Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 декабря 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСКУССТВО ЗА ГРАНИЦАМИ ГАЛЕРЕИ: КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Мариненко Яна Сергеевна
студент 2 курса магистратуры, кафедра истории древнего мира, средних веков и методологии истории ТГУ, РФ, г. Томск
E-mail: janemarin@mail.ru
Хазанов Олег Владимирович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ТГУ, РФ, г. Томск
Мировую историю XX, а затем и XXI века, сопровождало активное развитие современного искусства, многие направления которого выходят за пределы традиционных музеев и галерей. Все большее число художников отказывается ограничиваться рамками публичных галерей, они предпочитают создавать произведения, которые по своей природе несовместимы с музейной обстановкой. Одно из течений такого рода – это перформанс, являющийся стержневым звеном акционизма.
«Перформанс породила та же интеллектуальная среда, где родился концептуализм. Акции обладают тем преимуществом, что они могли выражать идеи, не оставляя после себя художественные объекты, снимая вопрос об эстетике и коммерции. В них только один главный действующий объект – тело» [8, с. 100].
Перформанс, или «живое искусство», стал ключевой арт-практикой, начиная с 1960-х годов. Тело художника и его действия приобрели художественное значение, экспериментальные акции стремились быть трансгрессивными по характеру и концептуальными по замыслу. Специально подготовленные произведения перформанса выражали целый комплекс идей и попирали ряд социальных табу.
«В России, где публичная политика отсутствует, любое действие в общественном месте – а художественные акции бессмысленно проводить в уединении – рассматривается как угроза «порядку вещей» с одной стороны теми, кто это порядок поддерживает, и с другой – теми, кто его хочет изменить» [6].
Квинтэссенцией властных структур в России традиционно является Красная площадь, именно ее отечественные акционисты чаще всего выбирали и выбирают в качестве плацдарма для выражения своей позиции к политическим силам. Соответственно, основным способом попрания социальных табу в перформансах стала своего рода десакрализация пространства, на фоне которого проходило действие, в частности – Красной площади.
Предтечей возникновения и развития московского акционизма (в рамках выступлений на Красной площади) можно назвать акцию, получившую название «Демонстрация семерых». 25 августа 1968 года в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию 7 молодых людей вышли на Красную площадь с плакатом «За вашу и нашу свободу!», который стал одним из лозунгов правозащитного движения в нашей стране. «Акция продолжалась меньше десяти минут – ее участников оперативно арестовали. Советский суд отправил их в ссылки, лагеря и психиатрические больницы. Тем не менее, весть о «демонстрации семерых» облетела весь мир» [3].
Рисунок 1. Оригинальный лозунг «Демонстрации семерых»
Перформанс «Э.Т.И. – текст» (получивший в народе нецензурное название на «Х** на Красной площади»), вошел в число «самых громких художественных акций протеста в России по версии журнала Forbes «12 самых громких художественных акций протеста в России» [1]. Прошел он 18 апреля 1991 года на Красной площади в Москве. Телами участников на брусчатке было выложено нецензурное слово. Акция была приурочена к выходу так называемого «закона о нравственности», согласно которому в публичных местах запрещалось ругаться матом. Идея акции состояла в совмещении двух противоположных по статусу знаков: Красной Площади, как высшей иерархической географической точки на территории СССР, и самого запрещенного слова в лексиконе русского языка. Собственно, это и есть наиболее эффективный способ скандала: привнесение в высший, сакральный, официальный контекст нечто маргинальное, запрещенное и вытесненное. Что касается протестного смысла, то это был вызов против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать.
Рисунок 2. В 1991 году участники арт-группы «Э.Т.И.» во главе с Осмоловским выложили своими телами слово из трех букв на Красной площади
Далее по хронологии следовала акция «Первая перчатка». Это была реакция художника Бренера на войну в Чечне, которую начал первый президент России Борис Ельцин. «Война в Чечне была главным событием в России того времени» [2]. Сам перформанс проводился в феврале 1995 года, суть его заключалась в следующем: Александр Бренер в боксерских трусах и перчатках ударяет невидимого противника и кричит «Ельцин, выходи! Выходи, подлый трус!». Через несколько минут к месту происшествия подъехали представители правоохранительных органов и забрали акциониста.
Писатель-очевидец события Алексей Цветков оценил действие таким образом: «Времена прямой античной демократии, когда каждый гражданин мог дотронуться до своего избранника и обменяться с ним посильными соображениями, прошли безвозвратно, избранников теперь «транслируют» с помощью ТV, от их имени вещают уполномоченные лица и непосредственность общения в общественной жизни давно уже недостижима. Это были наглядные похороны иллюзий о прямой демократии. Многие тогда увидели это на конкретном примере» [5].
Рисунок 3. В феврале 1995 года Александр Бренер вышел на Лобное место в боксерских трусах и перчатках и кричал, обращаясь к Кремлю: «Ельцин, выходи!»
20 января 2012 года феминистская панк-группа Pussy Riot выступила на Красной площади с песней «Бунт в России – Путин зассал». В качестве сцены группа использовала Лобное место. После несанкционированного концерта восемь его участниц были задержаны сотрудниками полиции, но отпущены в тот же день, при этом две участницы подверглись административному штрафу. На вопрос, почему в качестве места выступления девушки выбрали Красную площадь, участницы ответили, что «Кремль является символом власти, который ассоциируется с Путиным, а также сама Красная площадь имеет богатые традиции акционизма. В частности, слово «Х..» на брусчатке в 91-м и художник Бренер, который в 95-м в боксерских перчатках и трусах кричал «Ельцин, выходи!» [4].
