Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 сентября 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОКИ. КРЫМ — МОРСКАЯ АРМЕНИЯ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРМЯН ИЗ КРЫМА НА ДОН
Чувараян Людмила Торосовна
студент 2 курса, кафедра Дизайн архитектурной среды,
ЮФУ,
РФ, г. Ростов-на-Дону
Е-mail:
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений ЮФУ,
РФ, г. Ростов-на-Дону
Мы стали свидетелями такого великого исторического события в жизни каждого россиянина-присоединения Крыма к России.
Это действительно исторический момент, поскольку Крым был и будет всегда частичкой России, и немало отдано сердец, чтобы Крым существовал, поражая своей самобытной красотой.
Рассмотрим историю переселения армян с Крыма на донскую землю.
В устном народном творчестве донских армян и поныне встречаются упоминания о Крыме. В этом отношении характерны песни о городе Каффе, Карасу-Базаре и другие.
Привязанность к Таврическому полуострову не случайна. Ведь он когда-то был второй родиной для такой большой массы армян, что даже в официальных источниках назывался Морской Арменией.
Наши предки начали обосновываться в Крыму еще в XI—XII веках. Догенуэзское и дотатарское население полуострова большей частью составляли русские, армяне, греки, аланы. Самая крупная группа армян появилась в Крыму в 30-х годах XIV века, после падения в Армении национальной государственности.
Спасаясь от татаро-монгольского ига, они покинули родину и после долгих скитаний выбрали пристанищем Прикаспийские степи, в пределах Золото-ордынского ханства. Но вскоре и отсюда ушли, применяя оружие против хана, препятствовавшего переезду, и переселились в Крыму. Позже, до начала XVII века, число армян на полуострове увеличилось за счет переселившихся из Армении в различное время больших и малых групп.
Семь веков Крым служил приютом армянам. Будучи искусными мастеровыми, землепашцами, торговцами они в немалой степени способствовали укреплению экономики полуострова, развили ремесла, создавали памятники культуры. Крымская армянская колония создала богатый фольклор. Здесь жили и творили многочисленные поэты-тахасацы (певцы). Именно в Крыму в начале XVII века впервые были записаны армянские народные песни. Первый рукописный сборник их составил Хачгруз в 1608 году, когда ему было всего 16 лет. В сборник вошли 20 народных песен. Однако Таврическому полуострову также не суждено было стать родиной для армян. В 70-х годах XVIII столетия им предстояло новое переселение [2, с. 200].
Отметим, что в целом, Крымское ханство находилось в то время в очень жалком состоянии: торговля прекратилась, ремесла упали, земледелие и сельское хозяйство были заброшены, в народе, разделенном на партии, были раздоры, и вся страна из края в край были объята волнениями и смутами. Не было больше знаменитых преемников Орен Тимура, которые так подняли значение Крыма в глазах современного им политического мира, не было больше Тохтамышей и других знаменитых Гиреев, которые своими ужасными набегами долгое время наводили страх на Россию и Польшу. В последнее время управляли Крымом слабые, распутные и неспособные преемники Гиреев, которые сделались игрушкой в руках турецких султанов, а последний хан того времени Шагин — Гирей обратился за помощью к России и охранялся ее вооруженной силой. Такое положение в стране было следствием того соперничества, в которое несколько времени тому назад вступили из-за Крыма Россия и Турция, причем каждое из этих государств старалось завладеть этим красивым полуостровом.
В 1475 году турки, как союзники, своими боевыми кораблями достигнув южного берега Крыма, высадив войска в знаменитом Каффийском порту и преодолевая и разрушая мощь генуэзцев и их союзников — армян, прочно обосновались в Крыму. Заняв своими войсками портовые города Крыма, они назначили полководца — пашу для контроля над деятельностью хана и присвоили султану право утверждения хана. Впредь все меняется в Крыму — организация войска, формы и средства управления страной, интеллектуальное и нравственное воспитание татар, даже их язык подвергается турецкому влиянию. И если бы дело продолжалось так долго, Крым полностью потерял бы самобытность, народ могу отуречиться, а страна — получить свойственные странам Турецкой империи организацию и склад и политически стать одной из ее губерний и виалетов.
Однако, Россия, которая со времени Петра Великого, укреплялась и утверждалась в своих естественных границах, предпринимала свои восточные подходы, силу и мощь которых с первого же раза вынуждены были испытать на себе и уступить им два великих восточных магометанских государства — Турция и Персия [1, с. 14].
