Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Есютина А.В. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВА ЖИЗНЕННОГО МИРА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(36). URL: https://sibac.info/archive/social/10(36).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО  КАК  ОСНОВА  ЖИЗНЕННОГО  МИРА

Есютина  Алена  Валерьевна

студент  1  курса,  кафедра  уголовного  процесса  и  криминалистики  ОГУ,

РФ,  г.  Оренбург

E-mailEsytina_alena@mail.ru

Завьялова  Галина  Ивановна

научный  руководитель,  канд.  филос.  наук,  доцент  кафедры  философии  и  культурологии  ОГУ, 
РФ,  г.  Оренбург

 

Вопрос  о  том,  что  же  такое  гражданское  общество  интересовал  человечество  с  давних  времен,  конечно,  остается  актуальным  по  сей  день.  Во  многих  странах,  стремление  к  возведению  цивилизованного  правового  государства  подразумевает  наличие  сформированного,  развитого  гражданского  общества,  а  так  же  возможность  его  влияния  на  государство.  Можно  с  точностью  утверждать,  что  чем  более  развито  такое  общество,  тем  демократичнее  государство.

Невзирая  на  частное  использование  понятия  «гражданское  общество»,  в  науке,  научных  публикациях,  в  учебной  и  научной  литературе,  в  средствах  массовой  информации  достаточно  отчетливо  не  определено.  Увы,  но  на  сегодняшний  день  четкого  определения  понятия  «гражданское  общество»  отсутствует.  По  мнению  представителей  юридической  науки,  гражданское  общество  –  это  демократическое,  свободное,  правовое  общество,  центром  которого  является  личность,  оно  обеспечивает  свободу  предпринимательской  (творческой)  деятельности,  создает  возможность  реализации  прав  человека  и  гражданина  [1,  с.  7–13].

Несомненно,  что  каково  государство,  таково  и  гражданское  общество:  государство  неправовое  –  гражданское  общество  с  малоразвитыми  экономическими,  политическими  и  культурными  отношениями,  неактивно,  деятельность  его  неэффективна,  государство  правовое  –  гражданское  общество  самостоятельно,  демократично,  активно  и  деятельно,  со  стабильно-развитыми  отношениями  [3,  с.  200].

В  общем,  гражданское  общество  можно  трактовать,  как  область  личных,  социальных,  экономических,  культурных,  нравственных,  моральных,  религиозных  отношений,  основанных  на  принципах  гуманизма,  справедливости,  и  конечно  же  равенству  всех  граждан  перед  законом  и  способствующих  развитию  их  инициативы  и  предприимчивости.

Необходимо  отметить,  что  гражданское  общество  –  это  общество  саморазвивающееся,  демократическое,  центральное  место  в  котором  занимает  человек,  гражданин,  личность.  Можно  с  точностью  утверждать,  что  только  в  цивилизованном,  демократичном  государстве  возможно  формирование  полноценное  гражданское  общество,  где  оно  будет  независимо  от  государственного  вмешательства,  а  так  же  произвольной  регламентации  со  стороны  государственной  власти.  Определенную  роль  в  этом  играют  демократические  институты  власти,  такие  как  выборы,  референдум,  политический  плюрализм  и  т.  д.

Вместе  с  признанием  исторических  форм  бытия  гражданского  общества  равно  как  объективно  социального  явления,  кроме  того,  что  его  понятие  по-разному  трактовалось  в  pразличные  периоды  и  в  различных  государствах,  единым  явлений  и  идей  в  совокупности,  которые  позволяют  проводить  сравнение  в  рамках  единой  теoрии,  является  особенная  форма  взаимоотношений  то  есть  общества  как  всей  совокупности  индивидов  связей  и  групп  между  ними  с  одним  из  важнейших  политическим  институтом  таким  как  государство.  Подобная  форма  взаимоотношений  исторически  явилась  итогом  стечения  ряда  уникальных  экономических,  политически-общественных  и  духовных  факторов,  приведшим  к  провозглашению  конкретно-исторического  этапа  развития  Западной  Европы  началом  «эпохи  модерна».

