Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ершова Ж.Г. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(38). URL: https://sibac.info/sites/default/files/archive/social/2(38).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Ершова Жанна Геннадьевна

магистрант 2 курса, кафедры гражданского и международного частного права, Института магистратуры ФГБОУ ВО «СГЮА», г. Саратов

Шугурова Ирина Викторовна

научный руководитель,

к.ю.н., доцент ФГБОУ ВО «СГЮА», г. Саратов

Помимо проблем, связанных с понятием брака, а также правовых нюансов его заключения, в международном частном праве довольно непросто складывается ситуация и с вопросом расторжения брака. Порой проблемы возникают не сопутствующими расторжению брака вопросами, такими как раздел имущества, алиментные обязательства, компенсации за развод, а с возможностью расторжения брака вообще. Возможно, довольно трудно представить, что в 21 веке далеко не всегда можно расторгнуть брак исходя из желания сторон или определенных причин, но тем не менее, это бывает так.

Большое влияние на понимание и ценность брака оказывала и оказывает во все времена религия. И именно посредством впитывания религиозных традиций семьи в правовую систему государства формируются законы, регулирующие вопросы заключения, расторжения брака. В христианской религии брак считается священным союзом, и, по идее, заключается на всю жизнь. Отсюда следовало запрещение разводов в Италии, Испании и ряде стран Латинской Америки. Однако, нельзя не упомянуть возможность развенчания супругов в христианской церкви. На развенчание существовало строгое ограничение и применялось оно в крайних случаях, отсюда последовало законодательное закрепление вопросов расторжения брака, в котором развод рассматривался как некая санкция за не добросовестное поведение в браке одного из супругов. Вплоть до середины 20 века концепция развода как санкции существовала в большинстве стран мира, и в последствие при плавном переходе от нее к пониманию развода, как банальной невозможности двух лиц составлять полноценную семью, порождало множество казусов[1]. Повсеместно возникали ситуации, при которых брак, заключенный в церкви по определенным обрядам, признаваемый в одной стране (например, Греции), не считался действительным в ряде государств (например, США), и соответственно лица, не желающие сохранять прежний брак, просто вступали в новый брак по законам государства, где их прежний брак не считался действительным. По сравнению с РФ, в странах Европы довольно трудно развестись, а порой практически невозможно. В большинстве европейских стран предусмотрен довольно длительный срок, который супруги, желающие развестись, проживают отдельно друг от друга, и что называется, осознают, «как живется без супруга». В Италии на это отводится целых 3 года, в Германии – 1 год, в Испании – 1 год. Причем, в Испании нельзя даже подать документы на развод, пока с момента заключения брака не пройдет 1 год.

