Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2015 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДУШЕ
Ефремов Константин Юрьевич
Шоломон Игорь Валерьевич
студенты 2 курса лечебного факультета ОрГМУ, РФ, г. Оренбург
Пономаренко Надежда Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии ОрГМУ, РФ, г. Оренбург
E-mail: verjen@mail.ru
Душа это самый загадочный феномен человечества. В русской традиции, сохранившейся вплоть до окончания крепостного права, и даже позднее – понятие души отождествлялось с самим понятием человека вообще. Анализируя философскую литературу по проблеме души, мы сформулировали задачу – раскрыть разные подходы и аспекты понимания этого понятия в истории философии. Целью нашего исследования является рассмотрение проблемы существования души в бытии, используя метод исторического исследования. В философии древних цивилизаций, в частности в индийской школе локаята, отрицали существование души. Само понимание этого феномена у них синкретично и включает в себя и духовное начало [5]. В более поздней философии индуизма и в большей части его ответвлений существует два понятия души: индивидуальная – Атма, и бессмертная «Сверхдуша» – Параматма.
В раннем буддизме душа сама по себе не бытийствует без сознания, благодаря которому она сливается с разумом. Нахождение человека в состоянии внутреннего покоя освобождает его душу от всех болезненных материальных связей через Нирвану. Такая душа впадает в блаженство, освобождённая от личного бытия [3]. Китайская философия, в частности конфуцианство делит душу каждого человека на два начала: материальное – «По», которая появляется в момент зачатия, и духовное – «Хунь», которое входит в младенца после рождения. Посмертно душа «По» отправляется в преисподнюю, а душа «Хунь» – на небо. Даосы также утверждают, что душа – «Хунь» способна реинкарнировать, а её физиологическая часть на 40 день после смерти – поглощается землей полностью. Ведя неправедную жизнь, человек разрушает свою высшую душу и в итоге остается совсем небольшая ее часть, которая уходит. Такие части формируют новую душу, следовательно, она не индивидуальна. Параллельно с Буддизмом свое учение о данном феномене развивал Иудаизм. Представляя душу божественной производной, независимой от тела, иудейская философская доктрина развивалась в рамках идеи реинкарнационного развития. Помогающая телу человека жить, душа гарантирует ему сохранение индивидуальности, пока не получит необходимого опыта для своего совершенства. Разделяя её на два этически ориентированных начала: положительное (добро) и отрицательное – зло, невидимая субстанция подлежит ведению физических начал. Они разделяют её на животную, растительную и разумную части. Растительная душа – это наше дыхание, питание и все то, без чего человек не может жить (основные жизненные функции организма). Животная душа – это наши подсознательные условные и безусловные рефлексы, а разумная – находится в головном мозге и отвечает за сохранность этих рефлексов (осязание, обоняние, ощущения и память).
Больше всего затрагивала вопросы о существовании и качествах души греческая философия. Одним из наиболее ярких её представителей является Демокрит. У него существует своя позиция относительно существования души: он говорил, что все в этом мире состоит из атомов, все материально, в том числе и душа. Если она - это некое тело, следовательно, всё подчиняется законам материальных тел, и может разрушиться после смерти. Поэтому Демокрит считал, что душа не может противостоять миру, как особая реальность. Философ признавал её родоначальницей движения, выделяя несколько его видов: перемещение, превращение, убывание, возрастание. Также он говорил о трех способностях души: к ощущению, к росту и размышлению [7, с. 223–224]. Милетский философ-гилозоист Фалес применял законы естествознания к изучению феномена души. Предполагая, что она есть особое невидимое водное образование, придающее телу человека двигательные способности каждой отдельной клетке организма, которая на 80–90 % состоит из воды. Сократ, осмысляя эту проблему, мужественно вступал в противоречие с преобладающими в то время представлениями о рассеивании души вместе с разрушением тела. Обучая в духе идей метемпсихоза, что смерть есть отрешение души от тела, он утверждал, что она продолжает свое существование, а ее судьба находится в прямой зависимости от образа жизни человека. Это был важный шаг к возникновению христианства. В книге «О Душе», Аристотель выделил, аналогично иудеям три её качества, наделив характеристиками разумности и телесности. Понимая душу как «первую энтелехию органического тела» (О душе, II, 1, 412 b), как жизненное его начало [1, с. 808–810]. В «Тимее» Платон определял душу, как единая незримая мировая амальгама, как участница мышления и гармонии космического Создателя. Выделяя в качестве главного признака её динамическое гносеологическое свойство, Платон отмечал несовершенство телесной апперцепции человека, которое компенсировалось через процесс объединения души для познания окружающего мира со всеми органами и системами тела в одно целое [8; 34b-36d].