Как  отмечал  немецкий  историк  Рейнхарт  Козеллек,  абсолютистское  государство,  которое  появилось  на  европейском  континенте  в  результате  религиозной  гражданской  войны,  заложило  основы  для  политического  дуализма,  высвободив,  при  этом,  себя  от  абсолютно  всех  норм  в  соответствии  с  доктриной  raison  d’etat.  В  следствии,  возрастущая  непричастность  и  незаинтересованность  государства  в  контроле  над  частной  собственностью  индивида,  а  так  же  разделение  морали  и  политики,  создали  отличную  почву  для  создания  новой  формации  –  «общество»,  которое  поначалу  складывалось  независимо  от  государства,  а  в  дальнейшем  –  вопреки  государству  [2,  с.  111].  Общество  –  это  мать,  а  соответственно  государство  –  это  дитя  общества,  точнее  результат  общественного  развития.

Ю.  Хабермас,  один  из  известных  немецких  философов,  рассуждая  возникновении  раннего  гражданского  общества  в  Западной  Европе,  говорил  о  том,  что:  «предотвращение  авторитарного  произвола  с  помощью  законных  гарантий,  т.  е.  привязка  функций  государства  к  общепризнанным  нормам,  наряду  со  свободами,  кодифицированными  системой  буржуазного  и  гражданского  права,  защищало  строй  свободного  рынка»  [4,  с.  56–57].

Необходимо  отметить  что,  становление  современного  конституционного  либерально-демократического  государства,  параллельно  проходившего  с  достаточно  бурным  развитием  институтов  капитализма,  связано  с  решением  политико-правового,  ключевого  вопроса,  который  волновал  всех  мыслителей  Нового  времени  -  как  установить  защитный  заслон  на  пути  деспотизма  страны,  которой  имманентно  характерно  стремление  к  бескрайнему  расширению  своей  власти  полномочий,  однако,  не  ослабляя  его  до  крайней  степени,  когда  оно  станет  неспособным  выполнять  самые  минимальные  функции  по  защите  человека  и  гражданина,  а  так  же  их  прав  на  жизнь,  свободу  и  собственность.

Мы  не  можем  не  согласиться  с  мнением  общественного  деятеля  Алексиса  де  Токвиля,  наблюдавшего  за  Соединенными  Штатами  Америки,  а  точнее  за  общественно-политической  жизнью  самого  либерального  государства  середины  XIX  века,  –который  считает  что,  данная  задача  могла  бы  решаться  путем  исключения  монополизации  власти  в  единственных  руках  с  ее  передачей  во  многие  и  разные  руки.  Разделение  властей  –  вот  что  лежит  в  основе  организации  власти  демократического  государства.  Регулярная  сменяемость  власти  предотвращает  появление  деспотизма,  при  этом,  обеспечивая  нередкий  переход  политической  власти  из  одних  рук  в  другие  что  дает  возможность  препятствовать  ее  превращению  в  чрезмерно  централизованную  и  безграничную.  Формирование  и  развитие  гражданских  ассоциаций,  которые  лежат  за  пределами  области  непосредственного  контроля  со  стороны  государственной  власти,  являются  необходимым  подкреплением  политического  сдерживания  деспотизма.  Подобные  типы  организаций,  лелея  местные  свободы  и  создавая  определенные  условия  для  активного  выражения  частных  интересов,  обеспечивают  свободы  и  равенство  людей  [5,  с.  24–26].

Вслед  за  публикацией  книги  Алексиса  де  Токвиля  «О  демократии  в  Америке»  последующая  трактовка  понятия  гражданского  общества  как  особенной  негосударственной  области  социума  стала  утверждаться  в  Европе.  Необходимо  подчеркнуть,  что  гражданское  общество  не  сводится  к  противопоставлению  его  государству  и  акцентированию  интереса  лишь  на  его  самостоятельности  и.  Гражданское  общество  приобретает  свой  истинный  подъем  в  условиях  демократии,  а  демократия  в  свою  очередь  развивается  и  сохраняется  как  устойчивая,  стабильная  форма  общественного  развития  опираясь  на  базу  прочной  и  развернутой  в  систему  основы  –  гражданского  общества.  Очевидно,  что  полное  несоответствие  и  рассогласованность  действий  гражданского  общества  и  государства  свидетельствует  об  упадке  последнего  [6,  с.  79–80].

