Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2015 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛАХ
Щанкина Эмма Викторовна
заместитель директора по информационным технологиям, Самарский финансово-экономический колледж — филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», РФ, г. Самара
COLLEGE STUDENTS’ VIEWPOINTS ABOUT MORAL IDEALS
Emma Schankina
principal Deputy for IT, Samara Financial and Economic College — Samara Branch of Federal State-Budgeted Educational Institution of Higher Professional Education “Financial University under the Government of the Russian Federation”, Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
В данной статье представляются результаты изучения представлений студентов финансово-экономического колледжа о нравственных идеалах, моральных ориентиров, в роли которых выступают ценности в статусе нравственных идеалов.
ABSTRACT
The article presents study results of Financial and Economic College students’ viewpoints of moral ideals, moral guides in the role of which values in the status of moral ideals act.
Ключевые слова: студент; нравственный идеал; ценность; представление; ориентир.
Keywords: student; moral ideal; value; viewpoint; guide.
Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес для педагогики, — проблема формирования нравственных идеалов студентов финансово-экономического колледжа.
Для того, чтобы формировать такие идеалы студентов, необходимо вначале выявить представления студентов колледжа о нравственных идеалах. Выявление представлений первокурсников о нравственных идеалах проводилось на базе Самарского финансово-экономического колледжа — филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». В опросе приняли участие 54 студента первого курса, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет.
В данной статье представлены результаты осмысления ответов студентов на вопросы «Какие нравственные идеалы Вы знаете?» и «Какие нравственные ценности представляют для Вас наибольшее значение?»
Анализ ответов студентов на вопрос «Какие нравственные идеалы Вы знаете?» выявил, что 35,19 % первокурсников в качестве таких идеалов выделяют милосердие, отзывчивость, заботу о других; 22,22 % — доброту, 16,67 % — мужество, смелость; 14,81 % — искренность, честность, взаимопонимание; 11,11 % — взаимоуважение; 7,41 % — порядочность; 5,56 % — чистоту помыслов, душевную чистоту, скромность, бескорыстие. (Общая сумма больше 100 %, поскольку студентам было предложено назвать пять нравственных идеалов.)
Как видим, наиболее значимыми для студентов являются нравственные идеалы милосердия, отзывчивости, заботы о других. Это свидетельствует, во-первых, о понимании ими значения золотого правила нравственности в той его части, которая относится к положительному правилу или правилу милосердия. Понимание студентами значимости золотого правила нравственности объясняется не только тем, что в качестве нравственного идеала они выдвигают милосердие, но и нравственные идеалы отзывчивости, заботы о других. Милосердие, «превышающее любые расчеты» [8, с. 223], идет рука об руку с отзывчивостью и заботой о других. Во-вторых, о гуманистических ориентациях студентов, ибо гуманистический, как подчеркивает В.П. Бездухов, означает «“направленный на человека” как ценность, как цель деятельности» [5, с. 108].
Существенное значение для студентов представляет нравственный идеал доброты. Заметим, что студенты не различают добро как понятие морали и доброту как нравственное качество. Однако доброта как качество есть выступающий в качестве идеала образец. Особо следует отметить, что для первокурсников являются значимыми нравственные идеалы мужества и смелости, что является свидетельством незыблемости таких идеалов.
Студентами называют также нравственные идеалы искренности, честности и взаимопонимания. Честность является необходимым элементом профессиональной этики бухгалтера. Одним из принципов поведения, которые должен соблюдать профессиональный бухгалтер, как подчеркивает А.А. Горланова, является принцип честности [3]. «Без взаимоуважения, взаимопонимания, — подчеркивает Ю.В. Лопухова, — как понятий, на которых основан принцип толерантности и которые раскрывают смысл и содержание толерантности» [6, с. 56], «не может быть сознания своего морального убеждения и морального характера, а это сознание — высшее благо в человеке» [4, с. 253].
