Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2016 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ИМАМА Р. ХОМЕЙНИ
Баранова Елена Александровна
студентка 5 курса, кафедра всеобщей истории, философии и культурологии
БГПУ, г. Благовещенск
E-mail:
Буяров Дмитрий Владимирович
научный руководитель, канд. философских наук, доцент БГПУ, г. Благовещенск
Аннотация: Личность имама Хомейни, ставшего основателем нового государства, долгое время была загадкой для всего мирового сообщества. Цель данной статьи – рассмотреть политический путь имама Хомейни до и после Иранской революции 1978-1979 гг. и основные результаты его деятельности.
Будущий рахбар Исламской Республики Иран, который всегда подписывался полным именем Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни, родился 24 сентября 1902 г., в городе Хомейн, в центральной провинции.
В одном только имени этого человека заключено содержится достаточно много информации. Рухолла переводится как «Отражение Аллаха». Мусави, это имя его отца сейида Мустафы Мусави, и говорит нам, что род прямо восходит к седьмому святому имаму Мусе Казему, и следовательно к самому пророку Мухаммеду. Фамилия Хомейни появилась в далеком 1935 году, когда шахом Резой Пехлеви было заменено привычное название страны Персия на древнее Иран во всех официальных государственных документах и введены паспорта с фамилиями, чего прежде не было. Сначала имам взял себе фамилию по имени отца – Мустафави, как это принято и по сей день у большинства мусульман, но после образовал ее от названия родного города, что тоже очень часто происходит на Востоке, и прославил этим город Хомейн на весь, не только мусульманский, мир [11,с. 27].
Начиная с пяти лет Хомейни, довелось изучать арабскую грамматику и логику у своего старшего брата сейида Мортазы, уважаемого аятоллы Пасандиде. Таким образом, Хомейни получил отличную подготовку для поступления в семинарию и включавшую знание мусульманского права и основ ислама [8,с. 5].
Учился сначала будущий имам в религиозной школе Хомейна, а затем теологическом центре города Кум, в котором остался жить и преподавать как в очень авторитетном религиозном учебном заведении Ирана, школе исламских исследований – Файзийе, которая в тот момент находилось в упадке и запустении [2,с. 79-100]. Усердный труд Рухоллы Мусави был вознагражден и он получил признание как муджтахид в возрасте около тридцати лет [11, с. 18].
Ранние годы религиозной деятельности имама Хомейни пришлись на основание Реза-ханом династии Пехлеви, превратившем Иранскую монархию в авторитарную диктатуру, направленную на ослабление позиций ислама в стране. Последствия этой диктатуры Хомейни видел уже непосредственно в Куме и по систематически доходившим до него сообщениям из других иранских городов. Карательные меры, направленные против религиозных учреждений производили на имама глубокое впечатление [8, с. 4]. Шах Мохаммед Реза Пехлеви считал «белую революцию» чудом, которая способствовала «прыжку через столетия», превращению Ирана в «пятую индустриальную державу мира» [4, с. 6].
В 30-е годы XIX века имаму Хомейни довелось лично столкнуться с карательными мерами режима шаха, которые стремились подчинить духовенство своей секуляристской политике. В это время были запрещены лекции имама Хомейни. Однако, как это принято в мусульманских странах он продолжил тайно преподавать, и подготовил множество последователей и приверженцев, которые, подобно своему учителю, стали связывать все беды и невзгоды страны с монархией династии Пехлеви [2,с. 79-100].
Деятельность Рухоллы Мусави Хомейни как политика в годы движения за национализацию английской нефтяной компании в Иране (1949-1953 годы) менее заметна, поскольку занимался он преимущественно мирскими делами [3, с. 135]. В эти годы Хомейни был занят преподаванием в религиозной школе Файзийе, одновременно работая над книгой по шариату [12, с.50]. Хомейни извлекал хорошие доходы из своих земельных наделов. Эти доходы, большей частью, шли на стипендии талибам, посещавших его занятия в медресе [7, с. 20-24].