Неокоммунитарная  концепция  Дж.Л.  Коэна  и  Э.  Арато,  а  так  же  «доктрина  ассоционализма»  П.  Херста  входят  в  ряд  комплексных  теорий,  которые  позволяют  ответить  на  новые  вызовы  современной  социальной  философии.  Дуалистическая  форма  «гражданское  общество-государство»,  в  вышесказанных  теориях,  заменяется  трехчастной:  «гражданское  общество-государство-экономика»,  где  гражданское  общество  в  свою  очередь  противоборствует  безудержной  экспансии  рынка  и  сопряженными  с  ней  неблагоприятными  последствиями  ровно  как  и  опасности  этатизации.  Гражданское  общество  здесь  занимает  основное  место  жизненного  мира,  в  нем  образуются  и  апробируются  социальные  нормы,  происходит  социализация  личности,  тогда  как  политическая  и  экономическая  подсистемы  играют  дополнительную,  второстепенную  роль.  Такой  подход  заключается  в  том,  что  отношения  с  государством,  опосредуются  в  отдельной  политической  подсистеме,  которая  включает  в  себя  парламенты  и  общественно-политические  партии,  согласовывающие,  в  конфликтном  институционализированном  взаимодействии,  круг  интересов  больших  общественных  групп.

Данными  концепциями  предложены  практические  шаги,  которые  заключаются  в  наделении  гражданских  объединений  некоторыми  правами  согласно  нормативному  регулированию  взаимоотношений  между  их  членами,  а  также  в  закреплении  за  аналогичными  структурами  полномочий  в  сфере  социального  обеспечения  с  закреплением  за  ними  конкретной  части  общественных  ресурсов.  Таким  образом,  сравнивая,  современное  гражданское  общество,  структурно  представленное  публичной  сферой  и  совокупностью  гражданских  ассоциаций,  возможно  определить  как  «реконструированное»  в  отличии  от  «классического»  гражданского  общества  образца  Нового  времени.

В  заключении  необходимо  отметить,  что  степень  развитости  гражданского  общества  в  государстве,  напрямую  влияет  на  степень  демократичности  государства.  Эти  два  понятия  напоминают  две  стороны  одной  медали,  поэтому  не  могут  существовать  отдельно.

В  гражданском  обществе  формируется  система  общественных  институтов  и  взаимоотношений,  целью  которых  является  обеспечение  условий  для  самореализации  отдельных  коллективов  и  индивидуумов,  посягающих  на  частные  интересы.  Тотальными  условиями  подобного  «торжества»  принципов  гражданского  общества  является  радикальное  устранение  деспотизма  во  всех  его  формах,  экономический  подъем  слаборазвитых  стран  и  государств,  а  так  же  их  последовательная  модернизация  во  всевозможных  областях.

И  напоследок,  мы  с  уверенностью  можем  утверждать  что,  процесс  становления  и  развития  гражданского  общества  во  многом  зависит  от  политики,  которая  проводится  в  определенном  государстве  по  обеспечению  основных  принципов  правового  государства.  В  свою  очередь  правовое  государство  создает  все  условия  для  нормального  функционирования  и  совершенствования  гражданского  общества.

 

Список  литературы:

  1. Керимов  А.Д.  К  вопросу  о  формировании  в  России  гражданского  общества  //Демократия  и  права  человека.  –  2002.  –  №  3.  –  С.  7–13. 
  2. Кин  Дж.  Гражданское  общество  и  демократия.  –  М.:  ИМЭМО,  2001.  –  178  с.
  3. Коэн  Дж.Л.,  Арато  Э.  Гражданское  общество  и  политическая  теория.  М.:  НОРМА,  –  2003.  –  311  с.
  4. Полянский  Д.В.  Гражданское  общество  и  правовое  государство:  основные  аспекты  политико-правового  взаимодействия  //  Вектор  науки  Тольяттинского  государственного  университета.  –  2012.  –  №  3.  –  С.  56–57.
  5. Попов  В.  Гражданское  общество  в  России;быть  или  не  быть  //  Мое  отчество.  –  2001.  –  №  4.  –  С.  24–26. 
  6. Habermas  J.  The  structural  transformation  of  the  Public  sphere  –  An  inquiry  into  a  Category  of  Burgeois  Society.  Cambridge.  –  1991.  –  P.  79–80.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.