Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2015 г.)
Наука: Информационные технологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВ РАЗМЕТКИ ВЕБ-СТРАНИЦ HTML4.0 И HTML5.0.
Коломенская Валерия Юрьевна
студент 4 курса, кафедра информационных систем и технологий СКФУ,
РФ, г. Пятигорск
E-mail: lera_numb1@mail.ru
HTML – стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Четвертая версия просуществовала более десяти лет. Технологии постоянно эволюционируют, и разработчикам сайтов требуется более легкий и расширенный функционал. Именно инструментарий HTML версии 5.0 предоставляет такой функционал создателям. Возможности новой версии HTML позволят создавать интерактивные сайты, подключать различный мультимедийный контент к веб-странице более удобными способами, работать с различными интерфейсами и многое другое. Контроль за разработкой соответствующих спецификаций по мере развития языка осуществляет международный консорциум W3C World Wide Web Consortium – организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для Всемирной паутины [1].
На сегодняшний момент широкое распространение получили HTML 4.0 и HTML 5.0.
Ниже представлены преимущества HTML5.0.
- Повышенная безопасность.
В настоящее время, используемый большинством веб-сайтов тег iframe содержит в себе явную угрозу безопасности для пользовательской системы. Так как функцией этого тега является отображение контента с другого сайта, например реклама или сведения о состоянии каких-либо данных. Если сайт, передающий такую информацию подвергнется взлому, появляется большая вероятность того, что злоумышленники через него направят вредоносный код на сайт-приемник, который и подвергнет его пользователей опасности заражения вирусом [3].
В HTML5, чтобы избежать подобной ситуации, для тегов iframe была спроектирована технология Sandbox. Благодаря ей, все скрипты, запускающиеся через iframe будут работать в специально ограниченной виртуальной среде, которая не выпустит результаты их работы за пределы браузера, а следовательно и не сможет поразить пользовательскую операционную систему. Даже если предположить, что запуск вируса посредством этого тега все же произойдет, какие-либо серьезные последствия он понести уже не сможет.
- Ввод данных.
Ввод данных в HTML5 становится проще и безопаснее. Правильность введения данных контролируется в режиме реального времени непосредственно во время ввода. В HTML4.0 проверка ошибок и сообщение о них происходит уже после отправки документа, что может создавать проблемы пользователям.
- Поддержка полноценной графики.
Недавно бесспорным лидером анимированной графики для браузеров считалась технология Flash. С появлением в новом HTML5 стандарте такого инструмента как canvas позиции Flash-графики будут, вероятно, сильно потеснены.
Суть этого инструмента состоит в том, что для браузеров на экране выделяется специальное пространство, положение которого на веб-странице определяется разработчиком сайта.
- Видео и аудио.
Для того чтобы воспроизвести видео или аудио поток в браузере пользователю потребуется помощь Flash технологии, требуемой в HTML4.0.
Браузерам для этого приходиться постоянно пользоваться Flash проигрывателями, а также постоянно скачивать обновления от Adobe для этой технологии.
HTML5 призван наконец избавить браузеры от этих дополнительных программ и дать им возможность полноценного воспроизведения аудио и видео контента своими силами. Для этого в HTML5 коде предусмотрены специальные теги, такие как <video> и <audio>.
Пример использования:
- <audio src="name.mp3" controls></audio>
- <video controls width="400" height="300 <source src="name.mp4" type="name/mp4">
- Многократное увеличение скорости работы.
Современные веб-сайты нельзя представить без многочисленных интерактивных форм, аудио и видео и вставок, анимированных графических элементов и разного рода программ-скриптов, оживляющих веб-сайт. Интернет технологии не стоят на месте, и чем больше будет развиваться визуализация, интерактивность и качество медиа-информации, тем выше будут требования к компьютеру пользователя.
Новый стандарт обеспечивает поддержку многопоточности, которая называется WebWorks. Таким образом, современные многоядерные системы получают возможность параллельно выполнять обработку скриптов и тем самым увеличить скорость работы сайта на несколько порядков в зависимости от его конструкции и сложности.
- Технология WebStorage.
Пользователи чаще выбирают те сайты, способные сохранять изменения в настройках, например для внешнего вида рабочего пространства. Для того, чтобы сохранить какую-либо информацию сайт обычно пользуется технологией cookies, которая позволяет сохранять на компьютере посетителя текстовый файл со своими данными.
Технология WebStorage для HTML5 вытеснит cookies своими возможностями только потому, что представляет из себя не форматно ограниченный текстовый файл, а специально ориентированную базу данных для различных видов информации.
Данная база может хранить в себе до 10 Мб данных для одного домена. В отличие от файлов cookie, Web Storage не делает каждый раз запрос HTTP.
- Структурные возможности HTML5.