Обращает на себя внимание и такой значимый для ряда студентов нравственный идеал, как идеал «чистоты помыслов» и «душевной чистоты» Следует отметить, что наряду с называемыми студентами идеалами «чистота помыслов» и «душевная чистота» в науке выделяют «чистоту действия, чистоту слова и чистоту мысли». «Этос чистоты, — пишет Н. Гартман, — распространяется на все слои человеческого поведения, равно как на все виды актов. И всюду он несет особый отпечаток. Чистота действия — это обыкновение поступать прямо, отсутствие окольных путей и сокрытия истинных целей. Чистота слова — это ясность, которая исключает двусмысленность, неоднозначность, какие бы то ни было подтексты и намеки. Еще глубже чистота мысли, простая фактичность, неотрефлексированная объективность, отсутствие скрытых мотивов и задних мыслей» [1, с. 396].
Итак, наиболее значимыми для студентов — будущих бухгалтеров являются нравственные идеалы милосердия, отзывчивости, заботы о других, доброты, искренности, честности и взаимопонимания. Они в определенной мере понимают значение золотого правила нравственности в части, относящейся к положительному правилу или правилу милосердия. Данные нравственные идеалы отражают гуманистические ориентации студентов. Доброта как качество есть выступающий в качестве идеала образец. Честность является необходимым элементом профессиональной этики бухгалтера, равно как и представителей других профессий.
Анализ ответов студентов на вопрос «Какие нравственные ценности представляют для Вас наибольшее значение?» выявил, что такими ценностями являются дружба (42,59 %), семья (35,19 %), взаимная любовь (31,48 %), верность (22,22 %), свобода, общение (16,67 %), мои права, благополучие (5,56 %). (Общая сумма больше 100 %, поскольку студентам было предложено назвать пять нравственных ценностей.)
Как видим, наибольшее значение для первокурсников представляют ценности дружбы, семьи и любви, что в целом свойственно возрасту студентов. Они, как показали беседы со студентами, ценят дружбу, дорожат ею. Семья для них есть своего комфортная «среда обитания», в которой главным является понимание и забота о родных. Они понимают, что любовь есть ценное, а не контрценное, что любовь пытается противостоять опасности. «Любовь, — пишет Н. Гартман, — устремлена в существенной мере на ценное, но никогда — на контценное. <…> Любовь к ближнему — живое чувство ценности другого; и коль скоро он под угрозой — занимает ли он периферийное или нейтральное положение — любовь пытается противостоять опасности. Она, в сущности, позитивна, стремится ко всему человечному, жизнеспособному и достойному жизни» [1, с. 428]. Понимание первокурсниками значения дружбы, семьи и любви подтверждает высказанное нами предположение о гуманистических ориентациях студентов.
Наиболее значимые для первокурсников ценности есть экзистенциональные ценности, следование которым позволяет человеку «быть самим собой для себя самого и достичь счастья, в полной мере реализовав свои сугубо человеческие свойства — разум, любовь и продуктивный труд» [7, с. 50].
Итак, наибольшее значение для первокурсников представляют ценности дружбы, семьи, любви. Понимание первокурсниками значения дружбы, семьи и любви свидетельствует об их гуманистических ориентациях. Такие ценности позволяют быть самими собой для себя самих.
Обратимся к эмпирическому знанию, полученному в результате осмысления моральных ориентиров, в роли которых выступают ценности в статусе нравственных идеалов. Студентам было предложено выбрать из списка ценностей пять наиболее значимых для них.
Таблица 1.
