительности, взвешенности и баланса.
Коричневый цвет — цвет постоянства и стабильности. Он помогает поддерживать равные отношения, располагает к общению и создает ощущение надежности. Коричневый цвет отражает внутреннюю гармонию между человеком и окружающими его людьми. Этот цвет хорошо подходит для собеседования или деловой встречи.
Несмотря на простоту рекомендаций, использование цвета при построении имиджа является особым искусством, требующим учета множества обстоятельств, к которым, несомненно, относится и геометрия рисунка, и силуэт одежды, и фигура самого носителя имиджа.
Квеско Р.Б. пишет, что выбор линий одежды и силуэта оказывает большое влияние на степень деловитости внешнего облика [3]. Сочетание прямых, жестких линий, силуэтов и форм ассоциируется с равновесием, четкостью, стабильностью, устойчивостью. Прямой пиджак с лацканами, брюки с зауженной стрелкой и манжетами внушают представление о человеке как о рациональном, организованном, серьезном, собранном и надежном. Линии волнистые, спиралеобразные символизируют изменчивость, непостоянство, суетливость, непредсказуемость. Диагональные линии выражают динамику, напряжение, неустойчивость, неожиданность. Диагональные линии в одежде (диагональные орнаменты и надписи, асимметричная прическа) способствуют созданию образа резкого, непредсказуемого, темпераментного, энергичного человека. Овальные линии ассоциируются с уютом, покоем, защищенностью, безмятежностью, добротой, теплом и мягкостью. Одежда из мягкого трикотажа придает облику образ спокойной, покладистой, немногословной, миролюбивой, немного замкнутой и пассивной особы. Отметим, что именно прямые линии в костюме, а также диагональные линии, используемые в аксессуарной группе (например, рисунок галстука), способствуют созданию классического образа делового человека.
Важную роль в восприятии внешности играет внешнее впечатление о соразмерности и пропорциональности фигуры, гармоничности роста и полноты, отсутствии дефектов фигуры. Выбор силуэта одежды позволяет приблизиться в производимом впечатлении к эталону.
Деловой костюм необходимо выбирать по тому фасону, который будет хорошо сидеть, подходить к типу телосложения, подчеркивать достоинства и скрывать недостатки. Существуют три главных параметра мужского костюма — это ширина плеч, уровень талии и длина полы. Наиболее простая классификация выделяет остроугольный, прямой, округлый и овальный силуэты.
Остроугольный силуэт фигуры ассоциируется с треугольником, два верхних угла которого представляют плечи, а нижний — ноги. «Треугольник» характеризуется относительно широкими плечами и узким тазом. Прямой силуэт фигуры характеризуется отсутствием ярко выраженных контрастов в ширине бедер и плечевого пояса, а также невыраженной талией. Округлый силуэт фигуры характеризуется относительно узкой талией, широким тазом. Овальный силуэт фигуры предполагает отсутствие талии при необъемных плечах и бедрах.
Мужчинам с треугольным типом фигуры подходит костюм с приталенным пиджаком и жесткой линией плеч. Для данного типа фигуры рекомендуется, чтобы пиджак был на двух пуговицах, с двумя шлицами сзади. Двубортные пиджаки не рекомендуются мужчинам с лишним весом, они подходят только тем, у кого атлетическое телосложение. Чтобы зрительно уменьшить переход от широкого верха к узкому низу, необходимо выбирать брюки с двумя защипами на поясе. Ткань костюма должна быть плотной, чтобы она хорошо держала форму.
Мужчинам с прямоугольным типом телосложения следует выбирать пиджаки прямого кроя, не приталенные, имеющие полуприлегающий силуэт, неглубокие лацканы, застегивающиеся на три пуговицы. Однако, если мужчина полного телосложения — пиджак лучше выбирать на двух пуговицах. Шлица должна быть одна и пиджак однобортный. Именно это позволит визуально расширить линию плеч и сделать фигуру более пропорциональной. Главная цель — визуально расширить плечи и сузить низ, чтобы фигура обрела более треугольную форму. Необходимо подобрать одежду с горизонтальными линиями на уровне плеч, которая немного сужается к бёдрам. Нижнюю часть тела, напротив, лучше облачить в вертикальные линии — они помогут визуально вытянуть ноги. Такой линией может стать даже отутюженная стрелка на классических брюках. Брюки следует выбирать без защипа или с одним защипом на поясе. Ткань по фактуре должна быть мягкой, но все равно держать форму.
Мужчинам с округлым типом фигуры подходят пиджаки из мягких тканей, с мягкими подплечниками, с глубокими лацканами. Мужчинам с лишним весом лучше носить однобортные пиджаки с маленькими подплечниками. Нижняя пуговица в таких пиджаках всегда должна быть расстегнутой. Воротник, лацканы, карманы должны быть закругленные и глубокие. Брюки же при такой фигуре следует подбирать без защипов и обязательно со стрелкой. Материалы для пошива костюмов мужчинам с такой фигурой должны быть только мягкими и пластичными.
Во всем внешнем облике делового мужчины должны гармонично сочетаться все элементы одежды и по стилистике и по цветовой гамме, и по силуэту кроя, подчеркивать достоинства и скрывать недостатки носителя имиджа. Необходимо помнить, что удачно подобранный деловой костюм создаст благоприятное впечатление, подчеркнет профессионализм и положительные личные качества, что будет способствовать продвижению карьерной лестнице, эффективному достижению целей, росту благосостояния.
Список литературы:
- Горбатов А.В. Деловая этика: учебное пособие / Горбатов А.В., Елескина О.В.. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 142 с.
- Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Речь, 2005.
- Квеско Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия: учебное пособие / Квеско Р.Б., Квеско С.Б.. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. — 116 с.
- Основные правила сочетания цветов в мужской классической одежде — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.noniron.ru/osnovnie-pravila-sochetanija.html(дата обращения 21.05.2015).
дипломов
Оставить комментарий