Стоит также отметить, что помимо временных ограничений на расторжение брака, последствия расторжения брака могут быть еще более серьезными. По российскому праву супруги не несут какой-либо специальной ответственности за инициативу к разводу или причину развода, в то время как в большинстве европейских стран, а также странах Америки причинам развода уделяют огромное внимание, и в зависимости от них, суд принимает решение о наложении ответственности на какую-либо из сторон. Ранее говорилось, что концепция ответственности за виновное поведение супругов в браке была вытеснена неудачей брака в принципе, и в то же время, в настоящий момент мы имеем дело, по сути, с такой же ответственностью, только помимо развода, который раньше сам по себе был санкцией, на виновных супругов накладывается дополнительная ответственность. Следовательно, нельзя считать, что страны полностью ушли от санкционной концепции развода. В Италии супруга имеет право на пожизненное содержание после развода, если не будет работать и не выйдет замуж вновь. В Голландии содержание бывшего супруга длится на протяжении такого же срока, в течение которого длился брак, или в течение 12 лет. И если говорить о браках между иностранцами, то наиболее тяжелой ситуация представляется именно для Италии, Финляндии, Германии и Франции. Труднее всего приходится гражданам нашей страны, так как в большинстве случаев, они не знакомы с правовыми системами других государств, и не предполагают, что их может ждать в случае развода. Более того, даже к предлагаемым брачным контрактам россияне относятся не достаточно серьезно и осознано, в то время как это могло бы их защитить в последствие. Выходом из трудным ситуаций, касающихся расторжения брака между иностранцами, служат различные международные конвенции, соглашения. На данный момент наиболее распространенное действие за собой имеют различные двусторонние и многосторонние соглашения. В то время как унифицированные международные акты, такие как Гаагская конвенция о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 года, Гаагская Конвенция для разрешения конфликтов между законами и юрисдикциям в области развода и разлучения 1902 года, регламентируют вопросы признания разводов, и не имеет за собой унифицированной основы, касающейся причин расторжения брака, материальной ответственности за расторжение брака и прочих процессуальных моментов самого расторжения. В связи с этим, возникает большой интерес со стороны европейского сообщества к созданию такого акта, так как национально право имеет в ряде случаев слишком много особенностей, и трудностей, а также ставит иностранцев в заведомо проигрышное состояние из-за чрезмерной сложности процесса расторжения брака, с которым, совершенно очевидно, мало кто знакомится в момента заключения брака. Не вовлеченность РФ в процесс унификации вопросов заключения и расторжения брака хотя бы на европейском пространстве с одной стороны, должна быть признана негативным фактом, а с другой стороны, совершенно логичным, в условиях резкой перемены европейского сообщества к семейным ценностям и понятию брака, а также расширению способов образования семьи путем легализации различного рода партнерств. В то же время, стоило бы попытаться заключить хотя бы двусторонние соглашения со странами, где чаще всего россияне обретают семью. Это касается в первую очередь, Германии, Франции, Италии, Испании. Конечно, нельзя отрицать положительной стороны имеющихся договоров со странами СНГ и ряда стран восточной Европы и Ближней Азии (Молдавия, Латвия, Иран, Туркмения), однако, наиболее ожесточенные споры сторон бракоразводного процесса возникают именно с ключевыми странами ЕС. По имеющимся ныне двусторонним договорам РФ можно выделить следующие положительные моменты:

- развод производится органами того государства, гражданами которого являются супруги;

- проживающие в одном государстве граждане другого государства могут возбудить дело о разводе в суде по месту жительства;

- при расторжении брака применяется закон гражданства супругов;

- если супруги не имеют общего гражданства и проживают на территории разных стран, дело о разводе может быть возбуждено в суде любого государства, и каждый суд будет применять свое собственное право[2].

Довольно затруднительным для решения становится вопрос расторжения брака по исламскому праву на территории государства иной правовой системы. Когда браки расторгаются между представителями исламского права на территории исламского государства, вопрос о признании подобных разводов чаще всего не возникает. Однако, в условиях исламизации ЕС имеют место на территории европейского права разводы по исламскому праву, совершаемые чаще всего устно. Такие разводы по праву стран ЕС не признаются действительными. Однако, нельзя забывать о то, что в этом случае необходимо учитывать форму брака. Если брак заключался по закону Франции, а расторгается по исламскому праву, то, очевидно, что такие разводы не должны признаваться. В то же время, нельзя не отметить, что постоянно прибывающие в европейские страны граждане исламских государств, по сути, уже создали в отдельных районах свою собственную систему права, по которой они заключают браки, расторгают браки, решают вопросы о детях. Таким образом, складывается ситуация, при которой власти частично теряют контроль над регулирование семейно-брачных отношений представителей исламской веры на территории своего государства. Они, безусловно, вольны не признавать совершенные таким образом браки, разводы, но в то же время, такие государства не могут изменять свою систему права, регламентируя отдельными нормами вопросы брака для исламских народов, так как они либо уже являются гражданами европейских государств, либо имеют разрешение на проживание в данных государствах, и в таком случае должны заключать брак через консульские учреждения, если преследует целью заключение и расторжение брака по праву страны происхождения или гражданства. Нужно учитывать тот факт, что в случае наличия коллизионных норм, регулирующих права иностранцев на расторжение брака по праву своей страны в суде другого государства, всегда может возникнуть сложность с четким определение содержания иностранного права, что значительно затягивает процесс расторжения брака. Однако, чаще всего применяется закон права суда, закон места жительства, так как суду наиболее удобен именно такой порядок.

Вопросы расторжения брака, урегулированные существующими ныне конвенциями, стоит считать, довольно устаревшими на данный момент времени, и это значит, что требуется детальная проработка новых норм, которые объединят в себе современные тенденции заключения и расторжения брака.

 

Список литературы:

  1. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2005. - 4. - С. 10 - 20.
  2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ)// СПС «Консультант», 2016.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий