Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2014 г.)
Наука: Технические науки
Секция: Архитектура, Строительство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЛИЦО СОВРЕМЕНОЙ АРХИТЕКТУРЫ ПОД МАСКОЙ РЕКЛАМНОЙ ПРОПАГАНДЫ
Сумченко Ирина Анатольевна
студент 2 курса, кафедра дизайна, ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК, РФ, г. Орел
E -mail: iriskasumchenko@mail.ru
Бакалдина Галина Витальевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК, РФ, г. Орел
За последние десятилетия человечество сделало твердые и достаточно уверенные шаги в модернизации окружающей среды и общественной идеологии. Трудно назвать область, которая не была подвержена изменениям и критическому анализу. Ученые пытаются создать формулу выгодного сочетания опыта прошлого и концептуальности будущего. К сожалению, до сих пор не был найден баланс, так как в процессе совершенствования приходится частично отвергать старое из-за отсутствия актуальности, но не все новое идеально, оно влечет за собой противоречия, а порой и серьезные проблемы, иллюзорно прикрытые коммерцией и пропагандой. Одной из таких проблем стало взаимное существование архитектуры и рекламы, которые всегда готовы к сотрудничеству, но когда дело касается первенства, они не готовы идти на компромисс.
Априори архитектура считалась самым авторитетным видом искусств ввиду многовековой истории и монументальности вклада в облик окружающей среды. Андрей Владимирович Иконников, российский теоретик, историк архитектуры определял её как: «...не только искусство строить, это система материальных структур, формирующая пространственную среду для жизни и деятельности людей...» [2, с. 5] Архитектура должна удовлетворять всю широту потребностей человека и общества — как материальных, так и духовных». Стоит упомянуть о моральном аспекте в этой области искусств. Архитектура является древнейшим архивом истории развития человеческого сознания, зарождения системы ценностей, основанных на философских воззрениях, мифологии, культуре искусстве отдельных стран, чей опыт воплотился в памятниках архитектуры малых и монументальных форм. Формирование пространства подчинялось принципу гармоничного и системного расположения основных и дополнительных элементов — декора. Именно это стало первой предпосылкой спора архитектуры и рекламы, ставшей своеобразным декором как внешнего, так и внутреннего пространства.
Реклама — понятие достаточно современное, да и сам термин появился относительно недавно, однако её истоки находятся за пределами нашей эры. Тогда реклама еще не участвовала в борьбе за лидерство, она довольствовалась второстепенными ролями. Первый артефакт был найден при раскопках древнего Египта, это была надпись, высеченная на камне следующего содержания: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения» [3]. Ученые полагают, что на возникновение рекламы повлияло развитие письменности и торговли, о чем свидетельствуют рисунки на скалах вдоль торговых путей. Подобные надписи были найдены в Риме и Греции. Технология исполнения развивалась, как и укреплялось понимание необходимости психологического влияния на покупателя. Книгопечатанье явилось революцией в области наружной рекламы. 1450 г. ознаменовался изобретением печатного станка, запустившего механизм развития средств массовой информации. В 1472 году появляется первое рекламное объявление на двери лондонского храма о продаже молитвенника.
Рисунок 1. Первое рекламное объявление на двери лондонского храма о продаже молитвенника
Волна листовок и афиш захлестнула всю Европу. Новым рывком в светлое будущее стало создание в 1729 году в США издания «Газетт», опубликовавшего огромную порцию рекламы для жаждущих аудитории. Затем индустриальная революция в Англии подарила миру фотографию (1839) и телеграф (1884) — отличные агенты рекламного бизнеса. Закрепился успех созданием первого в мире рекламного агентства «Айер и сын» (1890) в Филадельфии.
Настоящей бомбой в рекламной индустрии стал «поп-арт» (популярное искусство), возникший в 1950—1960 годы в США и Великобритании в период «американского общества потребления». Его сторонники выступали с протестом против абстрактной живописи, которую считали чрезмерно элитарной и труднодоступной для понимания масс. Они старались создать антиискусство, где основной являлась сфера потребления. Источником вдохновения дизайнеров стали ординарные, обыденные предметы, комиксы, составляли коллажи поражающего, а иногда даже абсурдного содержания. Однако нельзя однозначно причислять «Поп-арт» к виду низменных искусств, так как он был общепринятой идеологией молодежи 60-х годов. Появилась новая философия в области промышленности и дизайна: «Сегодня использовал — завтра выбросил» [6, с. 226]. Художники и дизайнеры стремились сократить дистанцию между искусством и массами, пытались вовлечь их в свой творческий процесс. Работая как тонкие психологи, они разработали беспроигрышную стратегию маркетинга собственного продукта: современный дизайн, отвечающей моде и прогрессу, дешевые товары с низким качеством, экспрессивная подача. Рекламная сфера и по сей день использует уловки «Поп-арта», балансируя на грани с абсурдом и назойливостью.
