Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2017 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖЕНЩИНЫ В АРХИТЕКТУРЕ: ДА ИЛИ НЕТ?
Архитектура во всем мире, несомненно, создается силами мужчин. Профессия «архитектор» с точки зрения большинства языков мира остается «мужского рода». К сожалению, тот факт, что архитектура – «мужской мир» подтверждают и списки имен архитекторов, завоевавших мировую славу, ведь среди них трудно отыскать представительниц прекрасного пола [3]. Однако это довольно странно, ведь именно женщина по своей природе непрестанный строитель – она соединяет, складывает, поправляет все то, что так легко разрушает мужчина. Это в жизни, в профессии же – все наоборот. Женская тема в архитектуре считается если не проблемной, то, как минимум, дискуссионной и широко обсуждается вместе с идеями равных возможностей.
Большинство женщин, чувствующих тягу к архитектурной деятельности, после окончания университета, зачастую уходит в сферу дизайна интерьеров и мебели. А мужчины тем временем продолжают создавать конструкцию и оболочку, строить тело здания; в свою очередь женщины с помощью цвета и света, фактур и текстур, мебели и тканей вдыхают в здание душу, тем самым придавая комфорт и уют [3].
Женщин, которым удалось занять ключевые позиции в архитектуре, можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они совершенно уникальны. Поэтому было бы большим заблуждением утверждать, что архитектура – чисто мужская профессия. Да, архитектура требует беззаветного служения, и легкого успеха и случайных побед здесь не бывает. Большой архитектор – всегда крупная личность, выкованная колоссальной работой. Поэтому особенно восхищает, когда эта личность предстает в женском обличье.
Заха Хадид. Она – британский архитектор и дизайнер иракского происхождения, первая женщина-архитектор, которая получила Притцкеровскую премию (аналог «нобелевской» в области архитектуры) [6]. Ее карьера – выше не бывает: брэнд «Заха Хадид» известен во всем мире [1]. Ее жизнь на 100 % принадлежала профессии. Заха решила стать архитектором, когда, будучи маленькой девочкой, попала на международную архитектурную выставку. Решающую роль в выборе профессии сыграли слова ее брата: «Быть архитектором – значит заниматься строительством мира». Первый успех и репутацию принесла ее знаменитая графика, где Хадид показала архитектуру в движении.
Хадид – представительница деконструктивизма. Архитектуру, где, кажется, нарушены все традиционные пропорции и законы геометрии, еще называют параметрической. Она всегда пыталась разрушить общепринятую геометрию, создать пространство кривых линий и острых углов, в котором не было бы чёткого деления на уровни и функциональные зоны. И ей это удавалось, поэтому архитектура этой экстравагантной дамы сразу узнаваема – она разламывает и выворачивает пространство, заменяет фасады многослойными оболочками и как бы продолжает земную кору.
Единственный секрет её успеха – трудиться, не покладая рук [1].
Одиль Декк. Неординарная француженка Одиль Декк уже давно зарекомендовала себя в профессии и вполне могла бы претендовать на Притцкеровскую премию; она одна из немногих женщин-архитекторов, пользующихся признанием на международной архитектурной сцене. Одиль создала собственную архитектурную школу, а в 90-е годы получила "Золотого Льва" венецианского биеннале за вклад в развитие мировой архитектуры. Проектирует все: от аэропортов до дверных ручек.
После автокатастрофы, в которой погиб ее муж, архитектор Бенуа Корнет, черты личности Одиль, которые можно проследить в ее творчестве, стали еще сильнее – мощная энергетика, теплота, склонность к эксперименту, вкус к жизни и отказ от компромиссных решений. По мнению Декк, архитектура не бывает мужская или женская, и все зависит исключительно от личности [1].
Работу архитектора Одиль Декк отличают весьма необычные формы и применение высоких технологий. Одиль Декк было придумано для своей архитектуры особое направление – «гипер-напряжение (hyper-tension)» [2].
Франсина Хубен. Нидерландская женщина-архитектор, на счету которой длинный список профессиональных наград, а также пост директора архитектурной биеннале в Роттердаме. Франсина проектирует здания и сооружения, продумывает дизайн интерьеров, ездит по всему миру с лекциями.
Франсина Хубен стала архитектором, чтобы совмещать в своих работах человеческие, технические и эстетические аспекты, способствовать улучшению качества жизни людей, а также иметь возможность сделать мир лучше. Архитектура универсальна и никогда не бывает лишь интеллектуальной, концептуальной или визуальной работой. Она объединяет все эти элементы в единую концепцию. Стоит отметить, что её постройки, известные на весь мир, крайне разнообразны. В своей работе Франсина Хубен старается учитывать социальные аспекты, играет с пространством и при этом стремится гармонично вписать объект в окружающую среду. В её объектах всегда присутствуют три К: Композиция, Контрастность, Комплексность [1].