В контексте исполненной песни Pussy Riot вспоминают события 1968 года, сидячую акцию протеста диссидентов на Красной площади, после которой они были подвергнуты пыткам и отправлены в психбольницы, тюрьмы и ссылки. Те же силовые структуры, что были при Брежневе, остались у власти, они никуда не ушли, считают девушки. Изменились формы авторитаризма, контроля и государственного террора.
Рисунок 4. Выступление группы Pussy Riot на Лобном месте с песней «Путин зассал» 20 января 2012 года
Перформанс Петра Павленского получил название «Фиксация». Из всех рассмотренных выше акций, «Фиксацию» можно назвать самой эксцентричной, и по этой причине она подверглась наибольшему количеству нападок со стороны общественности. Если кратко описать поступок, совершенный Павленским, то последний прибил («зафиксировал») свои гениталии к брусчатке на главной площади страны. Посыл, преподнесенный его действиями, автор объяснил следующим образом: «Я говорил о фиксации, о том, что общество фиксируется на своей беспомощности. Это политическая индифферентность, апатия, которая приближает ту ситуацию, когда страна превратится в государство тюремного режима. И тогда все окажутся в тюрьме, но власть никого не должна будет для этого сажать, потому что само государство будет тюремного режима. Будет такой перманентный день полиции, повсюду расползется Красная площадь с ФСОшниками, брусчаткой, везде будет бесконечное гнездо власти, и люди будут вот так прогуливаться под присмотром ищеек, которые в большом количестве гнездятся на Красной площади» [7].
Рисунок 5. «Фиксация» Петра Павленского
Во всех указанных акциях отчетливо прослеживается такой политический мотив, как желание «достучаться» до власть приближенных. При этом все рассмотренные попытки обратить внимание на волнующие художников проблемы увенчались успехом во многом благодаря нестандартной форме их преподнесения. Очевидно, что акция непосредственно вмешивается в обыденное положение вещей и дел. «Вмешивается максимально публично, поскольку испытывает возможность поступка, произведенного на виду у многих. Захватывая внимание, она становится предметом общего обсуждения, требует занять по отношению к себе определенную позицию. Именно так акция политизирует ситуацию. Затрагивая интересы различных сил, она заставляет их проявить себя в действии. Заставляя эти силы проявлять себя, она инициирует последствия, которые часто нельзя предсказать» [6].
Перформансы являются вполне распространенной практикой в странах Запада: достаточно вспомнить поступки антиглобалистов, у которых действия по решению проблем сопровождаются не просто демагогией и забастовками, а яркими акциями, которые «вбрасываются» в СМИ и привлекают взгляды как простого населения, так и властей. В России действия такого рода в большинстве случаев воспринимаются с непониманием и даже презрением.
Еще больше вопросов возникает в связи с тем фактом, что все описанные казусы позиционируются своими создателями как акты современного искусства. Очевидным становится то, что искусство уже не является заложником музеев, коллекций или архитектурных комплексов. Оно постепенно выходит за свои традиционные рамки и буквально поджидает нас на каждом шагу, потому что неизвестно, в какой момент станешь очевидцем или даже соучастником нового перформанса.
Главная проблема, с которой сегодня сталкиваются многие деятели акционизма и современного искусства вообще – это непонимание (и отсутствие желания понять) действий художников, где эпатаж и экстравагантность поведения только подливает масло в огонь. В то же время специалисты в этой области считают, что такая «неравновесность, неясность очень важна для данных акций и является большим достижением. Потому что прямое высказывание, действительно, ближе к политике. А искусство – это то, что имеет огромные возможности для интерпретации. Искусство никогда не понимается однозначно, оно становится понятно тогда, когда является предметом для обсуждения и разговора» [9]. И только в том случае, если какой-либо культурный акт становится предметом спора – значит, искусство сработало и в каком-то смысле оно стало понятно.
С такой позиции «демонстрацию семерых», акцию «Э.Т.И.», перформанс Бренера, казус Pussy Riot и «Фиксацию» Павленского можно считать проявлением современного искусства. Пусть данное утверждение вызывает много недоумения и протестов, важно признать, что современное искусство постепенно выходит на другой уровень, переживает качественно новый этап в своем развитии. Все подобные акции напоминают искры, которые освещают сокрытое и разжигают пожар. А добавление к ним политического подтекста придает соответствующую специфику и делает предметом для еще большего количества дискуссий.
Список литературы:
- 12 самых громких художественных акций протеста в России [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/lyudi/84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii/photo/1 (дата обращения: 21.11.2015).
- 1995: Ельцин, выходи! Бренер [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=3321 (дата обращения: 21.11.2015).
- 25 августа 1968 года – «демонстрация семерых» на Красной площади в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.mhg.ru/news/18C3FAE5 (дата обращения: 21.11.2015).
- Акция группы Pussy Riot на Красной площади перформансы [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://fototelegraf.ru/?p=101962 (дата обращения: 21.11.2015).
- Александр Бренер: все перформансы [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://tapirr.narod.ru/art/b/brener/oll_perf.htm (дата обращения: 21.11.2015).
- Как действовать на виду у всех? (Московский акционизм и политика сообщества) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nlobooks.ru/node/4186 (дата обращения: 21.11.2015).
- Современное искусство как политическая акция [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://echo.msk.ru/programs/kulshok/1198148-echo/ (дата обращения: 21.11.2015).
- Сэм Филипс – …измы: как понимать современное искусство – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. – 160 с.
- Толоконникова, Павленский, Лоскутов и другие – о том, зачем нужен акционизм [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://vozduh.afisha.ru/art/zachem-nuzhen-akcionizm-ikak-knemu-otnositsya/ (дата обращения: 21.11.2015).
дипломов
Оставить комментарий