Рисунок 2. Рой Лихтенштейн. М-может быть. 1965 г.; Энди Уорхол. Банка с супом Кэмпбелл
Современным генератором рекламных идей является США, насчитывающий более 6000 рекламных агентств.
Что касается развития рекламы в России, то в ходу была потешная устная реклама времени купечества (X—XI вв.), извещавшая о наличии и качестве товара. Так же заметный вклад внесли картинки — лубки XVII в., как пример графической рекламы. В XIX веке появляется реклама на круглых тумбах, и начинает свое развитие наружная реклама: на транспорте, листовки, прейскуранты, календари, газеты «Нижегородская ярмарка», «Торговля», «Деловой бизнесмен». Революционный 1917 год переориентировал цели задачи рекламы: наблюдается её монополизация государством, что связывает руки предпринимателям, рекламная власть отныне принадлежала Совету рабочих Советского правительства.
В период НЭПа огромными темпами стала развиваться наружная реклама. Заметным новшеством того времени стали плакаты В. Маяковского. С помощью графики он также талантливо обличал суть вещей, как делал это словом, будучи известным поэтом.
Рисунок 3. В. Маяковский, А. Родченко, 1923 г.; В.Маяковский, А. Родченко, 1925 г.
Но даже тогда, реклама не могла претендовать на роль первой скрипки в системе искусств, так как советская идеология считала её средством обмана и пропаганды. Особенно популярной была критика рекламы из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона [11].
Заметные коррективы внесла рыночная экономика, именно это момент можно считать отправной точкой в борьбе рекламы и архитектуры. Теперь она была не просто декором, а сочетанием выразительности и психологического стимула.
Характерной чертой становится проникновение зарубежной рекламы на российский рынок, которая была выразительнее и информативнее, чем отечественная.
Современная российская реклама более приближена к европейскому образцу, нежели советская. Появляются новые предприятия и агентства, увеличивается количество клиентов, следовательно, рынок растет. Заметно расширились границы творческого потенциала, создаются новые маркетинговые теории и методики, внедряются концептуальные разработки в области IT и цифрового программирования. Благодаря креативности и фантазии дизайнеров, реклама проникает даже в самые труднодоступные места.
Здесь и возникает спор архитектуры и рекламы. Суть проблемы в том, что архитектура, некогда диктовавшая облик ландшафта, теперь становится лишь фоном, а проектирование сводится к примитивному строительству. Изучая «противостояние» архитектуры и рекламы, ученые выделили три формы их взаимного существования.
Тектоничный принцип возник в период классического конструктивизма 1920-х годов. Над гармоничным союзом внешнего облика зданий активно работали А. Родченко и В. Маяковский — советские реклам-конструкторы. Основной задачей они ставили создание четких, ярких форм графики и текста, обогащающих архитектурную ситуацию, придающих композиционную стройность и выразительность. В тектоничной организации фасада превалирует архитектура, в то время как реклама деликатно вписывается в рамки фасадной организации. Примерами данного тектоничного решения являются здания: ГУМа, Мосполиграфа, Резинотреста, Моссельпрома и др..
Атектоничный принцип организации обязан своим появлением представителю западного постмодернизма Роберту Вентури. В своих научных трудах он призывает к отказу от старых консервативных традиций архитектуры и направляет вектор творческого развития в область коммерческой архитектуры, разбавленной декором и рекламной символикой. В книге «Сложности и противоречия» он так комментирует данный аспект: «Архитекторы могут оплакивать или пытаться игнорировать их или даже упразднить их (элементы декора), но они не исчезнут. Они не уйдут надолго, потому что архитекторам нечем заменить их» [8]. Цитата из второй его книги «Уроки Лас-Вегаса»: «раз меломан может наслаждаться музыкой Скарлатти и "Битлз", то почему надо пренебрегать поп-архитектурой и презирать американские провинциальные города с их нелепыми казино, дикой рекламой и чудовищными автостоянками...» [4]. Данное высказывание дает понять, что суть атектоничного проектирования в акценте на рекламу, которая может грамотно подстроится под архитектуру здания, в некоторых ситуациях даже улучшить её. Однако, это возможно при достаточно умелом авторском исполнении, в противном случае от архитектуры не остается ни физической привлекательности и тем более нравственного и интеллектуального замысла.
