Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2019 г.)

Наука: Экономика

Секция: Теория современного менеджмента

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Фролова А.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. № 7(17). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 54-58.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Фролова Анастасия Александровна

студент 2 курса магистратуры кафедры менеджмента Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева,

РФ, г. Красноярск

FEATURES OF MANAGING THE RESOURCE POTENTIAL OF THE SPHERE OF CULTURE

 

Anastasiya Frolova

the 2nd year student of the magistracy of the department of management Reshetnev Siberian State University of Science and Technology,

Russia, Krasnoyask

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в выявлении особенностей управления ресурсным потенциалом сферы культуры в существующем социокультурном пространстве. Проанализирован существующий ресурсный потенциал сферы культуры и выявлены его особенности. Более углублённое рассмотрение сферы культуры даёт возможность понять её специфику.

ABSTRACT

The purpose of the article is to identify the features of the management of the resource potential of the cultural sphere in the existing socio-cultural space. Analyzed the existing resource potential of the cultural sphere and identified its features. A more in-depth examination of the sphere of culture makes it possible to understand specificity.

 

Ключевые слова: культура, управление, ресурсный потенциал, ресурсы, культурная политика, сфера культуры. 

Keywords: culture, management, resource potential, resources, cultural policy, cultural sphere.

 

В настоящее время сфера культуры актуальны для современного общества. В любых концепциях социально-экономического развития Российской Федерации культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, а также в целом прослеживается тенденция возрастания потребности населения в продуктах культурной деятельности, духовных благах.  

Сегодня сложно представить развитый современный мир без сферы культуры, т. к. она оказывает значительное влияние на разные стороны общества, позволяет решить задачу создания и распространения духовных, нравственных и культурных ценностей, играет важную роль в развитии различных сфер жизнедеятельности общества.

Само понятие «культура» имеет большое количество трактовок:

– культура может выступать как определённая сфера жизни общества, которая институционально закреплена (например, в виде музеев, библиотек и т. д.);

– культура может подразумевать совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации;

– культура может являться средой обитания людей, созданной посредством определённой социальной деятельности и насыщенная результатами этой деятельности.

Во всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятой 02.11.2001, дана следующая формулировка: «Культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков − духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных – и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования» [1].

Данная сфера формирует ценности, мировоззрение, традиции, поведение, образ жизни человек, а также включает в себя ресурсный потенциал, посредством которого транслируются культурные составляющие. Это может быть культурно-историческое наследие (музейное, библиотеч­ное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и дет­ское творчество, кон­цертная деятельность, организация досуга и развлече­ний, искусство и ремёсла и др.

Опираясь на опыт истории, мы понимаем, что со стороны руководителей, стоящих во главе страны, всегда происходило управление духовной частью общества, в т. ч. культурной. В данном случае государство примеряет на себя роль «помощника» или «архитектора» по отношению к культуре, полностью поддерживая её через государственные программы, которые получают долгосрочное прямое финансирование.

Таким образом, происходит наращивание ресурсного потенциала сферы культуры при участии государственных структур [2]:

– законодательство: сфера культуры оснащается нормативными ресурсами такими, как международные акты, федеральные законы (общие и специальные), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти (мини­стерства и ведомства), акты органов местного самоуправления, а также иные документы, локальные нормативные акты;

– администрирование: действия и контроль со стороны государственных органов управление (наличие у каждого учреждения культуры государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности, которые согласовывает учредитель, например, министерство культуры региона, а также наличие стратегии развития сферы на определённый период времени);

– материально-техническая база: создание сети учреждений культуры, которые оказывают населению услуги в сфере культуры;

– финансовые ресурсы: бюджетные и иные поступления от учредителей, доходы от платных форм деятельности,  спонсорские средства, государственные субсидии и гранты, другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности. Большая часть средств поступает именно из местного и федерального бюджетов, которые идут на все крупные и основные культурные проекты в регионе;

– кадровые ресурсы – это весь персонал, работающий в отрасли, соответствующий назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг). В данном случае это руководители учреждений культуры, а также социокультурные менеджеры, технический и младший обслуживающий персонал, деятели культуры и искусства. Данные кадры появляются благодаря наличию рабочих мест, а также появлению различных программ обучения для подготовки специалистов в сфере культуры, деятелей культуры и искусства.

Отсюда исходит, что все те перечисленные виды культурных ресурсов в какой-то мере благодаря государству существуют в данной сфере и функционируют. На федеральном уровне власти происходит формирование отрасли «культура», определение федерального бюджета, выделяемого на культурную сферу, формулировка основных целей и задач, планов работы в целом для страны, а также для субъектов Российской Федерации, дальнейший контроль деятельности федеральных учреждений культуры и учреждений культуры в регионах. На высшем своём уровне органы власти в сфере культуры в целом создают условия для развития культурной деятельности, задают общую стратегию развития культуры в стране, в регионе, в муниципалитете.

Государство через Министерство культуры Российской Федерации старается вовлечь как можно больше граждан в культуру, оказать широкую поддержку творческой инициативе, внедрить новые технологии в деятельность организаций в сфере культуры и т. д. Для этого была разработана Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации, а также приоритетный Национальный проект  «Культура» (до 2024 года).

Именно через такие документы происходит управление ресурсной базой культуры, ставятся определённые цели в части финансов, кадрового потенциала, материально-технического направления. Это позволяет нарастить мощность культуры и увеличить имеющиеся ресурсы.

На основании вышеизложенного можно определить, что в управлении сферой культуры и её ресурсным потенциалом немало важную играет государство, которое в данной коммуникации транслирует нам ориентиры, цели и задачи посредством государственных заданий, стратегий.

Кроме того, стоит отметить, что зачастую ресурсы неосязаемы. Важной составляющей играют люди, именно кадры и те зрители, для которых создаётся культурный продукт или услугу. Здесь кадровая составляющая занимает более 80% ресурсной базы, всегда отличается высоким уровнем профессиональной квалификации и её нельзя заменить машинным трудом, т. к. занимает решающее значение. Также сам результат от получения услуги в сфере культуры может быть заметен не сразу, его нельзя замерить с помощью точных показателей, а также по своей сути он субъективен. В данной сфере в большинстве случаев учитывается такой качественный показатель как удовлетворённость клиента услугой.

 

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принятая Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Болотникова И.М. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. / И.М. Болотникова, С. В. Перминова. – СПб. : СПбГУКиИ, 2007.
  3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.– 3-е изд. – М. : Академический Проект, 2002. – 496 с.
  4. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология»] / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – Издание четвертое, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2009.
  5. Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс. – Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, С. 15-17.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.