Для того чтобы структуру веб-документа сделать более простой, а код чище в HTML5.0 созданы новые семантические элементы header, nav, section, article, aside и footer, которые могут использоваться вместо тега div, применяющегося в HTML4.0. Новые теги позволяют конкретнее описывать заголовок, нижний колонтитул, колонки текста и другие. Эти нововведения могут использоваться для автоматической генерации оглавления и организации более эффективной и простой навигации по веб-странице. Код при этом становится более чистым и менее засоренным второстепенными деталями.
Описание тегов:
<article> – задаёт содержание сайта.
<aside> – определяет блок, который не относится к основному контенту.
<section> – задаёт раздел документа.
<footer> – задаёт «подвал» сайта, например имя автора.
<header> – задает шапку сайта.
<nav> – задаёт навигацию по сайту.
- Преимущества для конечного пользователя.
С HTML5 жизнь конечного пользователя становится заметно легче:
- Не требуется установка многочисленных дополнительных программ;
- HTML5, в отличие от HTML4 совместим, помимо ПК и ноутбуков, еще и с планшетами, смартфонами и современными моделями телевизоров, которые предоставляют доступ в интернет.
Несмотря на все преимущества, также присутствуют и недостатки, из-за которых данная версия проигрывает прежним технологиям. Существует некоторая уязвимость HTML5 в области защиты данных. Такая уязвимость создается большего, по сравнению с cookies стандарта HTML4, объема данных, которые сохраняются на жестком диске пользователя. Опасность заключается в том, что в больших объемах данных может содержаться более подробная информация о пользователе. Эксперты высказывают мнение, что если хранилище HTML5 остается на компьютере пользователя в течение многих месяцев, то интернет-сайты, обращаясь к нему через JavaScript после загрузки страницы, могут незаметно для пользователя собирать и передавать данные владельцу сайта.
В отношении мультимедийного контента тоже есть недостатки, не позволяющие сделать окончательный выбор в пользу HTML5. Поддержка видео HTML5 позволяет воспроизводить мультимедийный контент на компьютерах и устройствах, которые не поддерживают FlashPlayer, однако в полной степени HTML5 всем этим потребностям все еще не отвечает. На данный момент AdobeFlash является наилучшей платформой для воспроизведения видео. В HTML5 пока нет, например, полноэкранного режима [2].
Некоторые неудобства могут появиться при использовании новых тегов для воспроизведения видео и аудио
. Так как данные теги могут увеличить время тестирования и разработки, а также увеличить затраты дискового пространства.
Также существуют недостатки HTML5 и в разработке игр:
- медленная работа игр, созданных при помощи HTML5;
- не любая платформа поддерживает игры, разработанные на HTML5;
- при разработке игры на HTML5 требуется гораздо больше ресурсов и времени;
- отсутствие мощных и удобных инструментов для создания игр, особенно для анимации;
Руководитель компании W3C Филипп ЛеЭгаре отметил, в ближайшее время не получится отказаться от Flash технологии. Причиной этому он назвал то, что потребуется длительное время для перехода всех веб-клиентов к поддержке HTML5. В течение нескольких лет технологии HTML5 и AdobeFlash будут существовать и конкурировать.
По праву HTML5 может считаться усовершенствованием стандарта HTML, которого очень долго ждали разработчики. Он вносит полезные дополнения в язык и делает создание веб-приложений более простым и приятным. HTML5 значительно облегчит жизнь разработчикам благодаря упрощению использования и лучшим характеристикам совместимости с предыдущими версиями, взаимодействия и поддержки сценариев. К этому добавляются локальная внешняя память, меньше различий между разными платформами браузеров и лучшее восстановление в тех случаях, когда браузер наталкивается на неправильную разметку.
Естественно, не все браузеры поддерживают весь стандарт целиком. Но поддержка появится со временем. И новые элементы HTML 5 были разработаны с учетом текущей ситуации. С другой стороны, большинство браузеров уже частично поддерживают спецификацию.
Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что разработчики HTML5 заметно потрудились над тем, чтобы начинающим и уже опытным веб-разработчикам стало гораздо проще использовать язык в создании достаточно функциональных и красочных, привлекающих внимание, веб-сайтов. И несмотря на малозначительные недостатки в области хранения данных на локальных дисках язык достаточно лёгок в усвоении и чище по сравнению со своими предшественниками.
Список литературы:
- Web- программирования. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://professorweb.ru
- Фрейн Б. HTML5 и CSS3. Разработка сайтов для любых браузеров и устройств. – СПБ: Питер, 2014. – 304с.
- Хоган Б. HTML5 и CSS3. Веб-разработка по стандартам нового поколения. – СПБ: Питер, 2012. – 272 с.
дипломов
Оставить комментарий