После победоносного завершения русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджинскому мирному договору 1774 года правительству Екатерины II удалось отторгнуть от Турции и объявить независимым Крымское ханство. Это было первым шагов в осуществлении давно задуманной русским двором программы расширения южных границ империи и выхода к Черному морю. Вторым мероприятием должно было стать переселение христианского населения полуострова — греков и армян. Тем самым преследовались две первостепенные задачи- лишить хана основных налогоплательщиков, поставив его в экономическую зависимость от империи, и одновременно продолжить заселение и хозяйственное освоение пустующих приморских степей юга России [2, с. 200].
России оставалось постараться объединить дворянский класс и самого хана, чтобы те, побужденные материальной бедностью, вынуждены были получить у России материальное пособие и передать страну ей. Это явилось весьма удачной политикой, которая очень скоро увенчалась абсолютным успехом, безошибочно приводя русских к поставленной ими перед собой конечной цели. России было хорошо известно, что основное сословие Крымского ханства на полуострове составляли христиане, что именно христиане являются умелыми ремесленниками, земледельцами, садоводами, виноградарями, рыбаками и купцами, которые своим трудом развивают страну, кормят мирзу и приносят доходы в ханскую казну, а местные татары- простое сословие занимается лишь животноводством и пастушеством, дворяне- военными делами и управлением страной. Только по этой причине знатные адъютанты императрицы Екатерины задумали истощить именно этот большой и важный источник Крымского ханства, лишить хана и мирзу именно этого поступления обильного дохода. Принимается решение всеми доступными средствами убедить христиан, чтобы они оставили места своего жительства и перебирались в Россию [1, с. 14].
Так, в 1777 году, 9 марта, один за другим были изданы императрицей Екатериной II рескрипт и указ. Первый, который был дан на имя тогдашнего главнокомандующего русским войском графа Петра Александровича Румянцева, гласит: «Из последнего вашего доклада относительно Крыма мы удостоверились, что вы предписали генерал-поручику графу Прозоровскому живущих там греков и других христиан переселить в Россию. Относительно размещения их в наших пределах и для доставления им потребных на первое обзаведение предметов мы послали генералу-губернатору этих губерний Потемкину особый приказ».
Указ же, который был дан на имя Потемкина заключает в себе следующее: «..Мы приказали нашим военачальникам тех живущих в Крыму греков, грузин и армян, которые по доброй воле согласятся отдаться под наше покровительство и пожелают переселиться на жительство в Новороссийскую и Азовскую губернии, не только принять с любовью и отправить в путь к губернаторам,..но и стараться всеми имеющими у них средствами склонить их к тому, чтоб они добровольно согласились переселиться и особенно уговорить греческого метрополита.. Мы, конечно, не замедлим пожаловать им разные привилегии, смотря по их численности и положению, а до этого времени поручите их попечению тамошних губернаторов, чтобы они охраняли их».
На основании этих двух высочайших указов Румянцев, издав приказы, предписал бывшему в то время главнокомандующим русской армии и полномочным генералом Прозоровскому, и занимавшему после него эту должность Суворову, а также русскому резиденту Константинову, исполнить приказание императрицы [1, с. 11].
Быстрейшее решение этих вопросов ускорило бы осуществление конечной цели русского двора- присоединение Крымского полуострова к империи, что открыло бы России выход в море.
Отметим, что в Крыму косвенные притеснения имели место преимущественно в первое время. Впоследствии татары полностью привыкают к христианам, отказываются от религиозны преследований и притеснений и даже начинают защищать и, давать религиозные привилегии. Христиане постепенно привыкают к татарам, знакомятся с их государством, укладом жизни, порядками и, в конце концов, вырабатывают какой-то Modys Vivendi, который удовлетворяет и самих, и хозяев, что возникло естественным путем.
Так что, когда в 1778 году русские занимают Крым и представляется повод переселиться в Россию и улучшить свое положение, они затрудняются, не хотят покинуть ставшую уже для них второй родиной страну [1, с. 35].
Тем не менее, в августе 1778 года начинается переселение крымских армян в Россию. Оно длилось полтора года и было сопряжено для них с большими трудностями и лишениями. В январе 1780 года переселенцы достигли, наконец, места, выделенного им для постоянного жительства, и на правом берегу Дона, недалеко от крепости Св.Дмитрия Ростовского, основали город Новый Нахичеван и пять армянских селений: Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала, Султан Сала и Нисвита. Под непосредственным руководством А.В.Суворова из населенных армянами областей было переселено 12600 человек, из которых 1180 — селяне [2, с. 201].
Таким образом, история переселения армян с Крыма противоречива.
Список литературы:
- Новый Начихеван и новонахичеванцы. Монастырь Сурб Хач Нового Нахичевана. Ростов-н/Д.: ЗАО «Книга», 2005. — 240 с.
- Шагинян Ш.М. По велению сердца. Ростов-н/Д.: ЗАО «Книга», 2004. — 336с.
дипломов
Оставить комментарий