Среди ее построек – библиотека Технического университета в Дельфте, которая уникальным образом вписана в окружающий ландшафт – кровля выполняет функцию общественного пространства, где можно запросто погулять или отдохнуть. Ее здания украшают окружающий мир, делают его лучше и, помимо всего прочего, приносят пользу.
Кармэ Пинос. В Испании – личность легендарная. Преподает в Колумбийском университете, Гарварде, Политехнической школе в Лозанне и в Академии архитектуры в Мендризио.
Жизнь Кармэ Пинос делится на «до» и «после». Разделительная черта прошла в 1991 году, когда она основала собственное бюро Estudio Carme Pinos. Архитектура заполняет всю жизнь Кармэ Пинос — она получает от нее всё и отдает ей всё [1].
Казуё Сэдзима. Она – вторая женщина-архитектор, ставшая обладательницей Притцкеровской премии (2010 г.). Казуё Сэдзима представляет миру японскую архитектуру, которая является примером абсолютного минимализма и «высшего пилотажа» в архитектуре[1]. Она привнесла в архитектуру такую утонченность и изысканную женственность, которую вряд ли смог бы продемонстрировать мужчина-архитектор [4].
Эти сильные женщины проложили себе дорогу к славе без скидок на слабый пол, в очень жесткой конкуренции с мужчинами [1]. Причем их хватает на все: на проектирование, согласование, нахождение в курсе проблем своих сотрудников, преподавание, участие в конкурсах, разборки с заказчиками, отстаивание своего мнения на стройке, а также на то, чтобы оставаться женщиной.
Разница между мужчинами и женщинами в архитектуре представляется, прежде всего, в подходе к проектированию, а именно: в процессе управления и коммуникации при работе над сложными задачами. Женский подход (более осторожный и разносторонний) охватывает больше мнений и вариантов развития проекта, поскольку женщинам свойственны компромисс, внимание к мелочам, уважение ситуативности, мягкость. Мужчины же, наоборот, более целеустремленные, и сосредоточиваются на конкретной концепции, а затем идут до победного. Хотя, в идеальном мире было бы уместно уметь при случае совмещать оба подхода.
Общеизвестно, что восприятие мира в целом различается между мужчинами и женщинами, но именно в этом и есть преимущество. Присущее женщине синтетическое мышление оказывается очень кстати, ведь зодчество – это и есть гармоничный союз технологий, физико-математических расчётов и художественных образов. Женская практика формируется понятиями атмосферы и настроения, и только потом фокусируется на технических моментах [5]. Однако, в конечном счете, все архитекторы, вне зависимости от пола, работают для людей и их блага, стараясь предложить, как можно более полноценный опыт взаимодействия с окружением.
Стоит отметить, что последние десятилетия в ВУЗах по всему миру на направлении «Архитектура» наблюдается преобладание именно девушек.
Женщина в архитектуре. Так да или нет? Ответ однозначен – «да»! Это трудно, но вполне реально при постоянном труде, огромном терпении и твердости характера. Поэтому девушки, выбравшие эту сферу деятельности, должны быть напористыми, целеустремленными, усидчивыми, амбициозными и при всём этом весьма терпеливыми. Важно понимать, что на их дистанции будут не только победы, но и поражения, и что без упорной работы не получится добиться поставленных целей. А на данный момент женщинам-архитекторам не хватает твердости и терпения в достижении желаемого. Именно поэтому так мало женщин в области архитектуры становятся замеченными.
Список литературы:
- Архибабы. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.wday.ru/dom-eda/interer/id-4340/# (дата обращения 29.03.2016)
- Архитектура женского рода: 5 самых известных в мире женщин-архитекторов [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.liveinternet.ru/users/ludnov/post318554453 (дата обращения 26.03.2016)
- Архитектура – «мужской мир»? [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.archipeople.ru/index/index_603.html (дата обращения 29.03.2016)
- М и Ж в архитектуре [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://archclass.ru/node/889 (дата обращения 30.03.2016)
- Успешные женщины – о своей роли в архитектуре [электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://archspeech.com/article/uspeshnye-zhenshhiny-o-svoey-roli-v-arhitekture (дата обращения 30.03.2016)
- Women power: женщины в архитектуре [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.berlogos.com/article/women-power-zhenshiny-v-arhitekture/ (дата обращения 25.03.2016)
дипломов
Оставить комментарий