В 50-х годах XIX века Рухолла Хомейни получил звание высшего религиозного ранга – аятолла. Имам Хомейни с началом реформ Мохаммеда Резы Пехлеви активно занялся антишахской оппозиционной деятельностью. Уже в 1962 г. он возглавлял забастовку духовенства против проекта местного светского самоуправления.
В 1963 г. имам Хомейни открыто выступал против провозглашенной шахом «белой революции», планировавшей проведение аграрной реформы и предоставление избирательных прав женщинам, а затем дополненной рядом других, кардинальных преобразований буржуазного типа [4, с. 87]. Неоднократные аресты не смогли заставить его замолчать. Спасением, от расправы, послужило решение высшего духовенства возвести его в ранг «великого аятоллы», который имели не так много шиитских религиозных деятелей и который обеспечивал свободу от юрисдикции, а также возможных репрессий со стороны шаха Мохаммеда Резы Пехлеви [2, с. 79-100].
В 1964 году иранским меджлисом Соединенным Штатам Америки был предоставлен юридический иммунитет, действующий на всей территории Ирана. Имам Хомейни, на следующий день, 27 октября, яростно осудил гибкость меджлиса в открытом нарушении иранского суверенитета и независимости [8, с. 6]. Еще более резкие, полные ненависти и гнева заявления были сделаны в день рождения дочери пророка Мохаммеда, Фатимы, – 26 октября. В этот значимый для мусульман день Хомейни однозначно и четко огласил свое мнение и позицию в отношении шахского режима и империалистических держав. В его речи была высказана открытая ненависть по отношению к трем державам – США, Советскому Союзу и Великобритании, имевшим огромное влияние на иранскую политику [6, с. 333].
Теперь имам Хомейни показал, что запугать и заставить его молчать у шаха не получится. Поэтому 4 ноября 1964 г. аятоллу снова арестовали и в сопровождении агентов САВАК отправили в ссылку в Турцию [8, с. 6]. Родину великий аятолла Хомейни увидит спустя много лет [11, с. 31].
Шаха Мохаммеда Резу аятолла Хомейни в своих бесчисленных посланиях народу из эмиграции обличал как живое олицетворение того «сатаны», который, согласно Корану, безуспешно пытался противостоять воле всемогущего Аллаха [4, с. 16].
Более тринадцать лет нахождения имама Хомейни в эмиграции были наполнены трудами по подготовке «исламской революции», которая в отличие от буржуазной и социалистической, имела, по словам ее идеологов и Хомейни в том числе, этическую направленность революции. Именно эта направленность определяла якобы ее особые конструктивные функции. Революция социальная, согласно исламской «теологии революций», должна основываться «на революции духа» [14, с. 94].
На седьмом десятке лет своей жизни Хомейни успевал заниматься глубокими теоретическими разработками, быть в курсе политического положения в Иране и во всем мире, произносить речи, и едва ли не ежедневно писать письма своим сторонникам на родине, подбадривая их своей уверенностью в грядущей победе «исламской революции» [11, с. 33].
Не достигнув успеха в борьбе с революцией, шах Мохаммед Реза, в октябре 1978 года, разрешил Хомейни вернуться на родину, но имам отказался приехать до тех пор, пока шах остается у власти [2, с. 79-110]. На встрече министров иностранных дел Ирана и Ирака, в Нью-Йорке, было принято решение изгнать Хомейни из Ирака. Хомейни, 4 октября, распорядился выехать к кувейтской границе, где дальше принято решение ехать в Париж, откуда Хомейни передавал свои речи в Иран. [10, с. 25].
В течение всего декабря 1978 г., в Тегеране проходили многочисленные демонстрации, требовавшие от правительства упразднения монархии и установления Исламской Республики. В результате, 16 января 1979 г. шах навсегда покинул Иран, после чего имам Хомейни начал готовиться к возвращению на свою родину, и 1 февраля 1979 г. он был встречен взволнованными приветствиями своего народа [13].