Средневековый философ и медик Древнего Востока Авиценна или Ибн Сина, для рассмотрения души человека применил физические законы. Он так же как многие предшественники, выделял растительную, животную и разумную душу. Впервые опираясь на свой врачебный опыт, он описал связь отдельных участков мозга с особыми частичками человеческой души, утверждая, что такое взаимодействие необходимо для ее существования, что подтверждают современные томографические исследования нейропсихиатра Амена Дэниеля Грегори. По мнению средневекового агностика Августина Блаженного, который отстраняет душу о тела, считает, что она не содержит в себе ничего материального, не имеет ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с химией. Душа отвечает только за разум человека, который содержит мышление, волю и видимо особую память вне тела. Следовательно, по Августину, душа совершенна и бессмертна и постоянно познает мир, а тело только мешает этому познанию, ведь оно, в отличие от своей спутницы «парить» не умеет. Августин Блаженный, указывая на главную цель в спасении от греховности, на сохранение души, представлял её нематериальной субстанцией, отличной от её материального носителя. Познавательную её способность «взор», он связывал с разумностью, с помощью которой человек может приблизиться к познанию истины [2]. Рассуждая о познавательной деятельности ума в работах «Об ученом незнании» (1440), «О предположениях» (1444), «О сокрытом Боге» (1442–1445) Н. Кузанский связывает в одно его способность с аналогичной способностью души. Они одно и то же, как в живом существе возможность к чувственному восприятию и зрительная способность глаза одна и та же. Можно усмотреть также в его рассуждениях мысль о связи самой познавательной функции души с глазами человека. Описывая гносеологические свойства души, он выделяет её индивидуальность, неповторимость, своеобразие [6, с. 389].
Гегель, изучая феномен души пришел к следующим выводам, что у каждого существа на Земле она уникальна и индивидуальна. Душа – это то, что постоянно находится в движении, живет внутри тела человека и связана с ним. Она никак не проявляет себя, однако, дает человеку «силу для жизни» и покидает тело после смерти, становясь «душой неба». Представляя тело человека как предел существования души, Гегель считал, что душа покидает умирающего человека, когда его тело начинает разлагаться, следовательно душа – неотъемлемая организующая тело часть. Гегель полагал, что от души исходит свет (аура), зависящий от сознания (именно на этом строятся современные представления о бессмертии души). Когда человек теряет сознание хотя бы на несколько секунд, падает в обморок, следовательно, он телесное воплощение духа, которое мы видим. Индивидуальность души влияет на темперамент, характер, талант, и многие другие его качества личности. Проявлениями души являются: эмоции, чувства, переживания, милосердие, сострадание, мораль и нравственность [4].
Русская философия уделяла мало внимания изучению феномена души. Врач и философ А.С. Хомяков выдвинул теорию о связи каждого участка мозга человека с определенной частью души. В. Соловьёв учил о мировой душе. Современное христианство учит, что душа человека вечна, самостоятельна и дарована ему Богом. Если тело разрушается, то душа покидает его и будет существовать до всеобщего воскрешения, пока Господь не дарует душе новое тело. Считается, что тело человека состоит из праха земного, а душа – это «дыхание Божественной жизни», следовательно, душа создана отдельно от тела, а тело отдельно от души.
В заключение хочется сказать только то, что душа – это самое важное, что помогает человеку мыслить, познавать мир. Познание – это то, без чего душа не обходится, и у нас с Вами есть для этого все необходимое, ведь как говорил Платон: ощущения позволяют познавать мир вещей, а разум позволяет узреть истину.
Список литературы:
- Античная философия: Энциклопедический словарь. Изд-во "Прогресс-Традиция", М., 2008, – 896 с.
- Блаженный Августин [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://prihod.rugras.net/assets/pdf/Avgustin_Avrelij-Ispoved.pdf (дата обращения 8.11.2015).
- Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии./В.В. Бродов. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990, – 224 с.
- Гегель Г.В.Ф. Феноменология Духа. Философия истории. – М.: Эксмо, 2007. – 880 с.
- Исаева Н.В. Учение локаяты по комментарию Шанкары на «Брахма-сутры» // История и культура Центральной Азии. – М., 1983.
- Кузанский Н. – «Сочинения в 2-х томах», Т. 1., М.: 1979 – 488 с.
- Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1970 – 664 с.
- Платон – «Избранные диалоги» – М.: Эскимо, 2010 – 440 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://psylib.org.ua/books/lose000/txt064.htm (дата обращения 14.11.2015).
дипломов
Оставить комментарий