Последний принцип организации — радикальный. Он отличается авторитетом рекламных конструкций над тектоникой здания, диктует ей собственные правила существования. Таким образом, архитектура сливается с рекламой, если не становится ею. Это может означать только одно, что в этой ситуации архитектуре нет смысла развиваться, в конечном счете, это обернется забвением трудов многих поколений архитекторов и бесперспективностью дальнейшего её развития. Я считаю, что самым красноречивым примером является ситуация рекламного рейда городского ландшафта Москвы, где большинство зданий и построек скрыты под тентами, баннерами, вывесками и плакатами различных компаний, предприятий и корпораций. Самые яркие споры, преданные огласке это разбирательством с компанией SAMSUNG, чья реклама была демонтирована со здания Российской государственной библиотеки в центре Москвы и News Outdoor, которая занимала внушительную площадь и скрывала облик архитектурного пространства. Так же была запрещена реклама на фасадах домов и строительных сетках. Сергей Собянин комментировал это решение в 2011 году так: «Мы запрещаем размещение рекламы на сетках на фасадах зданий» [7], — сказал он. Реклама на крупноформатных плоскостных панно «уродует здания, закрывает свет жителям, не приносят никаких доходов в бюджет, добавил он. На данный момент ситуация в корне не изменилась, но были приняты новые правила размещения рекламы на фасадах, которые будут актуальными с 01.05. 2014 года до 01.07.2016 года, уже убрано 40 тысяч рекламных конструкций разного формата и содержания.
Рисунок 4. Реклама SAMSUNG на крыше здания библиотеки им. Ленина
Рисунок 5. Реклама News Outdoor на месте бывшей гостиницы «Россия»
На наш взгляд, главное противоречие рекламы и архитектуры не столько в том, что фасад зданий меркнет под давлением многочисленных баннеров и плакатов, сколько в безвкусице художественного языка рекламы. На сегодняшний день реклама стала показателем развитости и ухоженности облика современного города. Во многих странах Европы она выполнена искусно и креативно, без вреда архитектуре. Наружная реклама становится визитной карточкой Таймс-Сквер в Нью-Йорке, в Париже, где она находится под самым строгим контролем, но выполнена с соблюдением художественного достоинства. Существует реклама, основанная на эстетике архитектурных направлений: метро в Париже с вывесками в стиле ар-нуво, пражские ставни, австрийские кронштейны, металлические вывески и литеры.
Рисунок 6. Таймс-Сквер; Метро в стиле ар-нуво в Париже
Рисунок 7. Ставни в Праге Рекламные кронштейны в Австрии
В заключении хотелось бы сказать, что проблема взаимодействия рекламы и архитектуры стремительно перемещается из области искусства в область политики и экономики, где принципы эстетического достоинства не актуальны, это игра по новым, жестким правилам. Хенрик Ягодзиньский (сатирик) завещал нам: реклама — двигатель торговли..., а это значит, что реклама есть и будет, пока это кому-то выгодно. Единственный способ умерить пыл рекламного хаоса — это рациональное решение её размещения, основанное на нормативном стандарте и эстетически достойный подход к её художественному содержанию.
Список литературы:
1.Вступили в силу новые правила размещения вывесок в столице. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.m24.ru/articles/33535 (дата обращения 10.03.2014).
2.Иконников А.В. Архитектура Москвы. XX век. М.: Моск.рабочий, 1984. — 222 с.
3.История зарубежной рекламы. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: / http://kreativ-ltd.ru/index.php/istoriya-i-fakty/istoriya-reklamy (дата обращения 10.03.2014).
4.Кабанова О. Уроки Лас-Вегаса выучены, пора о них забыть. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://kommersant.ru/doc/112853 (дата обращения 10.03.2014).
5. Лаврентьев А. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования. Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000 г. — 256 с.
6.Михайлов С.М. История дизайна. Том 2. М.: «Союз Дизайнеров России»,2004. — 393 с.
7.Новый В., Матвеева А. Миллиард соскребли со стен. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.gazeta.ru/business/2011/05/31/3634017.shtml (дата обращения 10.03.2014).
8.Постмодернизм. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.zdanija.ru/TermsP5/p2_articleid/2359 (дата обращения 10.03.2014).
9.Рекламу Samsung демонтируют с крыши Библиотеки имени Ленина. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://mosday.ru/news/item.php?145437 (дата обращения 10.03.2014).
10.Самая большая реклама в Москве снята властями. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /http://www.omn.ru/?p=15048 (дата обращения 10.03.2014).
11.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: / http://bibliotekar.ru/ber/118.htm/ (дата обращения 10.03.2014).
дипломов
Оставить комментарий