Уже 11 февраля 1979 г страна оказалась под властью революционных народных сил, и 12 февраля полностью был захвачен Тегеран, а армия больше не оказывала сопротивления. Хомейни, в результате борьбы двух духовных группировок, внутренней и эмигрантской, был провозглашен как духовным, так и светским главой Ирана [1, с. 16].
На референдуме, состоявшемся в конце марта 1979 года, преобладающее большинство иранцев проголосовало за новую форму правления Ирана, республику. В принятой в ноябре 1979 года конституции, юридически закреплялось подчинение правительство и парламента Рахбару Исламской республики. Рахбаром пожизненно был избран Хомейни. В декабре этого же года ему также был присвоен титул высшего духовного наставника Исламской Республики Иран [5, с. 68].
Таким образом, Хомейни стал абсолютным теократическим правителем, каждое слово которого почиталось как божественное откровение и руководство к действию государства [15, с. 136]. Благодаря своему усердию, аскетизму и исламской религиозности, а также вере в него мусульманского народа имам Хомейни стал вождем Исламской Республики Иран. Его идеи продолжают оставаться современными для Ирана и активно культивируются нынешним правительством [9]. Находясь на вершине власти Рухолла Хомейни никогда не предавался роскоши и вел простой образ жизни. Вся его жизнь была связана с исламской верой и ее традициями. Современникам он казался мудрецом и был кумиром шиитов. Его выступления были яркими и запоминающимися, к тому же подобно О. Хайяму, он писал стихи и подписывался псевдонимом Хафиз. Аятолла скончался 4 июня 1989 г. Иранские СМИ не преминули подчеркнуть, что своим наследникам он оставил четки и молитвенный коврик, а последователям – цель, которую он перед собой поставил.
Список литературы:
- Аббас Манучихри. Политическая система Ирана. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - 240 с.
- Агаев С. Л. Рухолла Мусави Хомейни // Вопросы истории. - 1989. - № 6.- С. 79-100.
- Агаев С.Л. Иран в прошлом и настоящем (пути и формы революционного прогресса). - М.: Наука, гл. ред. восточной лит., 1981. - 272 с.
- Агаев С.Л. Иран между прошлым и настоящем: события, люди, идеи. - М.: Политиздат, 1987.- 319 с.
- Агаев С.Л. Иран: рождение республики. М.: Наука, 1984. - 334 с.
- Алиев С.М.; История Ирана. XX век. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - 648 с.
- Алиев. С. М. Рухола ал-Мусави ал- Хомейни //Азия и Африка сегодня. - 1988. - № 10. - С. 20-24.
- Ансари Хамид. Имам Хомейни: Политическая борьба от рождения до кончины. - М.: Палея, 1999.-447 с.
- Аятолла Рухолла Хомейни (Саид Рухолла Мусави) (1900–1989) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://sokrytoe.net/30563-ayatolla-ruholla-homeyni-said-ruholla-musavi 9001989.html / (дата обращения: 14.01.2016).
- Жуков Д.А. Иран от Хомейни до Хаменеи. - М.: Научная книга, 2011. -159 с.
- Жуков Д.А. Небо над Ираном ясное. Очерк политической биографии имама Хомейни. - М., 1999.-142 с.
- Иранская революция 1978-1979 гг. Причины и уроки / Под ред. А.З. Арабаджяна. - М.: Наука, 1989. - 556 с.
- Ислам. Знакомство с учеными. Рухолла Аль-Мусави Аль-Хомейни Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://313news.net/article/a-84.html / (дата обращения: 14.01.2016).
- Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 279 с.
- Резников А.Б. Иран: Падение шахского режима. - М.: Политиздат, 1983.- 163 с.
дипломов
Оставить комментарий