Статистические данные о выборе студентами наиболее значимых моральных ориентиров (N = 54)
№пп |
Моральные ориентиры |
Количество студентов |
В % |
1 |
Благо |
2 |
3,70 |
2 |
Благородство |
1 |
1,85 |
3 |
Верность |
18 |
33,33 |
4 |
Добро |
5 |
9,26 |
5 |
Долг |
2 |
3,70 |
6 |
Достоинство |
4 |
7,41 |
7 |
Дружба |
17 |
45,20 |
8 |
Искренность |
6 |
11,11 |
9 |
Любовь |
23 |
42,60 |
10 |
Милосердие |
2 |
3,70 |
11 |
Ответственность |
3 |
5,56 |
12 |
Правдивость (правда) |
6 |
11,11 |
13 |
Свобода |
5 |
9,26 |
14 |
Смысл жизни |
11 |
20,37 |
15 |
Совесть |
4 |
7,41 |
16 |
Справедливость |
7 |
12,96 |
17 |
Стыд |
2 |
3,70 |
18 |
Счастье |
8 |
14,81 |
19 |
Честь |
5 |
9,26 |
Исследованием установлено (таблица 1), что ведущими ориентирами, в роли которых выступают ценности в статусе нравственных идеалов, являются ориентиры дружбы (45,20 %), любви (42,60 %), верности (33,33 %). (Общая сумма более 100 %, поскольку студентам было предложено выбрать по пять моральных ориентиров.)
Осмысление ведущих с точки зрения первокурсников моральных ориентиров показывает, что они в определенной мере соотносятся с представляющими для них значение ценностями, выступающими в роли нравственных идеалов. Моральный ориентир указывает на путь движения к «потребному будущему», ценность создает «эскиз будущего», движение к которому осуществляется по указываемому ориентиром пути к нравственному идеалу.
Моральный ориентир верности, распространяемый «на само умонастроение» [1, с. 437]. Студенты, как показали беседы с ними, главным образом указывают на верность в дружбе, ценность которой является для них наиболее значимой, в любви. Понимаемая таким образом верность есть «одновременно устойчивость личности, в конце концов, — это верность в отношении самого себя» [1, с. 438].
Следует отметить, что первокурсники не осознают, что верность есть способность выполнять обещания, договоренности, держать слово, что является весьма важным для любой деятельности, в том числе и для финансово-экономической деятельности. Такая способность есть свидетельство того, что субъект деятельности — моральный человек, который достоин доверия. «Некий человек по праву «считается» моральным среди прочих людей в той мере, в какой ценно данное им слово. Он достоин доверия, способен выполнить соглашение именно настолько, насколько в жизни с ним можно считаться как с единой личностью. Кто однажды это понял, моральная гордость того достойна доверия» [1, с. 436].
Следует отметить, что среди значимых для студентов моральных ориентиров есть ориентир справедливости (12,96 %), что подтверждает высказанное нами предположение о том, что они понимают значение золотого правила нравственности в жизни человека в той его части, которая относится и к правилу справедливости. Однако, придавая значение милосердию и справедливости, студенты не ведут речи о золотом правиле нравственности. Более того, лишь только 5,56 % имеют хоть какое-нибудь представление о таком правиле. Справедливость студенты связывают исключительно со справедливым учителем, который относится ко всем одинаково. Справедливость ассоциируется главным образом с равенством, но с равенством не в значении талиона, правило которого гласит «Поступай по отношению к другим так, как они поступили по отношению к тебе» [2, с. 339], но в значении одинакового отношения одного человека к другим людям в подобных ситуациях.
Следует отметить, что студенты практически не акцентируют внимания на моральном ориентире блага в значении того, что «обладает позитивной ценностью» [8, с. 38].
Итак, представляющие для студентов значение моральные ориентиры, которые указывают на путь к «потребному будущему», в целом соотносятся с представляющими для них значение ценностями, создающими «эскиз будущего».
Список литературы:
- Гартман Н. Этика. СПб.: Владимир Даль, 2002. — 707 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1998. — 472 с.
- Горланова А.А. Профессия и профессиональная этика бухгалтера [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.rae.ru/forum1012/246/979 (Дата обращения 07.10.2013).
- Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. — 528 с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя: монография. Самара: СГПУ, 2002. — 400 с.
- Лопухова Ю.В. Теоретические основы воспитания толерантности студентов вуза: монография. М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2012. — 197 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 416 с.
- Шрейдер Ю.А. Этика: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Текст, 1998. — 271 с.
дипломов
Оставить комментарий